Деловые информационные системы.


Лекция 3 СЛАЙД 36

 

Организация – формализованное объединение людей и других ресурсов - образованное, чтобы выполнять определенные задачи. Организация - система. Деньги, трудовые ресурсы, материалы, машины и оборудование, данные, информация и решения постоянно проходят через любую организацию.

Наиболее общие типы деловых информационных систем, используемых в организациях - информационная технология обработки транзакций (transaction processing system), информационная технология управления (management information system), информационная технология поддержки принятия решений (decision support system), информационная технология экспертных систем (expert system).

Все вместе, эти системы помогают служащим в организациях выполнять обычные и специальные задачи - от регистрации продаж, до обработки платежных ведомостей, поддержки решений в различных отделах и обеспечения альтернатив для крупномасштабных проектов и возможностей.

Начиная уже с 1950-ых, компьютеры использовались, чтобы работать с несложными деловыми прикладными программами. Цель многих из этих ранних систем состояла в том, чтобы уменьшить финансовые затраты.

Сделка - это любой, связанный с бизнесом, обмен, типа платежей служащим, продаж клиентам и платежам поставщикам. Информационная система обработки данных (система обработки сделок или транзакций) TPS, используется для записи законченных деловых сделок. Одной из первых деловых систем, которую компьютеризировали, была система платежной ведомости (Рис. 4). Первичными данными для ввода в компьютер при использовании этой системы являлись число рабочих часов в неделю у работника и величина почасовой оплаты. Первичным выводом являлся чек на получение зарплаты.

 
 

 

 


Рис. 4-1. Простейший вариант информационной технологии обработки транзакций - система платежной ведомости.

Поскольку эти ранние системы обрабатывали ежедневные деловые обмены, или сделки (транзакции), они были названы системами обработки сделок. В улучшенных формах, эти TPS все еще используются организациями, например, TPS обеспечивает быстрый ввод данных в компьютерную систему при выполнении заказа в ресторане быстрого питания. В общем случае, информационная технология обработки данных предназначена для решения хорошо структурированных задач, по которым имеются необходимые входные данные и известны алгоритмы и другие стандартные процедуры их обработки. Эта технология применяется на уровне операционной (исполнительской) деятельности персонала невысокой квалификации в целях автоматизации некоторых рутинных постоянно повторяющихся операций управленческого труда. Поэтому внедрение информационных технологий и систем на этом уровне существенно повысит производительность труда персонала, освободит его от рутинных операций, возможно, даже приведет к необходимости сокращения численности работников.

На уровне операционной деятельности решаются следующие задачи:

  • обработка данных об операциях, производимых фирмой;
  • создание периодических контрольных отчетов о состоянии дел в фирме;
  • получение ответов на всевозможные текущие запросы и оформление их в виде бумажных документов или отчетов.

Рис. 4-2. Основные компоненты информационной технологии обработки данных.

Целью информационной технологии управления (MIS) является удовлетворение информационных потребностей всех без исключения сотрудников фирмы, имеющих дело с принятием решений. Она может быть полезна на любом уровне управления.

Эта технология ориентирована на работу в среде информационной системы управления и используется при худшей структурированности решаемых задач, если их сравнивать с задачами, решаемыми с помощью информационной технологии обработки данных.

ИС управления идеально подходят для удовлетворения сходных информационных потребностей работников различных функциональных подсистем (подразделений) или уровней управления фирмой. Поставляемая ими информация содержит сведения о прошлом, настоящем и вероятном: будущем фирмы. Эта информация имеет вид регулярных или специальных управленческих отчетов.

Для принятия решений на уровне управленческого контроля информация должна быть представлена в агрегированном виде так, чтобы просматривались тенденции изменения данных, причины возникших отклонений и возможные решения. На этом этапе решаются следующие задачи обработки данных:

  • оценка планируемого состояния объекта управления;
  • оценка отклонений от планируемого состояния;
  • выявление причин отклонений;
  • анализ возможных решений и действий.

Система информационная система управления (MIS) используется для обеспечения повседневной информацией менеджеров и иных принимающих решения лиц. MIS сфокусирована на эксплуатационной эффективности. Маркетинг, производство, финансы и другие функциональные области поддерживаются MIS и связаны вместе через общую базу данных. MIS обычно обеспечивает пользователя стандартными сообщениями, составленными на основе данных, и информацией, полученными от системы обработки сделки TPS. MIS объединяет вместе широкий диапазон эксплуатационных данных. Пользователи, например, могут видеть статистику по морским, железнодорожным, автомобильным перевозкам клиентов и другим ресурсам. Данные так детализированы, что менеджеры знают, сколько топлива имеется в каждом локомотиве и как далеко он сможет проехать без дозаправки.

Рис. 13. Основные компоненты информационной системы управления

Система поддержки принятия решения (DSS) используется для поддержки принятия решений по специфическим проблемам. DSS сфокусирована на эффективности принимаемых решений. Если MIS помогает организации « делать вещи правильно », то DSS помогает менеджеру «делать правильные вещи ». Многие из этих проблем уникальны и непросты. Например, изготовитель автомобилей может попробовать определить лучшее местоположение для строительства нового производства, или нефтяная компания могла бы попробовать разведать лучшее место для нефтепромысла. DSS используются там, где проблема сложна и информация, нужная для принятия лучшего решения, трудна в получении и использовании.

Главной особенностью информационной технологии поддержки принятия решений является качественно новый метод организации взаимодействия человека и компьютера. Выработка решения, что является основной целью этой технологии, происходит в результате итерационного процесса, в котором участвуют:

  • система поддержки принятия решений в роли вычислительного звена и объекта управления;
  • человек как управляющее звено, задающее входные данные и оценивающее полученный результат вычислений на компьютере.

Рис. 4-3. Информационная технология поддержки принятия решений

Окончание итерационного процесса происходит по воле человека. В этом случае можно говорить о способности информационной системы совместно с пользователем создавать новую информацию для принятия решений.

Дополнительно к этой особенности информационной технологии поддержки принятия решений можно указать еще ряд ее отличительных характеристик:

  • ориентация на решение плохо структурированных (формализованных) задач;
  • сочетание традиционных методов доступа и обработки компьютерных данных с возможностями математических моделей и методами решения задач на их основе;
  • направленность на непрофессионального пользователя компьютера;
  • высокая адаптивность, обеспечивающая возможность приспосабливаться к особенностям имеющегося технического и программного обеспечения, а также требованиям пользователя.

Информационная технология поддержки принятия решений может использоваться на любом уровне управления. Кроме того, решения, принимаемые на различных уровнях управления, часто должны координироваться. Поэтому важной функцией и систем, и технологий является координация лиц, принимающих решения как на разных уровнях управления, так и на одном уровне.

Рис. 4-4. Основные компоненты информационной технологии поддержки принятия решений

Поскольку высокопоставленные исполнители часто требуют специализированной поддержки при принятии стратегического решения, много компаний развили тип системы, называемой исполнительной системой поддержки (ESS), которая является специализированным DSS и включает все аппаратные средства, программное обеспечение, данные, процедуры и людские ресурсы, помогая исполнителям высшего звена организации. В некоторых случаях ESS, также иногда называемая информационной системой руководителя (EIS), поддерживает действия членов правления директоров, которые ответственны перед акционерами. ESS может также использоваться дальше вниз в организационной структуре и использоваться служащими на других уровнях в организации.

В дополнение к TPS, DSS, MIS, ESS и EIS организации часто используют системы, основанные на понятии искусственного интеллекта (AI), в которых компьютерная система использует черты человеческого интеллекта. Область AI включает несколько подобластей: робототехника, системы видения, обучающие системы, использование в работе с ЭВМ естественного языка, экспертные системы.

Робототехника - область AI, где машины выполняют сложные, рутинные или нудные работы, типа сварки автомобильных кузовов или сборки компьютерных систем и комплектующих.

Системы видения позволяют роботам и другим устройствам иметь “глаза”, хранить и обрабатывать визуальные изображения.

Исследования по использование в работе с ЭВМ естественного языка, заключается в придании компьютерам способности понимать и реагировать на устные или письменные команды на английском или других естественные языки.

Обучающие системы обеспечивают компьютерам способность учиться на прошлых ошибках или опыте, допущенных в ходе компьютерных деловых игр или при принятии деловых решений, в то время как нервные сети искусственного интеллекта позволяют компьютерам распознавать и воздействовать на образы или тренды.

Экспертные системы (ES) дают компьютеру способность делать предположения и действовать подобно эксперту в конкретной области. Они позволяют организациям брать и использовать знания экспертов и специалистов. ES может применяться почти в любой области знаний или дисциплине. ES используются, чтобы контролировать сложные системы, вроде ядерных реакторов, разрабатывают планы маркетинга нового изделия или новых инвестиционных стратегий. Экспертные системы начали развиваться при проведении исследований в области искусственного интеллекта в 1970 –х годах, а с 1980 получили коммерческую поддержку.

Рис. 4-5. Основные компоненты информационной технологии экспертных систем

Трудно предсказать, на каком уровне развития информационные системы и технологии будут через 10 лет. Все больше и больше организаций используют эти типы систем, чтобы решить сложные проблемы и принимать трудные решения. Кажется, что человечество только начинает открывать полный диапазон их полезных возможностей.