Развитие психики в животном мире и становление сознания человека
Методы психологии
1. Наблюдение – изучение мира на уровне чувственного познания с целью выявления определенных закономерностей либо механизмов.
Виды наблюдений:
- Внешнее наблюдение (со стороны)
- Внутреннее наблюдение (самонаблюдение)
- Свободное наблюдение (не имеет четких рамок)
- Стандартизированное наблюдение (четкая программа)
- Включенное наблюдение (наблюдатель не является участником)
- Стороннее наблюдение (наблюдатель не является участником)
2. Опрос – это метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном (беседа, интервью) или опосредованном (анкета) социально-психологическом взаимодействии исследователя и опрашиваемого.
- Устный
- Письменный
- Свободный
- Стандартизированный
3. Эксперимент – метод целенаправленного и продуманного создания искусственной ситуации с целью изучения какого-либо свойства.
- Естественный (условия проведения соответствуют реальной жизни)
- Лабораторный (искусственная ситуация в специализированных условиях)
4. Моделирование – метод создания искусственной модели изучаемого феномена.
- Математическое
- Логическое
- Техническое (модель-робот)
- Кибернетическое (информационная модель)
5. Тестирование – специальный метод психодиагностического обследования, который позволяет получить точную количественную либо качественную характеристику изучаемого явления.
- Тест-опросник
- Тест-задание
- Проективные тесты (З. Фрейд)
- Понятия о психике, стадии развития психики.
- Сознание человека как высшая форма отражения действительности.
1. Психическое включает в себя особые состояния, принадлежащие внутреннему миру человека. Первоначально к анализу психики с двух сторон:
- идеалистический (в мире существует 2 начала: идеальное и материальное. Эти состояния независимы и развиваются по своим законам. С точки зрения данного подхода, психика – идеальное начало, изначально внутреннее свойство человека, которое противостоит реальному объективному миру).
- материалистический (материальный мир предопределяет внутренний мир человека. Все психические явления являются результатами длительной психологической эволюции. Для существования и развития психических явлений необходимо наличие нервной системы).
Подходы к анализу психики:
- Панпсихизм. Психикой обладает все.
- Биопсихизм. Психикой обладает все живое.
- Антропопсихизм. Психикой обладает только человек.
- Нейропсихизм. Психикой обладают те живые организмы, которыз есть нервная система.
Психика ( по А.Н. Леонтьеву) – свойство живых высоорганизованных существ, которое заключается в их способности отражать своими состояниями окружающую их действительность, существующую независимо от них.
Раздражимость – свойство живых существ реагировать изменением своего состояния либо движением на внешнее воздействие, имеющее биологический смысл для данного животного.
Чувствительность – способность организмов отражать биологически нейтральные воздействия, но объективно связанные с биологическими свойствами.
Основные положения о психике:
- Все психические явления – это форма отражения объективной реальности.
- Психика является продуктом деятельности ее функций.
- Психика возникает на достаточно высоком уровне развития.
- Психика – это свойство, производное от действительности (если не будет действительности, то не будет психики).
В структуру психики входит 2 компонента:
1. Психические процессы (познавательные) несут в себе информационную функцию.
2. Субъективный компонент – психические свойства и состояние.
Анализ стадий развития психики (Леонтьев):
1) Элементарная сенсорная психика (поведение животных обуславливается действием на их организм отдельных свойств предмета) – рыбы, насекомые. Преобладают инстинкты (врожденная реакция организма).
2) Перцептивная психика (отражение действительно осуществляется в форме целостных органов) – млекопитающие, кроме человекообразных обезьян. Форма поведения – навыки. На данном этапе формируются индивидуальные двигательные программы, которые формируются с помощью индивидуального опыта животного и элементарных форм мышления.
3) Интеллектуальное поведение (человекообразные обезьяны). На данной стадии преобладают сложные формы поведения, в рамках которых животное способно отображать межпредметные связи, обеспечивающие более эффективную адаптацию.
Животные способны решать двухфазные задачи, а также решать задачу разными способами. Есть потребность в сознании.
4) Сознание (существует только у человека и является высшей формой психического отражения).