Вопрос. Особенности построения налоговых систем отдельных зарубежных государств.


Классификация налогов

Классификация налогов - это система их группировки по определенным признакам. Классификация налогов необходима в научном аспекте для их изучения и в практическом плане для построения рациональной и эффективной налоговой системы. Помимо этого систематизация налогов способствует правильному толкованию налогового законодательства.

Группировка налогов также необходима в целях гармонизации налоговых систем разных стран. Более тридцати лет назад проблема гармонизации косвенных налогов возникла у стран Европейского Союза. Было решено заменить многочисленные налоги с оборота единым налогом на добавленную стоимость. Для выполнения этого решения потребовалось определять, какие именно налоги входят в данную группу и подлежат замене.

Изучение трудов экономистов по вопросам налогообложения, показывает, что в них представлены разные подходы к классификации налогов. Несмотря на имеющиеся отличия можно выделить ряд наиболее характерных признаков, по которым в большинстве случаев проводится классификация налогов.

По форме уплаты – различают натуральные и денежные налоги. На ранних стадиях развития налогообложения налоги часто взимались в натуральной форме (дань, оброк носили преимущественно натуральную форму, хорошо известен продналог, введенный в России в 1921г. взамен также натурального обложения в форме продразверстки, действовавшей в первые годы советской власти, в период называемый «военным коммунизмом»).

В современных налоговых системах налоги практически всегда имеют денежную форму. В российском налоговом законодательстве денежная форма уплаты налога закреплена в самом определении налога (налог – платеж, взимаемый в форме отчуждения денежных средств, ст.8 НК РФ), в то же время на практике иногда применялись элементы натуральной формы (поставки государству, региону, местным органам власти и управления учитывались в зачет налогов соответствующего бюджета).

По принадлежности к уровню власти и управления, т.е. по иерархическому признаку. (Данный признак также может рассматриваться как территориальный) – выделяют общегосударственные налоги и налоги административно-территориальных образований. В государствах с федеративным устройством выделяют федеральные, региональные (субъектов федерации) и местные налоги. В унитарных государствах можно выделить общегосударственные и местные налоги. Общегосударственные (федеральные) налоги вводятся в действие и применяются на основе федерального законодательства. По региональным и местным налогам соответствующие уровни власти располагают полномочиями по порядку их введения на своих территориях и установлению определенных элементов данных. Конкретные полномочия региональных и местных органов в отношении соответствующих уровней налогов отличаются по странам и зависят от их налогового законодательства этих стран. В последние годы появился особый вид налогов - межгосударс­твенные. Например, налог в странах ЕЭС на импортную сельскохозяйс­твенную продукцию, средства от которого зачисляются в единый бюд­жет сообщества.

По субъекту уплаты налога они подразделяются на налоги, взимаемые с физических или юридических лиц. Нередко в налоговых системах присутствуют налоги плательщиками которых являются как физические так и юридические лица (например, земельный налог).

По объекту налогообложения различают налоги на доходы, на имущество, на хозяйственные операции.

По характеру использования различают налоги общие и целевые (специальные). Налоги общего назначения обезличены, они поступают в бюджеты соответствующих уровней бюджетной системы и используются для покрытия любых предусмотренных расходов бюджетов. Целевые (специальные) налоги предназначены для формирования источников финансирования определенных расходов. Они могут быть консолидированы (объединены) в бюджете или поступают в специальные внебюджетные фонды, но в любом случае суммы поступлений по этим налогам направляются на заранее определенные цели. Примером таких налогов могут служить налоги, зачисляемые в социальные фонды, дорожные фонды, экологические и другие государственные внебюджетные фонды.

По признаку постоянства (продолжительности применения) различают обыкновенные и чрезвычайные налоги. Обыкновенные налоги не имеют ограничений по срокам применения, с момента их введения они применяются в каждом налоговом периоде. Чрезвычайные налоги вводятся в силу каких-либо чрезвычайных обстоятельств (война, техногенная катастрофа и т.п.) они носят разовый или временный характер и прекращают свое действие с преодолением этих обстоятельств. Например, в годы Великой Отечественной войны был введен в качестве военный налог (1942г.), просуществовавший до 1946г.

Очень распространенной классификацией налогов является их деление на прямые и косвенные. В основе этого деления заложено несколько взаимосвязанных признаков: по объекту обложения; по способу взимания; по «возможности переложения».

Прямые налоги имеют своим объектом доход или имущество налогоплательщика, тогда как косвенные налоги взимаются с хозяйственных операций (реализация соответствующих товаров, работ и услуг, ввоз или вывоз за пределы таможенной территории и т.п.).

Разница в способе взимания состоит в том, что уплата прямых налогов производится налогоплательщиком за счет своих доходов, а косвенные взимаются путем включения их в цену товара (работ, услуг). В налоговых отношениях по уплате косвенных налогов участвуют и юридический налогоплательщик[1] - субъект, реализующий товары, работы, услуги, стоимость которых он определяет с учетом косвенного налога, и носитель налога (фактический налогоплательщик) - лицо, приобретающее эти товары, работы и услуги (потребитель). Таким образом, косвенными налогами экономисты называют налоги на расход, на потребление, а прямыми - налоги на присвоение и накопление материальных благ.

При включении косвенных налогов в цену товара и может возникать характерный для них эффект переложения налога на покупателя (потребителя) данных товаров, работ и услуг. На деле этот критерий «переложения налога» не всегда соответствует действительности. Косвенные налоги не всегда практически могут быть переложены на потребителя, так как рынок может не принять товар по повышенным ценам с учетом включенного в них косвенного налога. Прямые налоги при благоприятных обстоятельствах могут быть переложены на потребителя через механизм роста цен, включающих завышенную прибыль.

В реальных условиях как прямой, так и косвенный налог может перекладываться на потребителя через рост цен, но может быть чистым вычетом из прибыли. Будет ли переложен налог на потребителя, т.е. скажется ли налог на уровне цен, зависит от сфе­ры реализации товаров, от спроса и предложения, их влияния на ди­намику цен. Если спрос на товары устойчив, не эластичен или малоэ­ластичен по цене, то переложить налоги на потребителя можно путем увеличения цены. Если спрос эластичен по цене, то попытка поднять цены вызывает сокращение спроса, следовательно, для сохранения объемов сбыта придется оставить цены на прежнем уровне и налоги будут фактически уплачиваться за счет прибыли производителя.

Прямые налоги, в свою очередь, подразделяются на личные (субъективные) и реальные. Личные налоги учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика и уплачиваются с действительно полученного им дохода (с заработной платы, прибыли, дивидендов и т.д.), а реальными облагается имущество или предполагаемый усредненный доход (промысловый налог, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, налог на игорный бизнес).

Среди косвенных налогов выделяются:

индивидуально-косвенные налоги, которыми облагаются строго определенные группы товаров (акцизы);

универсально-косвенные налоги, ими облагаются все или почти все товары, работы и услуги (НДС);

таможенные пошлины, взимаемые с лиц, осуществляющих экспортно-импортные операции.

Вывод по вопросу: В налоговых системах современных государств используются различные типы и виды налогов, установленных законодательно и взимаемых налоговыми органами. Оценивать эффективность налоговой системы можно по уровню собираемости налогов и соотношению собранных налогов с затратами на обеспечение функционирования налоговой системы.

Любая классификация достаточно условна, а тем более в сфере налогов, где сплетены политические, социальные, экономические и правовые аспекты. Достаточно сложно выбрать в этих условиях правильные критерии классификации, которые можно использовать и которые могут быть верными одновременно и с экономической точки зрения, и с точки зрения права. Но классификация налогов необходима для систематизации, которая позволяет упорядочить налоги на всех уровнях налоговой системы, избежать их дублирования, более равномерно распределить налоговое бремя, не допускать двойного налогообложения. В правовом плане систематизация налогов способствует правильному толкованию налогового законодательства.