II. Организация по географическому принципу.


 

Рис. 3.13. Организационная структура отдела маркетинга, построенная по географическому принципу.

Характерны для компаний, торгующих по всей стране (миру). Основные преимущества:

• управляющие и агенты живут в пределах обслуживаемых территорий, что позволяет экономить на разъездах, лучше узнать запросы своих клиентов;

• увязывает стратегию (комплексы) маркетинга со спецификой каждого отдельного региона;

• передает ответственность за получение прибыли на более низкий уровень.

Основные недостатки:

• сложность определения отличий и разделения внимания к отдельным регионам;

• значительные сложности по созданию единого имиджа (репутации) фирмы в отдельно взятых регионах;

• раздутый и сложно контролируемый торговый аппарат.

Подобные указанным, могут использоваться схемы организации маркетинговой деятельности, построенные по товарному принципу, рынкам и покупателям и т.п.

Иной подход - создание смешанных схем организации, например: