Основные технико-экономические параметры грузовых вагонов
Основные технико-экономические параметры грузовых вагонов образуют следующие группы показателей:
– показатели назначения;
– показатели технико-экономические;
– показатели надежности.
Показатели назначения:
– ширина колеи – расстояние между внутренними гранями головок рельсов;
– грузоподъемность – расчетное количество груза, которое максимально можно погрузить в вагон, без риска необеспечения безопасности движения поездов;
– масса тары (тара) – собственная масса порожнего вагона[17];
– масса брутто вагона – сумма грузоподъемности и тары;
– погонная нагрузка – статическая нагрузка загруженного вагона, приходящаяся на 1 м пути. Вычисляется делением массы брутто вагона на общую его длину, измеряемую по осям сцепления автосцепок;
– нагрузка от оси колесной пары на рельсы (осевая нагрузка) – нагрузка, приходящаяся от оси колесной пары вагона, загруженного до полной грузоподъемности. Допускаемая нагрузка зависит от конструкции и прочности верхнего строения пути и скорости движения поездов.
На железных дорогах России допускается осевая нагрузка 230,3 кН (23,5 тс). Современное состояние железнодорожного пути допускает осевую нагрузку величиной 245,25 кН/ось (25 тс/ось) и погонную нагрузку величиной 88,99 кН/м (9 тс/м). Отсюда следует, что максимальный вес брутто (масса брутто) четырехосного вагона – 981 кН (100 тс);
– конструкционная скорость – максимальная скорость движения загруженного грузового вагона 120 км/ч;
– объем кузова;
– удельный объем кузова – отношение полного объема к грузоподъемности;
– удельная площадь пола (для платформ) – определяется отношением площади пола к грузоподъемности;
– линейные размеры: длина вагона по осям сцепления автосцепок, база вагона, высота общая, длина рамы, ширина, высота, длина (внутри) кузова. Линейные размеры регламентируются габаритом вагона.
– Показатели технико-экономические:
– коэффициенты тары технический, погрузочный и эксплуатационный[18]:
– технический коэффициент тары представляет собой отношение массы тары вагона к его грузоподъемности;
– погрузочный коэффициент тары представляет собой отношение массы тары к фактически используемой грузоподъемности;
– эксплуатационный коэффициент тары дополнительно учитывает пробеги вагона в груженом и порожнем состоянии;
– статическая нагрузка – определяет количество i-го груза, которое загружается в вагон, без учета расстояния его перевозки;
– коэффициент использования грузоподъемности вагона – отношение фактически погруженного в вагон груза к грузоподъемности для i-го груза;
– динамическая нагрузка вагона, в отличие от статической нагрузки, определяет количество груза, которое загружается в вагон, с учетом расстояния его перевозки[19];
– производительность вагона – количество перевезенных грузов в единицу времени. Чем больше грузоподъемность вагона, тем больше его производительность.
Показатели надежности:
– назначенный срок службы до списания;
– назначенный срок службы до первого капитального ремонта и до деповских ремонтов (первого, последующего);
– установленная безотказная наработка.