Фольклор.


а) С образование единого государства местные культурные традиции постепенно уходят в прошлое, уступая место общерусским традициям. Все более весомо и звучно заявляют о себе мотивы патриотизма, национальной гордости, но в то же время на развитие культуры сказывается и растущее влияние самодержавной тирании, опричного террора. Культура этой эпохи развивалась в противоречиях. В этом веке продолжают развиваться традиции устного народного творчества. Записей этого жанра не сохранилось, но в «Стоглаве» и других документах того времени упоминается о народных песнях и других литературных сочинениях.

События той эпохи получили отражение в сказках, так в «Сказке о Барме-Ярышке», ее герой, простой русский человек добывает для Ивана Грозного, знаки царского достоинства. В пословицах и поговорках, в песнях, словах и поучениях того времени отразилась живая народная речь, меткая и острая. Так, даже царь Иван Грозный в свое послание к старцам Кирилло-Белозерского монастыря вписал пословицы: «Жалует цари, да не жалует псарь» и т.д. Во многих сказаниях того времени образ Ивана Грозного идеализируется. Он изображается как борец с боярами, как крестьянский царь, защитник бедняков, справедливый судья.

б)ВХУ1 веке продолжают свое развитие жанр исторической песни. В них народ прославляет взятие Казани, особенно героев штурма пушкарей. В песнях о Ермаке певцами народа он изображался как сильный герой казак. В исторических песнях народ с одной стороны восхвалял царя за его военные подвиги, а с другой стороны порицает, отмечая его жестокий нрав. Но в целом же исторические песни указывают не то, что народ поддерживал царя за защиту единой Руси, каменной Москвы, как середины царства Российского.

3. Продолжает развиваться грамотность. По-прежнему центрами грамотности оставались монастыри и княжеские дворы, такие как Троицко-Сергеевский и Кирилло-Белозерский монастыри. Но уже появляются мастера грамотности и в городах и в деревнях. Известные духовные деятели Засимо-Соловецкий, Александр Сверский обучались в деревнях. В школах изучали азбуку, потом часослов, затем письмо. Те, кто побогаче продолжали обучение дальше, изучали Апостол и Евангелие. В этот период уже появилось руководство по грамматике, труды Максима Грека, начало грамоты греческой и русской. Появляются пособия по арифметике и другие книги для обучения.

Поворотное для просвещения значение имело появление книгопечатания. Именно в ХУ1 веке в России появляется первая печатная книга. Царь Иван IV помог организовать Ивану Федорову и Петру Мстиславичу книгопечатанье в Москве. Это произошло в 1554 году. А через 10 лет, 1 апреля Иван Федоров издал «Апостола», затем последовали Часослов и другие книги. Не смотря на то, что Федоров был вынужден уехать из России, дело его продолжали его ученики и сотрудники. Всего было выпущено около 20 книг богословного содержания.

4. Дальнейшее развитие продолжает получать литература, в летописных сводах утверждался идеал величия великокняжеской, а затем и царской власти. Как сказано в «хронографе» (обзор всемирной истории 1512 г.) после покорения турками Византии «Российская земля растет и возвышается». Об идеи преемственности власти от Византийских императоров и далее от правителей Вавилона, о передачи шапки Мономаха великому киевскому князю Владимиру Мономаху повествует повесть «О Вавилонском царстве». Наиболее четко идея преемственности прозвучала в сказании о князьях Владимирских, в ее основе лежат две легенды. В одной утверждается происхождение Московских князей от Римского императора Августа. В другой повести Византийский император Константин Мономах передал киевскому князю Владимиру (Переяславскому) царские регалии. Обе обосновывали право московских князей на самодержавную форму правления.Центральное место в светской публицистике ХУ1 в. занимал вопрос о характере царской власти, о ее взаимоотношении с подданными. Эта тема стала центральной в творчестве Ивана Пересветови переписки Грозного с князем Курбским. Пересветов был сторонником сильной царской власти, но она, по его мнению, должна управляться на основе определенных законов. Курбский был сторонником сословно-представительной монархии. По его мнению, монарх должен править, совещаясь с сословно-представительным органом. Власть, считал он, должна быть справедливой и управлять страной на основе законов. Курбский развивал принципы сочетания власти государственных учреждений с сословно-представительными учреждениями в центре и на местах. Иван Грозный этот вопрос, исходя из тезиса о божественности происхождения власти, и делает вывод о ее неограниченном характере. Самодержавная власть, считал Грозный, не должна ограничиваться никакими законами. Высший суд в государстве принадлежал самодержавному монарху, который сам определял силу наказания. Судит и карает не только за дела, но и за мысли. Для Грозного все подданные холопы и равны в своем бесправии перед монархом.

5. В ХУ1 в. обострение социальных противоречий, накопление знаний привели к пробуждению критического отношения к религии, ярким проявлением этого было появление еретических учений. Еретическое движение возникло в Новгороде в 70-х годах ХУ в., но особенно распространилось в ХУ1в. Еретики Новгорода отрицали основной догмат христианства о троичности божества. Церковное строительство и церковные обряды, церковную иерархию. В Москве еретиков, куда входили преимущественно светские феодалы, возглавлял Федор Курицын, он отрицал монашество. Матвей Башкин, осужденный церковным судом в 1554 г. отвергал иконопочитание, критически относился к писаниям святых отцов. Наиболее радикальным среди еретиков в ХУ1 в. был Феодосий Косой, он не признавал троичности бога, видел в Иисусе обычного человека- праведника, не признавал обряды, иконопочитание. Из-за неразвитости социально-экономических отношений, слабости городов России отсутствовала широкая социальная база для развития ереси, и широкого распространения они не получили. Церкви в борьбе с еретиками удалось добиться поддержки государства и жестоко с ними расправиться.

6. В ХУ1 в. летописание уже начинает постепенно уходить на второй план, вытесняясь историческими повестями, посвященными реальным событиям. Вроде повести о Казанском взятии, повести о походе Стефана Батория на Псков. Но летописи по-прежнему еще существуют, и также служит для обоснования самодержавной власти. В ХУ1 в. была проделана большая работа по составлению летописных сводов, куда вошли специально отобранные и переработанные известия местных летописцев. Именно так были созданы Воскресенскаяи Николаевскаялетописи. Один из списков николаевской летописи был сделан как роскошный иллюстрированный Лицевой свод, где было 16 000 иллюстрации. Митрополит Афанасий составил степенную книгу, в ней история русской земли дается не погодно, как в летописях, а по поколениям, степеням царской знатности. Из жизнеописания митрополитов, начиная со времени Киевского государства.

7. а) Укрепление Российской государственности стимулировало развитие архитектуры. Для формирования общерусского стиля большое значение имели перестройка Московского кремля в конце 15 начале 16 вв. Строительство Успенского собора,Московского кремля воплотившего в своих величественных формах мощь молодого Русского государства, руководил итальянский архитектор Аристотель Фиорофанти, обогативший русское зодчество элементами строительной техники и архитектуры эпохи возрождения. Итальянские строители возводили новые башни и стены кремля. В 1505-1509 гг. Алевизпостроил Архангельский собор, усыпальницу великих московских князей, где традиции русского зодчества сочетались с итальянским декором (декоративная отделка стен). Ансамбль Московского кремля стал уникальным произведением зодчества, где воплотилась сила и величие народа ступившего на путь прогресса после освобождения от иноземного владычества. Но все таки в течении всего столетия по всей России по-прежнему преобладает деревянное строительство. Помимо губ для богатых людей создавались хоромы сложные, причудливые по форме, такие как хоромы Срогановых в Сольвычегодске. Русское деревянное зодчество наложило отпечаток на каменное строительство в 16 веке. В 16 в. в каменном строительстве появляются церкви с шатровым завершением, великолепным образом шатрового стиля в архитектуре стала церковь вознесения в селе Коломенском, возведенная в 1532 г. в ознаменование будущего царя Ивана IV. Жемчужиной русской архитектуры 16 в. стал воздвигнутый в 1560 г. в честь взятия Казани Покровский собор (Василия Блаженного). Девятиглавый собор увенчан большим шатром вокруг, которого теснятся своеобразные купола ,связанные между собой галереей и расположенном на одном помосте. Собор был создан русскими зодчими Бармой и Постником. Строгая регламентация зодчества со стороны церкви привела к созданию массивных, тяжеловесных по типу Успенского собора в Москве построек. Упрощенными, мало удачными подражаниями Кремлевскому собору стали Успенский собор в Троицко-Сергеевском монастыре и Софийский собор в Вологде.

б) В 16 в. огромный размах получило крепостное строительство. Были построены стены Нижегородского кремля, кремль в Туле, Коломне и других городах. Реконструированы стены Новгородского кремля. В Москве возведена вторая линия обороны, опоясавшая торгово-ремесленные ряды Москвы, Китай-город, и третья линия каменных укреплений Москвы – Белый горд (Бульварное кольцо). Итогом крепостного зодчества 16 в. стал построенный в 1595-1602 гг. известным русским фортификатором Федором Конем Смоленский кремль, который Борис Годунов называл «ожерельем всей Руси» на зависть врагам и на гордость Москвы.

8. Расцвет живописи в 16 в. связан с именем Дионисияи его школы. Ему принадлежат фрески Успенского собора кремля, росписи соборов Феропонтов и Боронского монастырей. Для манеры Дионисия характерны утонченный рисунок, нарядность, праздность, изысканность. Для живописи 16 в. было характерно расширение круга тем, возрастания интереса к светской тематике, из всемирной и русской истории. Однако церковь по-прежнему оказывала большое влияние на содержание живописи. Она все больше превращалась в иллюстрацию того или иного священного писания или жития, изображения перегружаются деталями, становятся дробными. Российская идея о преемственности власти Московских князей от Византийских императоров была воплощена в росписи Благовещенского собора Московского кремля, выполненной под руководством Феодосия сына Дионисия. В условиях жестокой регламентации живописи со стороны церкви в конце 16 в. в ней оформились особые направления, в котором главное влияние уделялось живописной технике. Это была Строгановская школа, получившая название ее покровителей и заказчиков купцов Строгановых. Для манеры письма этой школы было характерно отточенность техники, умение выписать детали на малой площади, красота, тщательность исполнения.

Литература

1. Шмидт С.О. Становление российского самодержавия. М., 1973.

2. Балакина Т.Н. История русской культуры. М. Изд. Центр, 1996.

3. Грибунина Н.Г. История мировой художественной культуры. В 4 ч., Тверь,1993.

4. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М. 1993.

5. Зезина М.Р. История русской культуры для студентов вузов. М. Высшая школа, 1990.

6. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. М. Высшая школа. 1994.