Поздние повести Толстого.


Драматургия Толстого.

Поздний Толстой впервые обращается к драме. Это связано с его особым отношением к театру. Его представления о театре как трибуне для обращения к широким неграмотным массам.

1903 г – «О Шекспире и о драме». Пишет, что шекспир – плохой драматруг, так как не выполнял функций, которые Тлстой ждал от театра. Основные пьесы – «Власть тьмы»(86), «Плоды просвещения» (1900). Рифмуются между собой. Пьеса о народе – толстовское обличение народа. ОБ образованных людях «моего сословия».

1900 – «Живой труп». Не публикует при жизни.

Тема семьи. Главный герой - Федя Протасов. Начинается с изображением его семьи. Жена – Лиза. В пьесе нет отрицательных персонажей. Люди проникнуты любовью и уважением друг к другу. Ближайший друг семь – Виктор Михайлович Каренин. Проблема пьесы – Новая версия естественного человека. Федя Протасов не может жить обычной нормальной жизнью. Он любит жену и сына, но постоянно уходит из дома, пьет. Мир Карениных и Лиза – нормальные семейные ценности. Федя любит всех, но жить нормальной жизнью не может. Ключевое событие – уход из семьи. Рядом с ним появляется цыганка Маша. В истории их отношений – еще один компонент личной истории Толстого. Брат Сергей долгие годы жил с цыганкой. Входит цыганский мир. Маша-певица в цыганском хоре. Протасов говорит о том, что когда слышит пение, оно соответствует его натуре. Маша уходит из табора, чтобы соединиться с Протасовым. Ее родители против. Федор в определенный момент находится на грани самоубийства, не желая оставаться в семье. Маша предлагает ему ложное самоубийство («Что делать?»). Маша любит Федора, они начинают жить вместе. Второй причиной его ухода является любовь Виктора к Лизе. Прощальное письмо «Лиза и Виктор». Лиза выходит замуж за Каренина. Она ждет ребенка. Их жизнь – гармония, идеал. Федор в трактире рассказывает свою историю. Артемьев доносит на них. По законодательству главной виновницей является Лиза, так как оказалась в ситуации «двоемужества». Вторая половина пьесы – судебное следствие и суд. Федя на фоне суда кончает жизнь самоубийством. Тема «живого трупа» появляется достаточно рано. Он говорит «Я – труп». Естественный человек искренне хотел счастья, но почти разрушил их жизнь. Эта пьеса – толстовская версия ухода из семьи.

С 1880ых годов пишет большое количество повестей и рассказов.

1884-86 – «Смерть Ивана Ивановича».

Первым толчком к формированию исканий была смерть брата Николая. В 80ых годах у Толстого умирает знакомы Иван Ильич Мечников, который был прокурором в Туле. Это родной брат Мечникова. Смерть становится толчком замысла этой повести. Рабочее название – «Смерть судьи». Входит тема суда. Основной смысл – смерть как суд над прошедшей жизнью. Смерть как острое осознание бессмысленности собственной жизни. История жизни – история самая простая, обыкновенная, ужасная. Он был самым талантливым ребенком в семье. Жизнь как у всех – гимназия, университет, женитьба, дом, дети, карьера. Единственное светлое воспоминание – «детство». На пике своей карьеры приезжает в Петербург и получает случайный удар, который приводит к смертельной болезни. Повесть история умирания, несколько этапов. Смерть считается – одно из самых развернутых описаний процесса умирания человека. Он проходит несколько этапов. Первое – ситуация абсолютного одиночества больного среди здоровых. Барьер уточняется как барьер лжи. Близкие ему лгут, что он выздоровеет, лгут врачи, не для того чтобы утешить, а чтобы самим защититься от этой ситуации и продолжать вести тот же образ жизни. Злость на людей, которые не хотят видеть его страданий. Ему нужно сочувствие, но получает только ложь. Ему помогает только слуга Герасим. Делает все эти с жалостью. Второй этап – наблюдение над жизнью окружающих. Он осознает ложь их жизни и жизни вообще. Абсолютная ложь и бессмыслица. Они лгут ему, друг другу и себе. Кульминация – осознание ложности всей своей собственной жизни. В этот момент физические страдания меркнут перед нравственными страданиями. Вся прошедшая жизнь – не то, он становится судьей своей жизни. На протяжении трех суток он кричит. Всем кажется, что это крик от физической боли. На самом деле – от осознания того, что жизнь бессмысленна и ничего нельзя вернуть. Все начинают его ненавидеть. Только его сын-гимназист испытывает к нему жалость. Иван Ильич тоже испытал жалость к родным. Чувство жалости пробудило любовь, естественные чувства между ними. Он освободился и умер. По типу близка к смерти князя Андрея. «Кончена смерть, - сказал он себе. – Ее больше нет».

1896-1904 «Хаджи Мурат»

Начало повести. Репей-татарин – сила духа. В основе – история реальной личности – Хаджи-Мурат Хунзахский (? – 5 мая 1852 г). Она была рассказана во время его пребывания на Кавказе.

Хаджи-Мурат – воин, аварец по происхождению. Переходил на сторону русских, чтобы свести счеты в местных разборках. В 40ых годах служит в войске имама Шамиля. История смерти: ссора с Шамилем, переходит на сторону русских. Последний уход к русским и становится предметом изображения в повести.

Хаджи-мурат – оптимальное воплощение в творчестве человекозверя. Хаджи-Мурат – война и мир в миниатюре. Описание Кавказа и России. Историю Хаджи-Мурата Толстой воспринимал как историю жизни естественного и абсолютно свободного человека. Две системы, столкнувшиеся между собой и судьба одного человека между ними.

Хаджи мурат у русских. Расхождение истории. Причина побега – семья в руках Шамиля. Он бежит, чтобы спасти их. Реальная история гибели - прежде чем был убит, уничтожил 20 человек.