Социальной работы


Особенности научно-информационного обеспечения и управления

Под информацией понимаются сведения, полученные в резуль­тате переработки данных, представляющих собой сигналы, из ко­торых извлекается информация. С точки зрения классической теории информации понятие «информация» определяется через меру уменьшения неопределенности знания о каком-либо событии. Это понятие научное и впервые было дано в 50-е годы нашего века в трудах К. Шеннона и Н. Винера по теории информации в связи с развитием нового научного направления – кибернетики. Первона­чально теория информации возникла как количественная матема­тическая теория.

Идет непрерывный процесс переосмысления (углубления и рас­ширения) этого понятия. Если сначала под информацией понима­лись сведения, передаваемые людьми устным, письменным или иным способом, то к концу XX в. информация стала рассматри­ваться как универсальная субстанция, пронизывающая все сферы человеческой деятельности, служащая проводником знаний и мнений, инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества, утвер­ждения стереотипов мышления и поведения. Именно такое опреде­ление дает ЮНЕСКО.

Социальная информация – ориентирующее знание о состоянии социальной системы, процесс обеспечения информационных по­требностей общества на основе применения информационных тех­нологий. Информация – это ценнейший интеллектуальный ресурс в системе жизнеобеспечения общества, важнейшая часть его интел­лектуальной собственности, доля которой постоянно возрастает. Можно сказать, что информация – это инфраструктура интеллек­туальной собственности, ибо интеллектуальная собственность берет начало с информации как фундаментальной базы.

Особенно велико значение информации (процессов ее сбора, хранения, переработки и использования) в управлении обществен­ными делами, социальными процессами.

Достоверная информация необходима для всех этапов управле­ния: постановки целей, оценки проблемной ситуации, принятия управленческих решений, для организации и регулирования управ­ляющей системы. Субъект управления также должен быть инфор­мирован о результатах выполнения принятых решений, на основе чего он корригирует прошлые решения и принимает новые, с учетом допущенных ранее просчетов и неоптимальных действий.

Поэтому сбор и переработка информации, ее эффективное использование – необходимый компонент управления. Информа­ция, используемая в управлении обществом, по самой своей природе социальная. Отражая общественные отношения (в широком смысле), отношения и процессы любого типа и уровня, она является высшим, наиболее сложным и многообразным типом информации.

Использование социальной информации связано с высшим типом целесообразности – осознанной целесообразностью, прису­щей только человеку мыслящему, осознанно действующему. Содер­жанием социальной информации является логическое мышление. Ее материальный носитель – слышимое или видимое слово, знак, речь, которые представляют высший тип сигнала («сигнал сигна­лов»).

Информация классифицируется по различным основаниям:

– сферам общественной жизни (экономическая, социальная, политическая,);

– источникам поступления (внутренняя и внешняя);

– материальным носителям (бумажная, электронная, электри­ческая); – формам носителей (ра­дио, телевидение, печатная – книги, газеты, журналы);

– периодам использования (справоч­ная, нормативная и переменная – оперативные сведения);

– видам основных функций управления (прогнозная, органи­зационная, контрольно-учебная, регулятивная);

– характеру представления (количественная и качественная).

К информации обычно предъявляются определенные требования: полнота; достоверность; оперативность; прозрачность – невозможность различных толкований; экономичность затрат при сборе информации.

Информация, используемая в управлении общественными сис­темами, являет собой сложную совокупность, взаимодействие раз­личных информационных потоков. Сюда входит: исходная информация, необходимая для выработки и принятия управленче­ских решений; сами решения, или управленческие команды, предоп­ределяющие организацию управляющих и управляемых систем; регулирующая информация, представленная различного рода пара­метрами, нормативами, законами, инструкциями, технологически­ми картами и т. д.; оперативная информация, поступающая в процессе функционирования системы и характеризующая ее состо­яние; внешняя информация, поступающая от других систем, коммуникационно (функционально или структурно) связанных с данной системой; контрольно-учетная информация, характеризующая тече­ние и результаты работы системы. Отобрать из многообразия ин­формации данные, имеющие для управления существенное значение,— важная и трудная задача.

Всю информацию можно подразделить на потоки внутри данной системы, между ее компонентами (внутренняя информация), и по­токи информации, циркулирующей между данной системой и внеш­ней средой, с которой она состоит в функциональных связях (внешняя информация).

Информация внутреннего порядка обеспечивает взаимодейст­вие между звеньями системы, объединяет их в единое целое, обеспечивает их движение к стоящей перед системой общей цели. Информация внешнего порядка устанавливает коммуникации дан­ной системы с другими системами, оказывающими на нее различ­ного рода воздействие.

Особенно большое значение имеет циркуляция информации между объектом и субъектом управления. Информация этого рода включает два типа потоков: потоки, циркулирующие по каналам прямой связи – от субъекта к объекту (прямая информация); пото­ки, циркулирующие по каналам обратной связи – от объекта к субъекту (обратная информация).

Оптимальным течение информационных потоков является в том случае, когда при минимуме первичной объективной информации достигается максимум полезной для управления информации, в результате чего обеспечивается эффективное функционирование системы.

Решить задачу оптимума информации весьма трудно, поскольку социальные системы вследствие их многокомпонентности и разно­образия внутренних и внешних взаимодействий являют собой ши­рокую сеть альтернатив, причем не столько равновероятностных, сколько разновероятностных. Естественно, что оптимальное коли­чество информации об общественной системе представляется в натуральном выражении достаточно большим. К тому же часть информации, поступающей от объекта к субъекту, теряется, часть искажается в результате ряда помех не только технического порядка, но и психологического, поскольку выбор сообщений для передачи, а также прием сообщений человеком облекаются в субъективную форму и в определенной мере зависят от его личного опыта, компетентности, психических особенностей.

Отсюда особую важность для достижения оптимума информации приобретают методи­ка и техника сбора первичных данных, их репрезентативность, надежность и высокая пропускная способность каналов прохожде­ния информации, методика и техника приема и обработки инфор­мации.

Разработка системы мер, расширяющих возможности наиболее эффективного использования информации, – важное условие ус­пеха в управлении. Среди этих мер первостепенное значение имеет тщательная подготовка субъекта управления к восприятию, оценке информации, выработка умения оценить ее социальную значи­мость, выбрать из потока информации наиболее общезначимую, наиболее социальную, поскольку этого типа информация неоцени­ма в управлении. Сбор и обработка социальной информации не­мыслимы без применения современных технических средств.

Важнейшим средством получения достоверной социальной ин­формации является не только широкое использование технических (компьютерных) средств получения социальной информации, но и формирование нового типа культуры — гуманитарно-технологиче­ской. Важнейшим механизмом его формирования является измене­ние стиля мышления, который постепенно становится концеп­туальным (гуманитарным), стратегическим и конструктивным, тех­нологическим, находящим пути и средства решения все усложня­ющихся социальных задач. Наличие в нашем обществе двух культур, «гуманитарной» и технократической, которые пока слабо взаимо­действуют, порождает многие информационные проблемы в управлении.

Трудно найти сферу или область человеческой деятельности, где бы информация не играла важной роли, ибо она обеспечивает самоорганизацию не только человека, но и всего животного и растительного мира. Поэтому появилась новая отрасль научного знания – информациология – наука фундаментального исследова­ния всех процессов и явлений микро– и макромиров вселенной, обобщения практического и теоретического материала физико-химических, астрофизических, ядерных, биологических, космических и других исследований с единой информационной точки зрения.

Информационная революция предъявляет новые требования к деловым качествам руководителя. Среди них можно назвать умение и навыки пользоваться сложной техникой управления, определять стратегию развития информационных систем, разрабатывать про­граммные продукты для машинных носителей информации, что позволяет в управлении своевременно обнаруживать и разрешать конфликты, быстро ориентироваться при возникновении проблем­ных ситуаций, четко обосновывать принятые решения, своевремен­но доводить их до исполнителей.

Творческий подход к решению управленческих задач, развитие стратегического мышления в процессе подготовки и переподготов­ки руководителей все более тесно связывают теперь с использова­нием новой информационной технологии, с широкими возмож­ностями автоматизированных систем.

В целом информационные технологии коренным образом пре­образуют интеллектуальный потенциал управления. Именно информационные технологии позволяют активизиро­вать и эффективно использовать мировые, национальные и регио­нальные информационные ресурсы общества, которые сегодня становятся таким же стратегически важным фактором развития цивилизации, как полезные ископаемые, энергия, материальные и людские ресурсы.

Информационные технологии занимают сегодня центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития систем образования и культуры. Практически во всех развитых и во многих развивающихся странах компьютерная и телевизионная техника, телекоммуникационное оборудование, учебные программы и ин­формация на оптических дисках становятся привычными атрибу­тами не только высших учебных заведений, но и обычных школ системы начального и среднего образования.

Развитие средств информатики и информационных технологий открывает новые возможности для решения ряда актуальных про­блем культуры. Одной из них является проблема сохранения культур­ного наследия общества, представленного в виде древних книг, манускриптов, картин, фотографий, звуковых записей, кинолент, видеоматериалов и т. п. Другая проблема заключается в том, чтобы обеспечить возможность достаточно широкого доступа заинтересо­ванных пользователей к этим материалам, не создавая при этом угрозы для их дальнейшей сохранности.

Информатика и информационные технологии являются необ­ходимыми и весьма эффективными средствами для решения про­блем обеспечения национальной безопасности страны, так как многие из этих проблем имеют существенно информационный характер, например проблемы обеспечения военной безопасности, решение которых просто невозможно без использования специаль­ных средств и систем компьютерной и информационной техники.

К числу таких проблем, особенно обострившихся сегодня, от­носится экологическая проблема и ее важная часть – экология чело­века. Так, например, обеспечение химической безопасности человека в современных условиях им самим же созданного искус­ственного мира становится одной из наиболее острых и актуальных проблем национальной безопасности. И возможности решения этой проблемы оказываются самым тесным образом связанными с ис­пользованием современных информационных технологий.

Другая серьезная проблема национальной безопасности, кото­рая также требует использования самых последних достижений в области информатики, – это борьба с преступностью, в том числе с ее наиболее опасным проявлением – организованной преступно­стью. Проблема противодействия преступности в ее традиционных формах, а также в качестве новых видов преступлений против личности и общества (таких, как экологические и компьютерные преступления) может быть эффективно решена лишь на основе создания и широкого внедрения в сферу деятельности органов безопасности новейших средств информатики и информационных технологий.

В настоящем и в будущем всем предстоит решать проблему адаптации к новым условиям жизни в информационном обществе, где решающую роль будут играть не вещество и энергия, а информация и научные знания. Уже сегодня они рассматриваются специалиста­ми в качестве приоритетных факторов, которые будут определять не только общий стратегический потенциал общества, но и перс­пективы его дальнейшего развития.

Как и всякое новшество, инфор­мационные технологии несут в себе и новые опасности, они могут служить и дестабилизирующим фактором. Все зависит от того, в чьих руках они окажутся. Так, появление информационной техники дает широкую возможность вмешиваться в личную жизнь людей, подрывать национальную безопасность других стран, манипулиро­вать общественным мнением и поведением людей. Все это требует разносторонних мер защиты информационного поля, в том числе правового.

Выводы

1. Понятие «информация» в конце XX в. стало одним из самых употребляемых потому, что информация пронизывает все сферы человеческой деятельности, служит проводником всех знаний и мнений, универсальным инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества, нагнетания конфликтов и напряженности, утвер­ждения стереотипов мышления и поведения. В результате инфор­мационной революции информация становится важнейшим ресурсом не только управления, но и всей общественной жизни. Социальная информация – это ориентирующее знание о состоя­нии социальной системы, процесс обеспечения познавательных потребностей общества на основе применения информационных технологий.

2. Достоверная информация необходима для всех этапов управления: от постановки задач до осуществления мер социального контроля, оценки эффективности принятых решений и их коррек­ции. Поэтому без необходимого информационного обеспечения нет эффективного социального управления.

3. Существуют определенные законы и принципы современного сбора, хранения и анализа информации, которые необходимо знать. Например, очень важно понять, что информации не должно быть много, она не должна содержать неиспользуемых сведений, которые осложняют работу по принятию решения. Информация должна формироваться на основе объективных данных, поступать в сроки, достаточные для принятия своевременного решения, и т. п.