II. Организация по географическому принципу.
Рис. 3.13. Организационная структура отдела маркетинга, построенная по географическому принципу.
Характерны для компаний, торгующих по всей стране (миру). Основные преимущества:
• управляющие и агенты живут в пределах обслуживаемых территорий, что позволяет экономить на разъездах, лучше узнать запросы своих клиентов;
• увязывает стратегию (комплексы) маркетинга со спецификой каждого отдельного региона;
• передает ответственность за получение прибыли на более низкий уровень.
Основные недостатки:
• сложность определения отличий и разделения внимания к отдельным регионам;
• значительные сложности по созданию единого имиджа (репутации) фирмы в отдельно взятых регионах;
• раздутый и сложно контролируемый торговый аппарат.
Подобные указанным, могут использоваться схемы организации маркетинговой деятельности, построенные по товарному принципу, рынкам и покупателям и т.п.
Иной подход - создание смешанных схем организации, например: