Понятие налоговой системы
Вопрос. Понятие налоговой системы. Классификация налогов.
Налоговая система - совокупность налогов, установленных законодательной властью и взимаемых исполнительными органами, а также методы и принципы построения налогов.
Из определения следует, что в структуре налоговой системы можно выделить две ее взаимосвязанные составляющие подсистемы: 1)совокупность налогов и 2)органы налоговой системы, осуществляющие их взимание.
В каждом государстве в соответствии с его административно-территориальным устройством в структуре налоговой системы выделяется общегосударственный уровень и территориальные. В государствах с федеративным устройством уровни налоговой системы по территориальному признаку включают в себя федеральный, региональный (субъектов федерации) и местный.
Посредством налоговой системы реализуются функции налогов фискальная и экономическая (регулирующая). Перед налоговой системой стоит задача обеспечить государство в целом и каждое территориальное образование денежными средствами и при этом способствовать реализации социально-экономической стратегии и решению оперативных задач конкретного периода в плане социально-экономического развития государства и отдельных территорий.
К налоговой системе предъявляется ряд требований, которым она должна удовлетворять, для того чтобы она была эффективной. Эти требования вытекают из принципов налогообложения, рассмотренных на лекции по теме №1.
К основным требованиям, характеризующим налоговую систему, можно отнести рациональность и стабильность.
Требование рациональности системы позволяет оптимизировать структуру системы, минимизировать расходы на ее содержание и оснащение средствами автоматизации процессов сбора, учета, обработки и хранения налоговой информации.
Налоговая система, отвечающая требованию рациональности, должна:
► строиться на единой законодательной базе налогообложения в пределах всего экономического пространства государства, иметь централизованное управление. Налоговые органы не должны дублировать функции других государственных органов и в самой структуре налоговых органов не должно быть дублирующих элементов
► содержать целесообразное количество налогов, закрепленных за каждым из уровней системы по территориальному признаку;
► базироваться на минимальном количестве нормативных документов, определяющих порядок взимания налогов и сборов и контроля за их уплатой;
► содержать правовой механизм регулирования всех элементов системы.
Обобщающим критерием рациональности налоговой системы может служить собираемость налогов, которая характеризует эффективность налоговой системы с позиции выполнения ее основной задачи. Но как известно эффективность принято оценивать относительными показателями в которых результат сопоставляется с затратами на их достижение. С учетом этого в оценке эффективности налоговой системы можно исходить из сопоставления затрат на обеспечение ее функционирования с результатами – поступлением налогов и сборов на соответствующих территориях и в государстве в целом.
Собираемость налогов и сборов и соотношение объемов собранных налогов и сборов с затратами на функционирование системы можно определять в разрезе отдельных налогов и сборов, в территориальном разрезе и в рамках государства в целом. Полученные данные по территориям сопоставляются с другими территориями государства, показатели по налоговой системе в целом сравниваются с аналогичными показателями других государств. Сравнение полученных данных позволяет проанализировать систему и выявить наиболее целесообразные варианты ее построения, наметить направления и пути ее совершенствования.
Требование стабильности означает, что в налоговой системе должно быть установлено количество и виды налогов, элементы налогообложения по каждому из них на определенное время, что исключит введение новых налогов или внесение поправок, изменений и дополнений в элементы налогообложения действующих налогов (налоговая база, ставки и др.) на данный период времени.
Нестабильность налогового законодательства усиливает противоречие между властью и субъектами налога и порождает механизмы ухода от уплаты налогов, что делает налоговую систему малоэффективной.
Минимальное требование к стабильности – сохранение установленных режимов налогообложения в рамках начавшегося хозяйственного года (календарного года, если они совпадают по срокам). С позиции требования стабильности изменения в налоговом законодательстве можно вводить только с началом нового хозяйственного года, (если в стране он совпадает с календарным годом, то с начала нового календарного года).