Восприятие покупателем товара-новинки
Восприятие - мысленный процесс, через который проходит индивид от момента, когда он впервые слышит о новинке, до момента ее окончательного принятия, т.е. решения стать регулярным пользователем товара.
Процесс восприятия обычно включают пять этапов:
• осведомленность - потребители узнают о новинке, но еще не имеют о ней достаточной информации;
• интерес - потребитель стимулирован на поиск информации о новинке;
• оценка - потребитель решает, имеет ли смысл опробовать новинку;
• проба - потребитель опробует новинку в небольших масштабах, чтобы составить более полное представление о ее ценности;
• непосредственно восприятие - потребитель решает регулярно и в полном объеме пользоваться новинкой.
Восприимчивость к новому - это степень сравнительного опережения индивидом остальных членов своей общественной системы в восприятии новых идей. По степени восприимчивости потребителей делят на пять групп (рис.2.8).
Рис. 2.8.Категории потребителей по времени восприятия ими новинок. (по Роджерсу).
Выделяют пять основных характеристик, определяющих темпы восприятия новинки:
• сравнительное преимущество - степень ее кажущегося превосходства над существующими товарами;
• совместимость - степень соответствия принятым потребительским ценностям и опыту потребителей;
• сложность - степень относительной сложности понимания ее сути и использования;
• делимость процесса знакомства - возможность опробовать ее в ограниченных масштабах;
• коммуникационная наглядность - степень наглядности и возможности описания другим результатов ее использования.
Кроме того возможен также учет таких характеристик, как начальная цена, текущие издержки, доля риска и неопределенности, научная достоверность и одобрение со стороны общества.