Развитие науки и новые открытия.


Выделение социологии в самостоятельную науку было подготовлено всем предшествующим экономическим, социально-политическим и духовным развитием человечества.

Политэкономии и др.

Истории,

Теории государства и права

Правоведения,

Философии истории,

Социальной философии,

От «Государства» Платонаи «Политики»Аристотеля (V — IV вв. до н.э.) до «О духе законов»Ш.Монтескье и «Об общественном договоре» Ж.Ж.Руссо (XVIII в.) — таков длинный исторический путь обществознания от древних и средневековых учений до нового времени.

В XIX в. развитие специальных общественных наук, изучающих отдельные социальные явления и области общественной жизни, достигло такого уровня, когда стали возможны обобщения, которыми занимается социология как наиболее общая наука о социальных явлениях. Но лишь в XIX в. появилась необходимость в формировании такой науки, которая открывала бы наиболее общие закономерности общественного развития. А к середине XIX столетия утверждается понимание социологии в качестве самостоятельной науки об обществе как целостной системе, наряду с физикой, химией и биологией.

1. Промышленный переворот и развитие противоречий капиталистического общества. Первая половина XIX в. — это время

· бурного промышленного развития передовых стран, связанного прежде всего с овладением и использованием силы пара и внедрением машинной индустрии;

· стремительного роста городов, роста числа бедных слоев населения;

· фундаментальных открытий практически во всех областях естествознания;

· сложных, быстрых, масштабных и острых социально-политических конфликтов и перемен в западно-европейских странах. Так, в Европе в это время прошли: восстание лионских ткачей во Франции, силезских ткачей в Германии (1844 г.), Чартистское движение в Англии, революция 1848 г. во Франции.

Быстрое развитие капиталистического общества и нарастающая динамика социальных конфликтов потребовали не только социально-философского, но и сугубо научного объяснения социальных феноменов. Более рельефно обнаружилось серьезное отставание знания людей о самих себе и о том обществе, в котором они живут.

Еще в XVII в. в социально-философских теориях возникает идея о том, что общество — это система. Социальные философы той эпохи рассматривают общество как часть природы (например, Гоббсово «естественное право») и исходят из естественнонаучных представлений своего времени о природе.Принципиальная отличительная особенность здесь состояла в том, что общество рассматривалось просто как часть природы, а знание о нем — как составная часть других, уже известных наук, как «политическая арифметика», «социальная физика» и т.д.

В XVIII веке, веке ньютоновой физики, веке Просвещения, общество сравнивается с машиной («механическая» модель), в которой каждый «винтик» выполняет свою работу (так трактуются разделение труда, межличностные связи, обмен).

В XIX в. социальные мыслители рассматривают хозяйственно-экономическую жизнь независимо от политики. Если ранее ученые исходили из принципа автономности экономики по отношению к государству и праву, то Ж.Ж. Руссо, выявив значение экономических отношений собственности, вплотную подходит к решению проблемы социального неравенства в развитии общества.

1. Параллельно общим социально-философским теориям развиваются конкретные социальные исследования, продиктованные практическими потребностями управления. Английские «политические арифметики» еще в XVII в. (Джон Граунт и Эдмунд Галлей) заложили основы демографии, выработав методы количественного исследования социальных закономерностей.

2. Великие географические открытия приводят к развитию антропологии уже не в медицинском, а в социологическом смысле (работы Ж.Л. Бюффона).

3. Быстро развиваются и другие, близкие социологии науки — экономика, история, статистика (особенно социальная статистика), а также естественные и точные науки, которые постоянно оказывают мощное воздействие на науки общественные.

4. Одним из наиболее значительных открытий в 1838 - 1839 гг. в. стало открытие клетки немецкими учеными Шлейденом и Шванном, на основе которого была создана клеточная теория строения живого вещества.

5. Другим значительным открытием стала эволюционная теория Ч. Дарвина, которая заставила ученых обратить внимание на тот простой факт, что между человеком и животным имеется не только различие, но и сходство, что человек — продукт длительной биологической эволюции и одно из звеньев ее цепи. Эволюционизм стал одним из основных факторов идейного климата второй половины XIX в. и как ведущее направление общественной мысли того времени опирался на представление о единстве законов истории природы и человека, о единстве метода естественных и общественных наук. Социальную эволюцию стали рассматривать как продолжение или составную часть биологической эволюции.