Понятие звука речи


Фонетика как раздел языкознания

Гипотеза спонтанного скачка

Трудовые гипотезы

Жестовая теория

Гипотеза общественного (социального) договора.

Биологическая гипотеза

Язык - естественный организм, возникает самопроизвольно, имеет определенный срок жизни и умирает как организм.

Выдвинул гипотезу немецкий лингвист Август Шлейхер (1821-1868) под влиянием дарвинизма.

Эту гипотезу поддерживал английский философ Томас Гоббс (1588-1679): чтобы выжить, людям пришлось объединиться в государство, заключив между собой договор. Для этого потребовалось изобрести язык, который возник по установлению.

Выдвигали эту теорию Этьен Кондильяк (1715 – 1780), Жан Жак Руссо и немецкий психолог и философ Вильгельм Вундт (1832-1920):

Язык образуется произвольно и бессознательно. Но сначала у человека преобладали физические действия (пантомима). Эти «мимические движения» были трех видов: рефлекторные, указательные и изобразительные.

а) Коллективистская гипотеза (теория трудовых выкриков)

Язык появился в ходе коллективной работы из ритмичных трудовых выкриков.

Выдвинул гипотезу Людвиг Нуаре (1827-1897), немецкий ученый второй половины XIX века.

б) Трудовая гипотеза Энгельса

Труд создал человека, а одновременно с этим возник и язык.

Теорию выдвинул немецкий философ Фридрих Энгельс (1820-1895)

По этой гипотезе язык возник скачком, сразу же с богатым словарем и языковой системой.

Высказывал гипотезу немецкий лингвист Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835)

Тема № 4 Фонетика

1. Фонетика как раздел языкознания

2. Понятие звука речи

3. Физический аспект фонетики: сведения из акустики

4. Физиологический аспект фонетики: Анатомия речевого аппарата и физиология органов речи

5. Классификация звуков речи

6. Фонетическое членение речи

 

Фонетика – это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка (звуковые средства языка): звуки и их комбинации, ударение, интонацию.

В зависимости от объема материала различаются:

1. общая фонетика - исследует закономерности, характерные для звуковой стороны любого языка.

2. сопоставительная фонетика - занимается выявлением общего и особенного в звуковой стороне двух или нескольких сопоставляемых или сравниваемых языков.

3. частная фонетика отдельных языков - изучает особенности звуковой стороны отдельного языка в возможно более полном объеме.

В фонетике отдельных языков различаются:

Ø историческая фонетика –изучает историю звуковых средств данного языка в той мере, в какой она отражена в памятниках письменности на этом языке, диалектной речи и т. д.

Ø описательная фонетика –изучает звуковые средства отдельного языка в определенный период его истории или в современном состоянии.

Звуковой строй – это особый ярус в структуре языка.

Звук речи – это акустический феномен, создаваемый в результате эффекта колебательных движений выдыхаемой воздушной струи по мере ее прохождения через систему органов речи.

Звуки как материальные знаки языка – выполняют две функции:

а) перцептивную – функцию доведения речи до восприятия

б) сигнификативную – функцию различения значимых единиц языка морфем и слов.

Звуки речи - это минимальные, далее неразложимые фонетические единицы.

Они могут быть описаны в трех аспектах:

Ø с акустической,

Ø с артикуляционной

Ø с функциональной (смыслоразличительной) стороны.

3. Физический аспект фонетики: сведения из акустики

Акустика – раздел физики, который занимается общей теорией звука.

С точки зрения акустики, звук – это результат колебательных движений какого-либо тела в какой-либо среде, осуществляемый действием какой-либо движущей силы и доступный для слухового восприятия.

Звуки делятся на Тоны (музыкальные звуки) и Шумы (немузыкальные звуки).

Тон- это периодические (ритмичные) колебания голосовых связок.

Шум- это непериодические (неритмичные) колебания звучащего тела, например, губ.

Гласные состоят из тона, т. е. голоса при отсутствии преграды.

Согласные из шума (или шума и тона), т. е. с участием преграды.

Акустика различает в звуке следующие признаки:

1. Высоту, что зависит от частоты колебаний. Чем выше частота колебаний, тем выше звук.

2. Силу, что зависит от амплитуды (размаха) колебаний, т. е. от расстояния высшей точки подъема и низшей точки падения звуковой волны; чем больше амплитуда колебания, тем сильнее звук.

3. Длительность или долготу, т. е. продолжительность данного звука с его количеством колебаний во времени; для языка важна главным образом соотносительная длительность звуков.

4. Тембр звука, т. е. индивидуальное качество его акустических признаков.

Для образования звуков, и в частности звуков речи, очень важную роль играет резонанс. Резонанс возникает в замкнутой воздушной среде.

Роль стенок резонатора основана на известном физическом законе: гладкая поверхность отражает, а рыхлая поглощает.

Поэтому напряженная мускулатура языка содействует излучению резонаторных тонов, рыхлая же поверхность ненапряженного языка впитывает тоны и смазывает характерные резонаторные тоны.

4. Физиологический аспект фонетики: Анатомия речевого аппарата и физиология органов речи

Речевой аппарат (артикуляционный аппарат) - совокупность органов человеческого организма, приспособленная для производства и восприятия речи.

Речевой аппарат в широком смысле охватывает:

1. центральную нервную систему,

2. органы слуха и зрения,

3. органы речи.

Центральная нервная система

представлена головным мозгом, ►

который через моторный центр речи (зона Брока́)

посылает определенные импульсы

через нервную систему ►

к органам произнесения (артикуляции) речи.

К органам речи, или речевому аппарату в узком смысле, относят:

Ø дыхательный аппарат(легкие, бронхи, трахея, диафрагма и грудная клетка), который создает воздушную струю, обеспечивающую образование звуковых колебаний, необходимых для артикуляции;

Ø органы произнесения(артикуляции) речи, которые обычно называют также органами речи (в узком смысле).

Ø

Речевые центры мозга

Зона Ве́рнике (1). Зона Брока́ (2) – отвечают за речевую деятельность.

Зона Брока́- это двигательный центр речи, зона речедвигательных органов - моторики речи, отвечает за воспроизведение речи.

Управляет мышцами лица, языка, глотки, челюстей и находится в нижней лобной доле головного мозга, в задней части нижней лобной извилины вблизи от лицевого представительства двигательной коры . При его поражении нарушается артикуляция.

Центр речи Ве́рнике, отвечающий за понимание речи, - слуховой центр речи (вторичное слуховое поле).

Это крупная область в верхне-заднем участке височной доли, в задней части верхней височной извилины недалеко (сзади) от первичной слуховой коры. Основная его функция - преобразование слуховых сигналов в нейронные коды слов, которые активируют соответствующие образы или понятия

Дугообразный пучоксоединяет зону Брока и зону Вернике, образуя систему, отвечающую за речь

Повреждение центра Вернике вызывает сенсорную афазию, когда больной с трудом воспринимает услышанную речь или написанный текст , но способен говорить.

Афазия - гр. aphasia - полное или частичное нарушение речи. Диагноз афазии ставят при центральных нарушениях любых сторон речи - называния предметов, поиска слов, грамматического строя речи, понимания речи.

 

Т.о. весь речевой аппарат с точки зрения образования звуков речи, можно разделить на три части:

1) Все, что ниже гортани– нижний этаж речевого аппарата

Состоит из:

двух легких,

двух бронхов,

трахеи

диафрагмы

Нагнетает струю выдыхаемого воздуха напряжением мускулов диафрагмы.

Образовать звуки речи в нижнем этаже речевого аппарата нельзя.

 

2) Гортань – средний этаж речевого аппарата.

Состоит из двух больших хрящей. Выступ одного из них (щитовидного хряща) в просторечии называется «адамовым яблоком» или «кадыком»). Эти хрящи образующих остов гортани, внутри которого наклонно натянуты мускулистые пленки в виде занавеса. Центральные края занавеса из мускулистой пленки – голосовые связки.

1. вдох,

2. выдох и при произношении глухих согласных и глухих гласных (топот, локоть)

3. человек запыхался и тяжело дышит или гортанный шуршащий звук, придыхание

4. щелчок в гортани, или, иначе, гортанный взрыв

5. шепот

6. колебание напряженных связок - очень высокие звуки – это фальцет

7. колебание напряженных связок - образование голоса

 

3) Все выше гортани– верхний этаж речевого аппарата – резонатор, источник образования звуков речи.

Подразделяется на две полости: ротовую и носовую

полость глотки(фаринкс), где расположен хрящ надгортанника

 

Носовая полость – неизменяемый по объему и форме резонатор, придающий звучанию носовой (назальный) тембр

Ротовая полость может менять свою форму и свой объем благодаря наличию подвижных органов: губ, языка, маленького язычка, мягкого неба и в некоторых случаях надгортанника.

Нёбо разделяет ротовую и носовую полости: передняя часть – твёрдое нёбо; задняя часть – мягкое нёбо(нёбная занавеска), заканчивающаяся маленьким язычком.

Язык – самый подвижный из органов речевого аппарата. Состоит из: корня (основание, которым язык прикреплен к подъязычной кости); спинки (задняя, средняя и передняя части); особо можно выделить кончик языка.