Тема 15 Административно-правовое регулирование в административно-политической сфере
Цель: – Охарактеризовать организационно-правовые формы управления: оборона, внутренние дела, иностранные дела, юстиция.
План:
1 Организационно-правовые формы управления обороной.
2 Организационно-правовые формы управления внутренними делами. Полиция.
3 Организационно-правовые формы управления юстицией.
1. Оборона — предусмотренная Конституцией и законодательными актами Республики Казахстан система государственных мероприятий правового, военного, политического, экономического и социального характера, проводимых в целях обеспечения готовности республики к защите конституционного строя (суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государства) и населения. Организация обороны Республики Казахстан включает прежде всего правовое регулирование управления обороной; оценку военной угрозы; военную доктрину иполитику; военное строительство и поддержание в необходимой боевой готовности Вооруженных Сил; проведение мобилизационных мероприятий; совершенствование способов комплектования армии и военной техники; обеспечение военной тайны и др.
Организация управления обороной в Республике Казахстан строится в соответствии с военной доктриной государства.
В соответствии с Конституцией и законодательными актами военная доктрина Республики Казахстан устанавливает две группы принципов организации управления обороной в Республике Казахстан:
1) в части военных мероприятий:
принцип кадровой организации Вооруженных Сил;
принцип совершенствования организационной структуры, согласованного развития видов Вооруженных Сил и родов войск, обеспечения соответствия форм организации Вооруженных Сил их предназначению и способам боевого применения;
принцип централизма в руководстве военным строительством;
единоначалие;
воинская дисциплина;
принцип постоянной боевой готовности;
принцип социально-правовой защищенности военнослужащих;
2) в части экономических мероприятий:
принцип обязательного исполнения государственными организациями (предприятиями, учреждениями) государственного оборонного заказа;
принцип обязательной разработки государственными органами мобилизационных планов в соответствующих областях управления;
контроль за экспортом и импортом оружия и военной техники, стратегических материалов;
принцип обязательного исполнения государственными органами и организациями заданий Правительства по накоплению и сохранению мобилизационного резерва.
Управление обороной состоит из общего (Президент, Правительство) и непосредственного (центральные и местные исполнительные органы, в том числе органы военного управления).
Специфической формой управления обороной является наличие должности Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Республики Казахстан, которую занимает Президент.
Система органов военного управления строится в соответствии с организационной структурой Вооруженных Сил, характером и содержанием функций военного управления. Вся совокупность органов военного управления составляет централизованную систему, объединяемую и управляемую центральным исполнительным органом военного управления, входящим в состав Правительства и существующим обычно в организационной форме министерства. Местные органы военного управления в административном отношении подчиняются лишь по вертикали.
Центральный исполнительный орган военного управления:
участвует в разработке и реализации военной политики и военной доктрины Республики Казахстан;
определяет структуру, численность видов Вооруженных Сил;
разрабатывает планы оперативной подготовки органов управления;
разрабатывает и утверждает положения о порядке прохождения военной службы военнослужащими Республики Казахстан, а также ведения воинского учета военнообязанных, призывников и т. д.
Главный штаб Вооруженных Сил совместно со штабами других войск и воинских формирований Республики Казахстан планирует варианты совместных действий и организует их взаимодействие.
В деятельности органов военного управления применяются следующие основные виды актов военного управления:
приказ;
воинский устав;
инструкция;
предписание;
директива.
В пункте I статьи 36 Конституции сказано: "Защита Республики Казахстан является священным долгом и обязанностью каждого ее гражданина". В законодательных актах понятие "защита" раскрывается через понятия "оборона", "мобилизационная подготовка", в силу чего понятие долга трансформируется в конкретные юридические права и обязанности.
В системе военных мероприятий статус гражданина определяется через отношение к воинской обязанности, а в системе экономических мероприятий — через работу в составе гражданского персонала в Вооруженных Силах, через деятельность, связанную с разработкой, изготовлением и ремонтом продукции оборонного значения.
В законодательных актах приоритет отдается статусу граждан по отношению к воинской обязанности.
По отношению к воинской обязанности граждане Республики Казахстан подразделяются на следующие категории:
допризывники;
призывники;
военнослужащие;
невоеннообязанные.
2 Управление внутренними делами - основанная на законах, указах Президента Республики Казахстан, - постановлениях правительства исполнительно-распорядительная деятельность уполномоченных органов государства по обеспечению общественной безопасности, общественного порядка, защиты прав и свобод граждан, общества и государства.
Общее руководство сферой внутренних дел осуществляют Президент и Правительство Республики Казахстан.
Служба в органах внутренних дел
Прохождение службу в органах внутренних дел включает порядок приема на службу, перемещение по службе, присвоение специальных званий, прекращение службы и т.д.
Служба в органах внутренних дел имеет свою специфику определенную теми задачами, которые они выполняют в процессе осуществления своей деятельности.
Порядок приема на службу в органы внутренних дел, прохождения службы сотрудниками, их полномочия и ответственность регулируются Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона, "Об органах внутренних дел Республики Казахстан" от 21 декабря 1995 г., Положением о прохождении службы лицами, рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. К сотрудникам органов внутренних дел может применяться трудовое законодательство в той мере, в какой оно не противоречит названным Указу и Положению.
При приеме на службу в органы внутренних дел учитывается ряд условий и требований. Прежде всего на службу принимаются в добровольном порядке граждане Республики Казахстан в возрасте не моложе 18лет.
Поступая на службу, сотрудники принимают присягу, текст которой утверждается Президентом Республики Казахстан.
Увольнение сотрудника осуществляется по следующим причинам и основаниям:
-по выслуге лет, дающей право на пенсию; по возрасту; по состоянию здоровья; по сокращению штатов; в связи с расторжением контракта; по собственному желанию; в связи с утратой гражданства Республики Казахстан; за систематические нарушения служебно-воинской дисциплины; по служебному несоответствию; в связи с осуждением судом за преступление; в связи с переходом на работу в другие государственные, органы (организации); за совершение проступка; дискредитирующего звание сотрудника органов внутренних дел.
Полиция
Указом Президента Республики Казахстан "О мерах по дальнейшему реформированию системы правоохранительных органов Республики Казахстан" от 22 апреля 1997 г. Министерстве внутренних дел и его органах на местах образованы криминальная и административная полиция.
Внутренние войска
Руководство внутренними войсками и ответственность за выполнение ими служебно-боевых задач возложено на министра внутренних дел Республики Казахстан, который назначается и освобождается от должности Президентом Республики Казахстан.
Основной состав внутренних войск - военнослужащие, которые призываются на военную службу во внутренние войска в соответствии с Законом Республики Казахстан "О всеобщей воинской обязанности и воинской службе", а должности солдат и сержантов (старшин) могут комплектоваться на добровольной основе по контракту.