Модель деятельности практического психолога по Аллену-Абрамовой


Основные качества психолога
Квалифицированного Неквалифицированного
1. Цели психологической помощи
Ориентирует клиента в его целях, предлагая ему максимально возможное число вариантов поведения; свою задачу видит в расширении возможностей клиента. Преследует свои цели, использует клиента для реализации собственных склонностей, демонстрации своей исключительности или решения собственных проблем.
2. Отклики и реакции в ситуации профессиональной деятельности
Дает разнообразные вербальные и невербальные отклики; избегая оценочных суждений, дает конструктивную обратную связь. Демонстрирует типичный, шаблонный стиль общения, дает стереотипные оценки.
3. Мировоззрение (концепция) практического психолога
Понимает сложность исследования человеческой индивидуальности и воздействия на нее, осознает невозможность многомерного ее описания в рамках одной концепции и поэтому стремится использовать в работе множество концепций. Не имеет ясной концепции или имеет одну, содержание и происхождение которой не рефлексирует и ясно не осознает.
4. Культурная продуктивность практического психолога
Способен к выработке множества идей и моделей поведения как в своей культуре, так и в рамках других культур, что позволяет ему присоединиться к миру клиента, обрести понимание жизненного пути, отличного от собственного. Действует только в рамках собственной культуры, которую он понимает лишь через содержание своей Я-концепции (часто неадекватной).
5. Конфиденциальность
Четко рефлексирует содержание получаемой психологической информации, умеет хранить профессиональные тайны. Нарушает правила конфиденциальности, склонен к распространению конфиденциальной информации.
6. Ограничения в деятельности практического психолога
Реально оценивает свои возможности и границы компетентности, готов к сотрудничеству с представителями смежных профессий и коллегами. Работает без ограничений, берется за любую проблему, не желает работать с другими профессионалами, считает все свои действия правильными.
7. Межличностное влияние в работе практического психолога
Осознает и фиксирует взаимовлияние его и клиента, постоянно рефлексирует свои чувства, мысли, желания; учитывает результаты межличностного влияния. Не понимает, не принимает и не учитывает межличностного влияния во взаимодействии с клиентом.
8. Человеческое достоинство
Уважение достоинства клиента – это аксиома. В частности, обеспечивает адекватность для клиента используемого психологического словаря. Может демонстрировать неуважительное или даже оскорбительное отношение к клиенту, придает сверхзначимость своей профессии, занимает позицию «сверху», использует псевдонаучный жаргон, перегружая речь специальной терминологией.
9. Обобщенная теория
Активно рефлексирует содержание обобщенной теории, постоянно осваивает новые теории и подходы; иногда способен к выработке собственной концепции психологической помощи, открыт для восприятия альтернативных точек зрения. Привязан к одному подходу, критично оценивает другие возможные точки зрения, принимает известный ему подход за единственно верный; не усваивает обобщенную теорию как личный способ мышления.

 

ВОПРОС 6.

В реальной студенческой жизни пути профессионального и личностного развития имеют особый смысл. Именно они позволяют студенту почувствовать себя творческой личностью, подлинным «субъектом» учебно-профессиональной деятельности.

Условно можно выделить следующие варианты путей профессионального и личностного самосовершенствования психологов-специалистов:

1. Учиться у клиентов.

2. Тренироваться.

3. Учиться в совместной деятельности с коллегами-психологами.

4. Самообразование студента-психолога.

5. Самостоятельное написание статей и книг.

6. Участие в научных конференциях, психологических школах» и т.п.

ВОПРОС 7.

Окончание высшего учебного заведения не означает для психолога завершения обучения и достижения им вершин профессионального мастерства.

Опыта, без которого невозможно становление профессионала, у выпускника вуза нет. Должно пройти еще немало времени, пока психолог станет способен не только знать как надо, но и спонтанно делать как надо. А самое главное, что необходимо осознать еще на студенческой скамье: в психологии (наверное, как и во многих других науках) нельзя остановиться в развитии, нельзя прекратить свой профессиональный рост, удовольствовавшись достигнутым уровнем. Если это произойдет, сразу начинается откат назад. В науке это называется профессиональной стагнацией и регрессией.

Сначала поговорим о тех возможностях, которые имеются у выпускников, желающих всерьез заняться психологией как наукой и видящих себя в будущем исследователями. Наиболее известными и популярными формами подготовки таких специалистов являются магистратура и аспирантура.

Магистры готовятся в рамках обычного обучения в институте или университете. Система их подготовки включает четырехлетнее обучение по программе бакалавра по психологии и не менее чем двухлетнее обучение, ориентированное на научно-исследовательскую и (или) научно-педагогическую деятельность.

По окончании срока обучения выпускник обязан защитить магистерскую диссертацию, на основании чего ему присваивается квалификационная академическая степень магистра и выдается диплом магистра государственного образца. Магистерская диссертация готовится в течение двух лет под руководством специально назначенного научного руководителя, который должен иметь ученую степень и (или) ученое звание и работать в данном вузе.

Магистерская диссертация «является самостоятельным научным исследованием, выполняемым под руководством научного руководителя (для работ, выполняемых на стыке направлений,– с привлечением одного или двух научных консультантов). Защита магистерской диссертации и сдача выпускных экзаменов в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, происходит публично на заседании Государственной аттестационной комиссии.

Следует заметить, что присваиваемая соискателю степень магистра – не ученая, а академическая. Следовательно, и уровень требований, предъявляемых к подготовленной им работе, ниже чем, например, к кандидатской диссертации. Магистерская диссертация должна свидетельствовать о том, что у выпускника имеются определенные умения и навыки, присущие начинающему научному работнику: самостоятельно вести научный поиск, видеть профессиональные проблемы и знать наиболее общие методы и приемы их решения.

Другая – более высокая по уровню – форма подготовки научных и научно-педагогических кадров – это аспирантура. Аспирантура по психологии обычно открывается в вузах, имеющих государственную аккредитацию, и в научных (научно-исследовательских) учреждениях, обладающих лицензией на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования.

Принимают в аспирантуру лиц, имеющих высшее профессиональное образование. Разумеется, желательно, чтобы образование было психологическим, однако можно поступить в аспирантуру по психологии, имея высшее педагогическое или медицинское образование. Учиться в аспирантуре нужно три года по очной форме и четыре – по заочной. До поступления рекомендуется пройти собеседование с будущим научным руководителем, который доведет до сведения членов приемной комиссии свое мнение о поступающем.

Желающие стать аспирантами сдают конкурсные вступительные экзамены по специальности (психология), философии и иностранному языку. Сразу после зачисления в аспирантуру каждому аспиранту назначается научный руководитель, который:

— рекомендует необходимую литературу;

— проводит систематические, предусмотренные расписанием беседы и консультации;

— контролирует выполнение аспирантом утвержденного индивидуального плана;

— оценивает содержание выполненной диссертации как по частям, так и в целом;

— дает согласие на представление диссертации к защите.

Таким образом, научный руководитель оказывает научную и методическую помощь, систематически контролирует выполнение работы, вносит определенные коррективы, дает рекомендации о целесообразности принятия того или иного решения, а также заключение о готовности работы в целом» (Кузин Ф.А., 2000. С. 20).

Аспирант должен четко и строго выполнять индивидуальный план, в противном случае он будет отчислен из аспирантуры. В его обязанности входит не только провести научное исследование и представить его результаты в форме диссертации на кафедру (научный совет, отдел, лабораторию, сектор), но и сдать кандидатские экзамены по философии, иностранному языку и специальности. Без сдачи кандидатских экзаменов он не будет допущен к защите диссертации.

Подготовленная аспирантом диссертация защищается в диссертационном совете, и если защита прошла успешно, ему присваивается ученое звание кандидата психологических наук.

Еще одной формой подготовки и повышения квалификации научно-педагогических, научных кадров и преподавателей психологии является самостоятельная работа над кандидатскими диссертациями – соискательство. Для осуществления такой работы соискатели прикрепляются к вузам или научным учреждениям, имеющим аспирантуру по психологии. Им также назначаются научные руководители для подготовки кандидатской диссертации, и они также работают по индивидуальному плану и сдают кандидатские экзамены. Обычно в качестве соискателей к вузам или научным учреждениям прикрепляются лица, уже имеющие хороший «задел» по выбранной теме исследования.

Но если вы чувствуете, что и кандидатская степень для вас не предел, то можно попытаться добиться высшей ученой степени, присуждаемой в нашей стране – доктора наук. Докторантура открывается в высших учебных заведениях и научных учреждениях, организациях, имеющих, как правило, профильные диссертационные советы по защите диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук. В докторантуру принимаются лица, имеющие степень кандидата наук, которые, как правило, имеют научные достижения в соответствующей области знаний и способные на высоком уровне проводить фундаментальные, поисковые и прикладные научные исследования. Докторанту может назначаться научный консультант из числа докторов наук. При необходимости в качестве консультанта могут привлекаться ведущие ученые и специалисты сторонних учебных и научных учреждений, организаций. В период подготовки докторант обязан выполнить план подготовки диссертации и представить завершенную диссертацию на кафедру (отдел, лабораторию, сектор, совет) для получения соответствующего заключения.

Помимо ученых степеней исследователям могут присваиваться ученые звания. Тем, кто трудится в научных, научно-исследовательских и научно-производственных организациях, могут быть присвоены ученые звания профессора по специальности и старшего научного сотрудника, а преподавателям вузов – ученые звания профессора и доцента. Соответствующие аттестаты выдаются ВАКом России по представлению ученых советов соответствующих организаций. Надо отличать ученые звания и должности.

Можно, например, работать в вузе на должности доцента, но не иметь еще ученого звания доцента.

Для практических психологов тоже существуют способы повысить свою квалификацию и получить более высокую оценку своего мастерства. Так, в зависимости от опыта работы, качества владения профессиональными умениями и навыками, психологи могут получить первую, вторую и высшую квалификационную категорию.

Важным способом профессионального совершенствования психологов является активное участие в жизни психологического сообщества. Формы этого участия могут быть самыми разнообразными: конференции, семинары, симпозиумы, съезды, конгрессы, заседания методических объединений, кафедр, лабораторий, отделов и многие другие мероприятия. Существуют профессиональные общественные организации психологов, такие, например, как Российское Психологическое Общество, основными целями которого являются содействие развитию психологической науки, практике и образованию; привлечение ученых и специалистов в области психологии к решению актуальных научных и практических задач в интересах всего общества; консолидация сил и создание условий наиболее полной реализации творческого потенциала профессиональных психологов России; обеспечение профессиональной и социальной защиты психологов; содействие всестороннему культурному развитию России.

Существуют также различные ассоциации, объединяющие профессионалов-психологов в зависимости от их теоретических и практико-психологических ориентации: Ассоциация гуманистической психологии, Московская психоаналитическая ассоциация и другие.

Повысить уровень своей профессиональной подготовки, особенно в области практической психологии, сейчас можно в рамках различных негосударственных психологических организаций. Многие из них реализуют долгосрочные обучающие программы по различным направлениям практической психологии и психотерапии с выдачей сертификатов (иногда международных). Впрочем, заметим, что поскольку в России отсутствует четкая правовая база профессиональной психологической деятельности, то большинство таких сертификатов не имеют юридической ценности.

Ввиду резко возросшего в последние годы числа российских психологов и возникшего между ними размежевания, вызванного обилием появившихся психологических подходов и разнообразием предпочтений в формах психологической практики, в настоящее время сосуществуют, но почти не пересекаются отдельные профессиональные ассоциации и сообщества.

ВОПРОС 8.

По большому счету, каждый человек должен найти для себя «свой путь» профессиональной самореализации. Но чтобы как-то облегчить такой «поиск», полезно выделить в самом общем плане возможные варианты этих путей:

1. Можно выделить формальные и неформальные пути профессиональной самореализации.

2. Можно выделить пути, связанные или не связанные с работой, и пути, связанные или не связанные только с обучением в вузе.

3. Пути, связанные с узкой специализацией, и пути, предполагающие подготовку широко образованного специалиста.

4. Пути, выстраиваемые самостоятельно (собственно саморазвитие), и пути, специально организованные кем-то.

5. Пути, выстраиваемые с желанием и без желания.

Путь – это всего лишь средство, способ, методика для решения каких-то более важных жизненных задач.

Не случайно, А. Маслоу характеризовал самоактуализацию, близкое и сопряженное понятие термину самореализация, как желание человека стать тем, кем он может быть. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности, т.е. самоактуализироваться – значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достичь вершины нашего потенциала. Но, по мнению А. Маслоу самоактуализация очень редка, т.к. многие люди просто не видят своего потенциала, либо не знают о его существовании, либо не понимают пользы самосовершенствования. Они склонны сомневаться и даже бояться своих способностей, тем самым уменьшая шансы для самоактуализации. Это явление Маслоу назвал комплексом Ионы. Он Характеризуется страхом успеха, который мешает человеку стремиться к самосовершенствованию. По мнению А. Маслоу самоактуализирующаяся личность имеет:

1. Более эффективное восприятие реальности;

2. Приятие себя, других и природы. (принять себя такими, какими они есть);

3. Непосредственность, простота и естественность;

4. Центрированность на проблеме;

5. Независимость: потребность в уединении;

6. Автономию: независимость от культуры и окружения;

7. Свежесть восприятия;

8. Вершинные, или мистические, переживания (моменты сильного волнения или высокого напряжения, а так же моменты расслабления, умиротворения, блаженства и спокойствия );

9. Общественный интерес;

10. Глубокие межличностные отношения;

11. Демократичный характер (отсутствие предубеждений);

12. Разграничение средств и целей;

13. Философское чувство юмора (доброжелательный юмор);

14. Креативность (способность к творчеству);

15. Сопротивление окультуриванию (находятся в гармонии со своей культурой, сохраняя определенную внутреннюю независимость от нее).

Вопрос 9. Профессиональная этика психолога

Перед тем как перейти к анализу этических проблем в научно-исследовательской и практической деятельности психолога, обозначим основные этические противоречия, на основе которых часто и возникают более конкретные этические проблемы и «соблазны»:

1. Между правом человека на самоопределение и его неготовностью к этому, что создает основу для оправдания манипуляции со стороны психолога.

2. Между интересами общества и конкретной личности (конкретных людей).

3. Между мировоззрением психолога и конкретного человека – клиента.

4. Между высокими и благородными устремлениями психолога и его ограниченностью в адекватных методах.

5. Между высокими и благородными устремлениями психолога и прагматизмом современной реальности.

6. Между все возрастающей свободой выбора в работе психолога и усилением его зависимости от конкретного «заказчика».

7. Между различными этическими системами и их уровнями.

Применительно к этике важно помнить, что также не существует единой (общепринятой) этической системы, так как в каждой культурно-исторической эпохе, у каждого народа, в каждой социально-профессиональной группе и вообще у каждого человека – свои представления о «должном» и «постыдном», которые, к тому же, еще и постоянно меняются. Поэтому стремление к «совмещению несовместимого», то есть к нахождению «точек соприкосновения», оказывается важнейшим условием построения доверительных взаимоотношений с клиентом. Вопрос лишь в том, как все это делать, в чем и в какой степени уступать/или не уступать другому человеку (клиенту, группе, классу) в своем стремлении к взаимопониманию с ним.

Можно выделить следующие основные проблемы, возникающие в ходе проведения психологом различных исследований, при публикации им научных текстов, при взаимодействии со своими коллегами и различными «авторитетами» психологической науки:

1. Чрезмерное экспериментирование у когда психолог ради получения «интересных результатов» ставит интересы науки (или свои карьерные интересы) выше интересов клиентов.

2. Вторжение в личную жизнь, в духовный мир обследуемых людей. Проблема в том, что для «чистоты» исследования часто приходится работать в режиме «субъект-объектных» отношений, что предполагает повышенную этическую готовность и нравственную ответственность психолога-исследователя.

3. Страх перед исследованием наиболее острых социально-психологических проблем, что может не понравиться администраторам, заказчикам или научным руководителям.

4. Проблема недобросовестности исследования. Можно даже выделить два основных варианта данной проблемы:

1) умышленная недобросовестность (подтасовка);

2) низкая квалификация или небрежность исследователя.

5. Некорректное соавторство и плагиат.

6. «Научное обоснование» и участие некоторых психологов в глобальных общественных манипуляциях.

Можно выделить следующие специфические проблемы в практической деятельности психолога,

в его взаимоотношениях с клиентами, коллегами и администраторами:

1. Проблема власти над сознанием клиента.

2. Проблема «самокрасования» психолога на работе.

3. Проблема следования «методическим модам».

4. Проблема платности психологических услуг.

5. Проблема близких отношений психолога с клиентом....

6. Проблема «неинтересного» и «скучного» клиента.

7. Неверие в возможности клиента самому разрешить свою психологическую проблему.

8. Работа без должной теоретической и методической подготовки, когда психолог берется за решение сложных проблем, а сам не имеет для этого ни опыта, ни квалификации.

9. Проблема критериев оценки эффективности психологической помощи.

10. Проблема «сапожника без сапог» заключается в том, что у многих психологов имеется немало и собственных психологических проблем. И тогда возникает вопрос; имеют ли они право помогать другим людям, сами не разобравшись до конца со своими проблемами?

16. Проблема неизбежности профессиональных «секретов» психолога-практика от клиентов, от администрации и от своих коллег.

При совершении важных жизненных выборов и поступков человек может опираться на свои представления о «должном» и «справедливом», но если он не уверен в своих представлениях, то он неизбежно обращается к подобным представлениям, сложившимся в культуре, в частности, к «общечеловеческим ценностям». Однако, что именно представляют собой «общечеловеческие ценности» четко и понятно сказать очень сложно.

Можно условно выделить следующие подходы к пониманию «общечеловеческих ценностей»:

1. Религиозный подход.

2. Правовой подход, основанный на принятых и подписанных многими странами документах: «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка» и др.

3. Выделение различных уровней человеческих потребностей (например, в варианте, предложенном А. Маслоу).

4. Выделение «первичного блага», во многом определяющего жизненный «успех» и ощущение «состоявшейся жизни».

5. Попытки выделить общечеловеческие ценности на основе идеи профессионального и личностного самоопределения.

Обобщив перечисленное, можно примерно так сформулировать главный этический ориентир – это культивирование права каждого на построение своего неповторимого образа счастья, но права, не ущемляющего таких же прав других людей («Поступай по отношению к другому человеку так, чтобы это придавало силы тебе и ему...»,– говорил Эрик Эриксон).

Условно можно выделить два основных уровня этических принципов:

1. Очевидные (или самоочевидные) принципы (типа «не кричи на клиента», «не бей клиента» и т.п.). Такого рода правила являются само собой разумеющимися, но, к сожалению, иногда и они нарушаются. Поэтому выделение такого «самоочевидного» уровня все-таки правомерно.

2. Традиционно выделяемые этические принципы.

В психологии на сегодняшний день нет единой, общепризнанной системы этических принципов, хотя попытки создания таких систем неоднократно предпринимались и предпринимаются. На основании анализа и обобщения разных этических систем можно выделить наиболее часто упоминающиеся этические принципы.

1. Не навреди!

2. Не оценивай! (не произноси отрицательных оценок вслух)

3. Принимай человека таким, каков он есть.

4. Соблюдай профессиональную тайну (принцип конфиденциальности).

5. Уважай своих коллег по работе, их право на профессиональное творчество и самостоятельный выбор методов работы.

6. Не выясняй отношений с коллегами по работе в присутствии клиентов и учащихся.

7. Принцип профессиональной компетентности: не передавай сложные психологические методики неподготовленным специалистам и сам не используй методики, которыми в должной степени не владеешь.

8. Соблюдай меру взаимного откровения с клиентом.

9. Не отнимай у клиента права самому отвечать за свои права и поступки.

10. Не выставляй свои знания напоказ, стремись помогать клиенту сначала самостоятельно формулировать те или иные положения и выводы.

11. Не дезинформируй клиента.

12. Соблюдай принцип добровольности участия клиента в психологических процедурах.

13. Уважай себя как человека и как специалиста.

Деятельность психолога-профессионала (как, впрочем, и любая деятельность, связанная с так называемым «человеческим фактором») предполагает следование определенным нормам, регламентирующим в первую очередь взаимоотношения с клиентами и коллегами, своеобразному «кодексу чести» профессионала. Психолог, который по роду занятий постоянно встречается с тонкими и интимными моментами человеческой жизни, которому поверяют сокровенное, от которого во многом зависят судьбы обратившихся за помощью людей, особо ответствен в выборе нравственной позиции и соответствующих ей принципов и методов работы.

Попыток разработать такой этический кодекс психолога достаточно много, поэтому будет целесообразно изучить и сравнить кодексы, предложенные Российским психологическим обществом и принятый Американской психологической ассоциацией.