Малая проза. Всеволод Михайлович Гаршин.


Отец был военным. Сам принимал участие в Крымской войне. В начале 60ых годов разворачивается драма в связи с уходом матери из семьи. Мать связывает судьбу с революционером. Отца обвиняли в доносе на Завадского. Русско-турецкая война. Борьба Болгарии за национальную свободу. На фоне этих событий Гаршин оставляет учебу и добровольцем отправляется на войну. Он берет ответственность на себя. 11 августа 1877 года был ранен, совершая подвиг. Тема наполеоновского Тулона. Военный опыт своеобразно воплощен в творчестве.

1880 г – покушение И.О. Молодецкого на М.Т. Лорис-Меликова. Гаршин, будучи знакомым с террористическим кругом, идет на прием и убеждает простить Молодецкого. Он отказывает.

1880-е годы – нервная болезнь. Несколько раз попадает в лечебницу. Тяга к самоубийству.

24 марта/5 апреля 1888 г. – самоубийство. Для современников стало знаковым.

Литературное творчество укладывается в 1877 – 1888 гг.

«Человек гаршинского склада» - особый тип личности. Чувство ответственности за то, что происходит. Г.И.Успенский формулирует «больная совесть».

Нет хронологии. Несколько ведущих тем.

1. Тема войны. В основе – собственный опыт. «Четыре дня» - написан после того, как раненый вернулся в Петербург. Это оптимальное воплощение малой прозы эпохи. С одной сторны, это малая форма, с другой стороны, она вмещает все ключевые проблемы эпохи. Это новый этап в развитии малого жанра. Повесть отличается от романа тем, что романа – общая картина жизни, повесть – фрагмент. В малом жанре полнота изображения жизни, та же тенденция в «Хаджи-Мурате». Пойдя на войну добровольцев, Гаршин переоценивает войну. Сюжет достаточно жесткий. Новое отношение к войне. Раненный доброволец, бывший студент, четыре дня лежит на поле боя, рядом с ним лежит тело убитого им турка. Хронотоп минимальный – 4 дня, несколько метров вокруг лежащего. Весь рассказ – внутренний монолог героя, его размышления над ситуацией. Он пошел на войну помогать людям, но стал убийцей. Героическая война превращается в убийство. Герой начинает мучиться жаждой, и видит у убитого фляжку. Убитый ему помогает.

2. Тема проституции. 1878 – «Происшествие», 1885 – «Надежда Николаевна». Объединены одной героиней. Его герои-мужчины берут на себя вину за историю Надежды Николаевны.

3. Тема искусства. Особая позиция – художник «больной совести». 1879 г. – «Художники». В круг общения Гаршина входят художники-передвижники. Н.А.Ярошенко «Кочегар». С точки зрения Гаршина, передвижники воспроизводят правду жизни. В центре два художника – Рябинин и Дедов. У них разные концепции. Дедов – чистое искусство, оно должно радовать людей, нести красоту. Он пейзажист. Рябинин – художник «больной совести». Он создает картину «Глухарь». Но никого его картина не интересует, он уходит из живописи и становится учителем. Оставляет свой талант. Искусство «больной совести» не состоялось.

4. Рассказы-аллегории и сказки. Начало русского символизма. «Красный цветок». Герой – душевнобольной человек. Находится в лечебнице. Рассказ – внутренний монолог. Это герой философ. Чувствует себя вписанным в космос мироздания. Рифмуется с повестью Чехова «Черный монах». Символика красного цветка. Цветы мака воспринимаются как символ мирового зла. Он берет ответственность за все мировое зло. Цель жизни – уничтожение цветов. Такой человек всегда будет казаться сумасшедшим.