Основные технико-экономические параметры грузовых вагонов


 

Основные технико-экономические параметры грузовых вагонов образуют следующие группы показателей:

– показатели назначения;

– показатели технико-экономические;

– показатели надежности.

Показатели назначения:

– ширина колеи – расстояние между внутренними гранями головок рельсов;

– грузоподъемность – расчетное количество груза, которое максимально можно погрузить в вагон, без риска необеспечения безопасности движения поездов;

– масса тары (тара) – собственная масса порожнего вагона[17];

– масса брутто вагона – сумма грузоподъемности и тары;

– погонная нагрузка – статическая нагрузка загруженного вагона, приходящаяся на 1 м пути. Вычисляется делением массы брутто вагона на общую его длину, измеряемую по осям сцепления автосцепок;

– нагрузка от оси колесной пары на рельсы (осевая нагрузка) – нагрузка, приходящаяся от оси колесной пары вагона, загруженного до полной грузоподъемности. Допускаемая нагрузка зависит от конструкции и прочности верхнего строения пути и скорости движения поездов.
На железных дорогах России допускается осевая нагрузка 230,3 кН (23,5 тс). Современное состояние железнодорожного пути допускает осевую нагрузку величиной 245,25 кН/ось (25 тс/ось) и погонную нагрузку величиной 88,99 кН/м (9 тс/м). Отсюда следует, что максимальный вес брутто (масса брутто) четырехосного вагона – 981 кН (100 тс);

– конструкционная скорость – максимальная скорость движения загруженного грузового вагона 120 км/ч;

– объем кузова;

– удельный объем кузова – отношение полного объема к грузоподъемности;

– удельная площадь пола (для платформ) – определяется отношением площади пола к грузоподъемности;

– линейные размеры: длина вагона по осям сцепления автосцепок, база вагона, высота общая, длина рамы, ширина, высота, длина (внутри) кузова. Линейные размеры регламентируются габаритом вагона.

– Показатели технико-экономические:

– коэффициенты тары технический, погрузочный и эксплуатационный[18]:

– технический коэффициент тары представляет собой отношение массы тары вагона к его грузоподъемности;

– погрузочный коэффициент тары представляет собой отношение массы тары к фактически используемой грузоподъемности;

– эксплуатационный коэффициент тары дополнительно учитывает пробеги вагона в груженом и порожнем состоянии;

– статическая нагрузка – определяет количество i-го груза, которое загружается в вагон, без учета расстояния его перевозки;

– коэффициент использования грузоподъемности вагона – отношение фактически погруженного в вагон груза к грузоподъемности для i-го груза;

– динамическая нагрузка вагона, в отличие от статической нагрузки, определяет количество груза, которое загружается в вагон, с учетом расстояния его перевозки[19];

– производительность вагона – количество перевезенных грузов в единицу времени. Чем больше грузоподъемность вагона, тем больше его производительность.

Показатели надежности:

– назначенный срок службы до списания;

– назначенный срок службы до первого капитального ремонта и до деповских ремонтов (первого, последующего);

– установленная безотказная наработка.