А. С. Пушкин
Ф. М. Достоевский
ТВОРЧЕСКИЙ ПОИСК ФАУСТА
«Какая разница между демоном и человеком? Мефистофель у Гете говорит: «Я часть той части целого, которая хочет зла, а творит добро». Увы! Человек мог бы сказать о себе совершенно обратное».
«Есть высшая смелость: смелость изобретения, — создания, где план обширный объемлется творческой мыслью, — такова смелость... Гете в Фаусте»
Трагедия «Фауст» — центральное произведение Гете. Замысел «Фауста» возник у Гете, когда ему было немногим больше 20 лет, а закончил он его незадолго до своей кончины. Таким образом прошло 60 лет, обнимающих почти всю творческую жизнь Гете. Иоганн Фауст — историческая личность. Он жил в начале XVI века. О нем ходили легенды как об астрологе, занимавшемся черной магией. Во всех произведениях Фауст неизменно изображался человеком, который, не удовлетворяясь современной ему наукой, отверг религию и связался с чертом, чтобы при помощи нечистой силы получить возможность превращать неблагородные металлы в золото и наслаждаться жизнью. Дьявол помогал ему 24 года, после чего забрал душу Фауста в ад. Однако даже сквозь религиозно-нравственную тенденциозность книг, написанных в осуждение Фауста, проглядывали черты ученого, силившегося преодолеть предрассудки своей эпохи. Впервые Лессинг выдвинул новую трактовку образа Фауста. К обработке сюжета о Фаусте обратились писатели движения «Бури и натиска». Среди них — Гете.
В «Фаусте» Гете мастерски сочетает элементы трех главных родов поэзии — лирики, драмы и эпоса. Фауст — это поэтическая фантазия особого неповторимого стилевого строя, который можно определить как художественный универсализм, ибо он включает в себя элементы различные по своей художественной природе. Гете с поэтической свободой перерабатывает древнегреческие, библейские, средневековые мифы. Больше всего Гете — поэт. От живых интонаций до трагической патетики — все богатство эмоций, которое способна выразить человеческая речь, воплощено в Фаусте.
В «Прологе в театре», идея которого подсказана прологом к драме индийского писателя Калидасы, высказывают свои житейские суждения три персонажа — поэт, комический актер и директор театра. Здесь Гете раскрывает различное отношение к искусству: потребительское у обывателя и возвышенное у поэта.
Но завязка всех событий происходит в «Прологе на небе», идея которого подсказана книгой Иова о Ветхом Завете, где описана беседа бога с сатаной. «Пролог на небе» вводит в идейную проблематику трагедии: бог разрешает Мефистофелю подвергнуть Фауста испытанию, причем, речь в данном случае идет не об отдельном человеке, Фауст — представитель всего человечества.
Очень интересен образ Мефистофеля. По преданиям у дьявола было много имен. Это, впервые возникшее в древности, имеет в своей основе древнееврейские слова: «Мефиз» — разрушитель и «Гофель» — лжец, обманщик. Бог говорил ему: «Из духов отри-цанья ты всех менее бывал мне в тягость», так как Дьявол сначала принадлежал к числу ангелов. Дьявол Люцифер (даритель света) восстал против бога и был свергнут с небес вместе с его сподвижниками. У Гете этот миф использован в поэтической концепции борьбы добра и зла в космическом масштабе. Господь, архангелы и Мефистофель здесь носители извечно борющихся природных и социальных сил. В уста Бога Гете вкладывает собственные воззрения на человека — свою веру в оптимистическое разрешение человеческой истории.
Когда Мефистофель утверждает, что на земле царит лишь
...беспросветный мрак,
и человеку бедному так худо, ,.
что даже я щажу его покуда,—
господь выдвигает в противовес жалким, погрязшим в ничтожестве людям ревностного правдоискателя Фауста. Мефистофель удивлен: в мучительных исканиях доктора Фауста, в его раздвоенности, в том, что Фауст
требует у неба звезд в награду
и лучших наслаждений у земли, —
он видит тем более верный залог его погибели. Убежденный в верности своей игры, он заявляет господу, что берется отбить у него этого сумасброда».
Господь принимает вызов Мефистофеля. Он уверен не только в том, что Фауст чутьем по собственной охоте
вырвется из тупика,—
но и в том, что Мефистофель своими происками лишь поможет упорному правдоискателю достигнуть высшей истины.
Тема раздвоенности Фауста (здесь впервые затронутая Мефистофелем) проходит через всю драму; Фауст хочет постигнуть
*3десь и далее см. Гете. Фауст, Библиотека всемирной литературы, серия 1, т. 50. М., 1969.