Понятие звука речи
Фонетика как раздел языкознания
Гипотеза спонтанного скачка
Трудовые гипотезы
Жестовая теория
Гипотеза общественного (социального) договора.
Биологическая гипотеза
Язык - естественный организм, возникает самопроизвольно, имеет определенный срок жизни и умирает как организм.
Выдвинул гипотезу немецкий лингвист Август Шлейхер (1821-1868) под влиянием дарвинизма.
Эту гипотезу поддерживал английский философ Томас Гоббс (1588-1679): чтобы выжить, людям пришлось объединиться в государство, заключив между собой договор. Для этого потребовалось изобрести язык, который возник по установлению.
Выдвигали эту теорию Этьен Кондильяк (1715 – 1780), Жан Жак Руссо и немецкий психолог и философ Вильгельм Вундт (1832-1920):
Язык образуется произвольно и бессознательно. Но сначала у человека преобладали физические действия (пантомима). Эти «мимические движения» были трех видов: рефлекторные, указательные и изобразительные.
а) Коллективистская гипотеза (теория трудовых выкриков)
Язык появился в ходе коллективной работы из ритмичных трудовых выкриков.
Выдвинул гипотезу Людвиг Нуаре (1827-1897), немецкий ученый второй половины XIX века.
б) Трудовая гипотеза Энгельса
Труд создал человека, а одновременно с этим возник и язык.
Теорию выдвинул немецкий философ Фридрих Энгельс (1820-1895)
По этой гипотезе язык возник скачком, сразу же с богатым словарем и языковой системой.
Высказывал гипотезу немецкий лингвист Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835)
Тема № 4 Фонетика
1. Фонетика как раздел языкознания
2. Понятие звука речи
3. Физический аспект фонетики: сведения из акустики
4. Физиологический аспект фонетики: Анатомия речевого аппарата и физиология органов речи
5. Классификация звуков речи
6. Фонетическое членение речи
Фонетика – это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка (звуковые средства языка): звуки и их комбинации, ударение, интонацию.
В зависимости от объема материала различаются:
1. общая фонетика - исследует закономерности, характерные для звуковой стороны любого языка.
2. сопоставительная фонетика - занимается выявлением общего и особенного в звуковой стороне двух или нескольких сопоставляемых или сравниваемых языков.
3. частная фонетика отдельных языков - изучает особенности звуковой стороны отдельного языка в возможно более полном объеме.
В фонетике отдельных языков различаются:
Ø историческая фонетика –изучает историю звуковых средств данного языка в той мере, в какой она отражена в памятниках письменности на этом языке, диалектной речи и т. д.
Ø описательная фонетика –изучает звуковые средства отдельного языка в определенный период его истории или в современном состоянии.
Звуковой строй – это особый ярус в структуре языка.
Звук речи – это акустический феномен, создаваемый в результате эффекта колебательных движений выдыхаемой воздушной струи по мере ее прохождения через систему органов речи.
Звуки как материальные знаки языка – выполняют две функции:
а) перцептивную – функцию доведения речи до восприятия
б) сигнификативную – функцию различения значимых единиц языка морфем и слов.
Звуки речи - это минимальные, далее неразложимые фонетические единицы.
Они могут быть описаны в трех аспектах:
Ø с акустической,
Ø с артикуляционной
Ø с функциональной (смыслоразличительной) стороны.
3. Физический аспект фонетики: сведения из акустики
Акустика – раздел физики, который занимается общей теорией звука.
С точки зрения акустики, звук – это результат колебательных движений какого-либо тела в какой-либо среде, осуществляемый действием какой-либо движущей силы и доступный для слухового восприятия.
Звуки делятся на Тоны (музыкальные звуки) и Шумы (немузыкальные звуки).
Тон- это периодические (ритмичные) колебания голосовых связок.
Шум- это непериодические (неритмичные) колебания звучащего тела, например, губ.
Гласные состоят из тона, т. е. голоса при отсутствии преграды.
Согласные из шума (или шума и тона), т. е. с участием преграды.
Акустика различает в звуке следующие признаки:
1. Высоту, что зависит от частоты колебаний. Чем выше частота колебаний, тем выше звук.
2. Силу, что зависит от амплитуды (размаха) колебаний, т. е. от расстояния высшей точки подъема и низшей точки падения звуковой волны; чем больше амплитуда колебания, тем сильнее звук.
3. Длительность или долготу, т. е. продолжительность данного звука с его количеством колебаний во времени; для языка важна главным образом соотносительная длительность звуков.
4. Тембр звука, т. е. индивидуальное качество его акустических признаков.
Для образования звуков, и в частности звуков речи, очень важную роль играет резонанс. Резонанс возникает в замкнутой воздушной среде.
Роль стенок резонатора основана на известном физическом законе: гладкая поверхность отражает, а рыхлая поглощает.
Поэтому напряженная мускулатура языка содействует излучению резонаторных тонов, рыхлая же поверхность ненапряженного языка впитывает тоны и смазывает характерные резонаторные тоны.
4. Физиологический аспект фонетики: Анатомия речевого аппарата и физиология органов речи
Речевой аппарат (артикуляционный аппарат) - совокупность органов человеческого организма, приспособленная для производства и восприятия речи.
Речевой аппарат в широком смысле охватывает:
1. центральную нервную систему,
2. органы слуха и зрения,
3. органы речи.
Центральная нервная система ►
представлена головным мозгом, ►
который через моторный центр речи (зона Брока́) ►
посылает определенные импульсы ►
через нервную систему ►
к органам произнесения (артикуляции) речи.
К органам речи, или речевому аппарату в узком смысле, относят:
Ø дыхательный аппарат(легкие, бронхи, трахея, диафрагма и грудная клетка), который создает воздушную струю, обеспечивающую образование звуковых колебаний, необходимых для артикуляции;
Ø органы произнесения(артикуляции) речи, которые обычно называют также органами речи (в узком смысле).
Ø
Речевые центры мозга
Зона Ве́рнике (1). Зона Брока́ (2) – отвечают за речевую деятельность.
Зона Брока́- это двигательный центр речи, зона речедвигательных органов - моторики речи, отвечает за воспроизведение речи.
Управляет мышцами лица, языка, глотки, челюстей и находится в нижней лобной доле головного мозга, в задней части нижней лобной извилины вблизи от лицевого представительства двигательной коры . При его поражении нарушается артикуляция.
Центр речи Ве́рнике, отвечающий за понимание речи, - слуховой центр речи (вторичное слуховое поле).
Это крупная область в верхне-заднем участке височной доли, в задней части верхней височной извилины недалеко (сзади) от первичной слуховой коры. Основная его функция - преобразование слуховых сигналов в нейронные коды слов, которые активируют соответствующие образы или понятия
Дугообразный пучоксоединяет зону Брока и зону Вернике, образуя систему, отвечающую за речь
Повреждение центра Вернике вызывает сенсорную афазию, когда больной с трудом воспринимает услышанную речь или написанный текст , но способен говорить.
Афазия - гр. aphasia - полное или частичное нарушение речи. Диагноз афазии ставят при центральных нарушениях любых сторон речи - называния предметов, поиска слов, грамматического строя речи, понимания речи.
Т.о. весь речевой аппарат с точки зрения образования звуков речи, можно разделить на три части:
1) Все, что ниже гортани– нижний этаж речевого аппарата
Состоит из:
двух легких,
двух бронхов,
трахеи
диафрагмы
Нагнетает струю выдыхаемого воздуха напряжением мускулов диафрагмы.
Образовать звуки речи в нижнем этаже речевого аппарата нельзя.
2) Гортань – средний этаж речевого аппарата.
Состоит из двух больших хрящей. Выступ одного из них (щитовидного хряща) в просторечии называется «адамовым яблоком» или «кадыком»). Эти хрящи образующих остов гортани, внутри которого наклонно натянуты мускулистые пленки в виде занавеса. Центральные края занавеса из мускулистой пленки – голосовые связки.
1. вдох,
2. выдох и при произношении глухих согласных и глухих гласных (топот, локоть)
3. человек запыхался и тяжело дышит или гортанный шуршащий звук, придыхание
4. щелчок в гортани, или, иначе, гортанный взрыв
5. шепот
6. колебание напряженных связок - очень высокие звуки – это фальцет
7. колебание напряженных связок - образование голоса
3) Все выше гортани– верхний этаж речевого аппарата – резонатор, источник образования звуков речи.
Подразделяется на две полости: ротовую и носовую
полость глотки(фаринкс), где расположен хрящ надгортанника
Носовая полость – неизменяемый по объему и форме резонатор, придающий звучанию носовой (назальный) тембр
Ротовая полость может менять свою форму и свой объем благодаря наличию подвижных органов: губ, языка, маленького язычка, мягкого неба и в некоторых случаях надгортанника.
Нёбо разделяет ротовую и носовую полости: передняя часть – твёрдое нёбо; задняя часть – мягкое нёбо(нёбная занавеска), заканчивающаяся маленьким язычком.
Язык – самый подвижный из органов речевого аппарата. Состоит из: корня (основание, которым язык прикреплен к подъязычной кости); спинки (задняя, средняя и передняя части); особо можно выделить кончик языка.