Семен Яковлевич Надсон.


Дворянская семья. Отец скончался в 1864 году. Мать умерла, когда ему было 11 лет (1873). За детьми присматривают опекуны. Барт и сестра попадают к разным людям. Семен Яковлевич оказывается в Петербурге. Отдан в военную гимназию, где не хочет заниматься. В гимназии осознает себя поэтом. В 79 году – Павловское военное училище. 1878 год – первая публикация стихотворения «На заре». Болен туберкулезом. 1882 од значим в жизни Надсона. Он становится сотрудником «Отечественных записок». Развитие болезни.

1884 – 1887 годы – литературное творчество, поэзия, активное участие в журнале с литературно-критическими статьями. Начинает писать прозу – она автобиографична: воспоминания, дневники.

1885 – единственный прижизненный сборник. В 1886 году получает Пушкинскую премию Академии наук.

Выделяются ведущие темы.

Тема детства как безрадостного. «Мать»(1886), «В тихой пристани» (1878), «Признание умирающего отверженца» (1878), «О если там, за тайной гроба…» (1878).

Стихотворение о том, что матери не было, она приходила только в грезах. Тема абсолютного одиночества.

Рассказ о том, как он посещает родные места. Появляется тема глубоко больного человека. Традиция поэзии Некрасова. Тема плача о себе и своей судьбе. Детская тема очень быстро и плавно переходит в тему смерти.

Развивает тему радости смерти. Надсон, проживая жизнь как горькую, готов к смерти и радуется ей.

«Мне снилась смерть..» (1883). Особый образ смерти как прекрасной женщины.

«Гаснет жизнь..» (1883)

«Мелодия (Я б умереть хотел)» (1880)

Продолжает традицию Лермонтова. Мечта о смерти.

Тема современного поколения. Обращение к человеку своего покления. Представление о том, то его судьба – судьба всего поколения. Абсолютное одиночество всего поколения. «Друг мой, брат мой, усталый страдающий брат..» (1880), «Полдороги» (1881), «Наше поколенье юности не знает..» (1884), «Если ты друг – дай мне руку…» (1886)

Тема дороги, судьбы и крушения всех надежд. Аспект мужества и борьбы.

Христианская тема. Тема пророка, несколько стихотворений. Они продолжают традицию о поэте-пророке. Она значительно в большей степени превращается в тему религиозного пророка. Несколько посвящено Иисусу Христу. «Пора! Явись, пророк!» (1886), «Христос!..Где ты, Христос, сияющий лучами…»(1880) «Иуда» (1879), «Христианка» (1878).

Появляется образ Иуды. Некоторые называю маленькой поэмой. Тема предательства Иисуса Христа.

«Христианка» - можно квалифицировать как маленькую поэму. Речь о христианской мученице, которая гибнет на арене Рима. В образе христианки рисует тип человека, который либо враг, либо друг. Имеет мужество умереть за свои идеалы. Это фрагмент монолога.

Тема любви.

Пережил трагическую любовь. Юная девушка умирает. «Верь в великую силу любви!..»(1882) гимн любви. Чем дальше, тем больше появляется стихотворений в форме четверостиший. Это восходит к Тютчеву. Выражает сущностные представления о жизни. «Любви, одной любви..»(1884) Любовь и в жизни, и влирие – попытка обрести близкого человека, истинного друга. И любовная лирика оборачивается темой смерти. «Над свежей могилой»(1879). Могила – реальная вещь, а не символ.

Рядом с любовной темой входит судьбы молодой девушки, женщины. Они все о смерти. «Вы смущены.. такой развязки..» (1880).

Одно из самых занменитых стихотворений:

«Не говорите мне: «Он умер», - он живет.

Пусть жертвенник разбит, - огонь еще пылает.

Пусть роза сорвана, - она еще цветет,

Путь арфа сломана, - аккорд еще рыдает!..»