Проблемы современной налоговой системы РФ.


Вопрос. Основные направления совершенствования налоговой системы России.

К числу основных проблем налоговой системы РФ в настоящее время относятся следующие:

► нестабильность налогового законодательства;

► неравномерность распределения налоговых поступлений между центром, регионами и административно-территориальными образованиями;

► сложность и противоречивость отдельных норм налогового законодательства;

► дополнение налогового законодательства многочисленными ведомственными инструкциями и указаниями;

► большое количество налоговых правонарушений.

Введение глав НК РФ повысило стабильность налогового законодательства, но не решило проблему полностью. По-прежнему в принятые главы 1 и 2 частей НК РФ ежегодно вносится большое количество серьезных поправок.

Не решена проблема распределения налогов между центром и регионами. Региональные налоги и местные налоги не обеспечивают финансовую самостоятельность регионов и территорий, поскольку наиболее крупные налоги, которые дают основную массу доходов бюджетной системы, поступают в федеральный бюджет. В последние годы наметилась тенденция к снижению доли региональных и местных налогов в доходах соответствующих бюджетов. Так, доля региональных и местных налогов в доходах территориальных бюджетов составила в 2005г. 8,4% (в 2000г. – 19%).

Предполагалось, что с введением НК РФ будет решена проблема с недостатками налогового законодательства, его сложностью противоречивостью и многочисленными ведомственными документами, трактующими налоговое законодательство. Налоговый кодекс должен был стать законодательным актом прямого действия. Это означало, что налогоплательщики на основе положений НК РФ могли бы производить исчисление налоговых баз, расчет налогов и их уплату.

С введением НК налоговые органы и Минфин России не должны и не могут выпускать инструкций, устанавливающих порядок применения законов о налогах. В принципе это нормальная законодательная практика, принятая в большинстве развитых стран.

Для того чтобы НК стал законом прямого действия его статьи должны быть предельно ясными, прежде всего, для самих налогоплательщиков, а также для судебных инстанций разрешающих налоговые споры. К сожалению, в действующих главах НК РФ по мере их применения выявляются положения, требующие разъяснений. В связи с этим налоговые органы стали выпускать методические рекомендации по применению глав НК РФ, вновь появились многочисленные письма налоговых органов и Минфина, разъясняющие отдельные положения НК. Причем в некоторых случаях между разъяснениями Минфина и налоговых органов были несоответствия.

Поэтому пока сохраняется такая проблема налоговой системы как противоречивость и сложность законодательства, наличие большого количества вспомогательных документов налоговых органов (рекомендаций, разъясняющих писем и т.п.), что создает сложности для налогоплательщиков, которые должны их отслеживать и учитывать при выполнении обязанностей по уплате налога.

В ряде случаев налогоплательщики не соглашаются с тем, как налоговые органы трактуют отдельные положения НК и возникают налоговые споры, выносимые в арбитражные суды. Это требует затрат денег и времени у налогоплательщиков, мешает нормальному ходу хозяйственных процессов.

Сложность и запутанность налогового законодательства создает почву для многочисленных налоговых правонарушений. Так, за 2005г. ФНС провела 155 тысяч выездных налоговых проверок (проверок по местонахождению налогоплательщиков) и в 97% проведенных проверок выявлены нарушения[2].