Развитие психики в животном мире и становление сознания человека


Методы психологии

 

1. Наблюдение – изучение мира на уровне чувственного познания с целью выявления определенных закономерностей либо механизмов.

Виды наблюдений:

  • Внешнее наблюдение (со стороны)
  • Внутреннее наблюдение (самонаблюдение)
  • Свободное наблюдение (не имеет четких рамок)
  • Стандартизированное наблюдение (четкая программа)
  • Включенное наблюдение (наблюдатель не является участником)
  • Стороннее наблюдение (наблюдатель не является участником)

2. Опрос – это метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном (беседа, интервью) или опосредованном (анкета) социально-психологическом взаимодействии исследователя и опрашиваемого.

  • Устный
  • Письменный
  • Свободный
  • Стандартизированный

3. Эксперимент – метод целенаправленного и продуманного создания искусственной ситуации с целью изучения какого-либо свойства.

  • Естественный (условия проведения соответствуют реальной жизни)
  • Лабораторный (искусственная ситуация в специализированных условиях)

4. Моделирование – метод создания искусственной модели изучаемого феномена.

  • Математическое
  • Логическое
  • Техническое (модель-робот)
  • Кибернетическое (информационная модель)

5. Тестирование – специальный метод психодиагностического обследования, который позволяет получить точную количественную либо качественную характеристику изучаемого явления.

  • Тест-опросник
  • Тест-задание
  • Проективные тесты (З. Фрейд)

 

  1. Понятия о психике, стадии развития психики.
  2. Сознание человека как высшая форма отражения действительности.

 

1. Психическое включает в себя особые состояния, принадлежащие внутреннему миру человека. Первоначально к анализу психики с двух сторон:

- идеалистический (в мире существует 2 начала: идеальное и материальное. Эти состояния независимы и развиваются по своим законам. С точки зрения данного подхода, психика – идеальное начало, изначально внутреннее свойство человека, которое противостоит реальному объективному миру).

- материалистический (материальный мир предопределяет внутренний мир человека. Все психические явления являются результатами длительной психологической эволюции. Для существования и развития психических явлений необходимо наличие нервной системы).

 

Подходы к анализу психики:

  1. Панпсихизм. Психикой обладает все.
  2. Биопсихизм. Психикой обладает все живое.
  3. Антропопсихизм. Психикой обладает только человек.
  4. Нейропсихизм. Психикой обладают те живые организмы, которыз есть нервная система.

 

Психика ( по А.Н. Леонтьеву) – свойство живых высоорганизованных существ, которое заключается в их способности отражать своими состояниями окружающую их действительность, существующую независимо от них.

 

Раздражимость – свойство живых существ реагировать изменением своего состояния либо движением на внешнее воздействие, имеющее биологический смысл для данного животного.

 

Чувствительность – способность организмов отражать биологически нейтральные воздействия, но объективно связанные с биологическими свойствами.

 

Основные положения о психике:

  1. Все психические явления – это форма отражения объективной реальности.
  2. Психика является продуктом деятельности ее функций.
  3. Психика возникает на достаточно высоком уровне развития.
  4. Психика – это свойство, производное от действительности (если не будет действительности, то не будет психики).

 

В структуру психики входит 2 компонента:

1. Психические процессы (познавательные) несут в себе информационную функцию.

2. Субъективный компонент – психические свойства и состояние.

 

Анализ стадий развития психики (Леонтьев):

1) Элементарная сенсорная психика (поведение животных обуславливается действием на их организм отдельных свойств предмета) – рыбы, насекомые. Преобладают инстинкты (врожденная реакция организма).

2) Перцептивная психика (отражение действительно осуществляется в форме целостных органов) – млекопитающие, кроме человекообразных обезьян. Форма поведения – навыки. На данном этапе формируются индивидуальные двигательные программы, которые формируются с помощью индивидуального опыта животного и элементарных форм мышления.

3) Интеллектуальное поведение (человекообразные обезьяны). На данной стадии преобладают сложные формы поведения, в рамках которых животное способно отображать межпредметные связи, обеспечивающие более эффективную адаптацию.

Животные способны решать двухфазные задачи, а также решать задачу разными способами. Есть потребность в сознании.

4) Сознание (существует только у человека и является высшей формой психического отражения).