I. Причина образования государства. Киевская Русь.


V.

IV.

III.

II.

I.

Образование древнерусского государства

ТЕМА № 2

Терминология

«Повесть временных лет», Нестор, Сим, Хам , Иафет, культура шнуровой керамики, трипольская культура, фатьяновская культура, культура колоковидных кубков, чернолесская культура, «скифов-пахарей, зарубинецкая культу­ра, «Змиевые валы», черняховская культура, Аттила, склавины, анты, венеты, подсечное, пашенное земледелие, территориальная община, военная демократия, вече, князя, дружина, полюдье, племенные союзы, Сварог, Перун, . Святовит, Дожбог, Хорс, Велес, волхвы, требище.
Славяне  
 
культура шнуровой керамики Культура колоковидных кубков Чернолесская культура зарубинецкая культу­ра черняховская культура

 

1. экономические (выделение ремесленников, излишки сельскохозяйственной продукции, внутренний рынок)

2. военные (на севере – варяги, на юге – тюрки, сопротивление хазарам).

3.культурные (единый язык, быт и верования )

 

1. 1Х в. – складываются крупные союзы – черты государственности

2. 882 г. – поход Олега на Киев, правление Ольги – формирование государства.

3. «Норманнская теория» и её критика. Байер- Шлёцер- Ломоносов-

862г. «Повесть временных лет» о призвании варягов, - три Руси- Иоакимовская летопись- Гостомысл

 

1. Объединение племен. 945 г. – поход Игоря на древлян. 946 г. – поход Ольги на древлян. Реформы Ольги: назначение княжеского наместника, установление твердой дани-урок, повоз, объединение в единую корпорацию служивой знати. 964 г. - подчинение Святославом вятичей. 983 г. – подчинение Владимиром ятвягов.

2. Захват торговых путей. Поход Олега на Византию в 907 г. – договор с Византией. 944 г. – возобновление договора Игорем с Византией. 955 г. – возобновление договора Ольгой с Византией и принятие ей христианства, 970 г. – военные действия Святослава против Византии, возобновление договора.

3. Борьба с кочевниками. 964 – 965 гг. поход на Восток (захват Хазарами, земель черкесов, осетинов – южных земель) – укрепление южных границ (валы, дымовые и световые сигналы) – Ярослав окончательное поражение кочевников, укрепление границ.

 

Князь (внешняя политика, законодатель судья, назначение чиновников, власть неабсолютная) - бояре - посадники (управление в волостях) - гунны (управление княжеским хозяйством) - дружина (малая, большая).

Доходы – дань, штрафы, торговая пошлина, доходы с имений.

 

Бояре (земские, служивое боярство) – смерды (сельское население, выплачивали дань) – закупы (купа берут ссуду и работают на господина) – рядовичи (заключают ряд – договор на ссуду и работают на господина или выплачивают своим трудом) – холоп (рабы, самые бесправные).

 

 

1. Экономические причины – большое влияние на возникновение единого государства Киевская Русь оказали экономические факторы. К этому времени увеличилась производительность труда, т.к. в земледелие использовались система перелога, усовершенствовались сельскохозяйственные орудия труда, появляется семена, дающие больше урожая – все это привело к тому, что у крестьян появляются излишки, т.е. прибавочный продукт. Совершенствование орудий труда привело к тому, что в славянских племенах наступает разделение труда. Теперь занятие ремеслом требовали больше времени. Появляется слой населения, занимающийся исключительно ремеслом. Излишки сельскохозяйственных продуктов, появление слоя ремесленников привели к развитию меновой торговли, что постепенно привело к денежной торговле. У славян начинает налаживаться внутренний рынок. Все это сказывалось на становлении государственного образования.

2. Военные причины. К 9 веку продолжалось постепенное укрепление княжеской власти, огосударствление. Этот процесс ускорился под воздействием внешних факторов. На севере постоянным явлением стали набеги варягов, на юге обострилась вражда славян и тюркских племен, власть хазарского кагана ослабла, и подчинение ей стало не выгодным. Племена южных славян начинают оказывать сопротивление хазарскому влиянию, кроме того, славянам пришлось отражать набеги хазарских орд, не подвластных кагану - все это приводило к объединению славян.

3.Культурные причины.Важной причиной объединения славянских племен является культура и быт славян. Все славяне независимо от места обитания говорили на одном языке, поклонялись одним богам и силам природы. Они одинаково обустраивали свой быт: жилье, одежда, посуда, стиль жизни и поведения. На всей территории славянского мира действовали одни законы - не дошедший до нас Закон Русский, основанный на нормах обычного / родо - племенного / права.

П. Образование Киевской Руси. Переход от догосударственных территориальных (соседских ) общин к государству шел медленно и постепенно. Так в «Повести временных лет» Нестор упоминает, что государство Русь складывалось уже в VI в. вокруг Киева и первым князем был Кий.

К IХ веку на севере и на юге у славян уже сложились племенные союзы, располагающие большими людскими ресурсами и имеющие отличительные черты государственности:

- уплата дани, налога в обмен на торговые привилегии и безопасность;

- подчинение надплеменным нормам и надплеменным структурам власти;

- единая оборона от внешнего врага.

Первоначально таких племенных союзов было 12 – об этом свитедельствует «Повесть временных лет». Позднее они продолжали объединяться и создавали более крупные союзы.

Такими союзами-центрами стали Киев и Новгород. Новгородское княжество государство представляло собой большую политическую и военную силу. В его состав входили земли ильменских славян, кривичей, мери и другие племена вплоть до Белого моря. Оно контролировало часть знаменитого торгового «Пути из варяг в греки». В 882 г. Новгородский князь Олег совершает поход на Киев (возможной причиной этого похода было - отобрать у Оскольда и Дира город, который располагался ближе к центру мировой торговли- Византии). Подчинив смоленских кривичей и киевских полян, Олег становится Великим киевским князем, а Киев объявляет «Матерью городов русских». В Смоленск, Любич, Новгород Олег назначает для управления своих дружинников - наместников.

При правлении Олега (882-912 гг.) начинается формирование территории русского государства. Олег подчиняет себе различные славянские племена и включает их в состав Киевского государства. Князья и дружины объезжали подвластные территории, собирали дань – полюдье, вершили суд, облагали виновных штрафами – вирами. Суд вершился по Закону Русскому, своду законов обычного права до нас не дошедшему, но постоянно упоминающемуся в договорах Руси с Византией. Таким образом, в конце IХ начала Х века у восточных славян складывается государство с единой территорией, с системой управления, налогами – это было результатом развития восточнославянского общества.

4. Норманнская теория. Норманизм возник в ХVШ веке. Его создателями считаются немецкие историки Байер, Шлецер, Миллер, работавшие в ХVШ веке в Петербургской академии наук. В своем утверждении они опирались на «Повести временных лет», где под 862 годомприводится рассказ об обращении славян и кривичей к варягам с просьбой прийти и править ими, чтобы прекратились распри и установился мир и согласие. В славянские земли пришел Рюрик со своими братьями Синеусом и Трувором и «со всею Русью». Они стали основателями славянского государства. На основании этого летописного свода немецкие историки делают вывод, что славяне были диким, необразованным народом, не способным создать свою государственность. Норманны завоевали славян и создали государственность. Первым выступил против немецких ученых Ломоносов, который говоря о древности славянского народа, о высоком уровне его развития, высказал тезис «государство не может быть навязано извне». Приводил примеры, что сами норманны назвали Русь «Гардарика», т.е. страной городов. Выступая против норманистов Ломоносов, производил руссов от роксолан, справедливо отмечая, что этноним может читаться и как «россоланы». Также он утверждал, что со времени принятия христианства на Руси утверждаются греческие и еврейские имена, но это не означает, что носители этих имен - греки или евреи, и поэтому считал ошибкой «германизацию» Байером славянских имен. Говорить о завоевании славян норманнами вряд ли возможно, т.к. они не проникали в славянские земли большими массами. Русские князья чаще всего использовали их как наемное войско. Археологические и письменные источники изучения славян, их языка и культуры VШ - IХ вв. свидетельствуют о минимальном влиянии скандинавов на славян. Изучение «Повести временных лет» показывает, что запись о призвании Рюрика была поздней вставкой в ее первоначальный текст. Она была внесена около 1113 года. Несторовский текст в 1116 г. был переработан по указанию великого киевского князя Владимира Мономаха игуменом Сельвестором. Сельвестр добавил в летопись запись о призвании Рюрика, что отвечало политическим интересам Мономаха. Легендарный рассказ о призвании Рюрика должен был помочь обосновать законность призвания киевскими боярами во время восстания 1113 г. в Киеве на великокняжеский стол Владимира Мономаха, установившего в столице Руси мир и спокойствие.

В «Повести временных лет» Нестор пишет о том, что «… славянский язык и русский одно есть». Таким образом, Нестор говорит о родстве русского и славянского языков. Слово «Русская земля», «Русь» стало распространяться на славянские земли задолго до призвания варягов, об этом упоминают арабские источники. Поэтому упоминание «Руси» - как народа пришедшего с Рюриком должно говорить о другом, нежели о норманском происхождении. Дело в том, что средневековые источники, особенно восточные авторы в этот период знали Приднепровскую Русь, Русь Балтийскую и Аланскую Русь. Таким образом «Русы» - это славянизированные, возможно даже изначально неславянские племена, причем разного происхождения. При этом разные в этническом отношении «русы» участвовали в образовании Древнерусского государства в качестве господствующего слоя.

В Иокимовскойлетописи есть запись, которая по-другому трактует призвание Рюрика. Вождь новгородцев Гостомыслвидит сон: будто из чрева его дочери Умилывырастает чудесное дерево, от плодов которого насытились люди всей земли. Гостомысл видя конец живота своего собрал новгородских старейшин. Рассказал им сой сон и послал пригласить князя. Таким образом, можно предположить, что Умила была замужем за одним из славянских князей, может быть на острове Руген (Рюген) в земле Бодричей за князем Ругов. Так, например, княгиня Ольга в Константинополе называется княгиня ругов.

В статье московского историка Рогова говорится о том, что Рюрикэто видо-измененное западно-славянское слово «Рарок» (так польское Ририк, чешское Ререк). Все это обозначает название крупного сокола Рарок. В «Слове о полку игореве» применительно к Игорю, потомку Рюрика, употребляется сокол. Рогов пишет, что на стенах киевской десятинной церкви изображается не трезубец, а символическое изображение сокола. Так же изображение атакующего сокола было изображено на деньгах Ярослава Мудрого. Сокол – древнейший тотемный символ славянского рода Рюрика превратился на Руси в эмблему-символ княжеской власти. Таким образом, был призван возможно славянский князь из племени Бодричей,который в борьбе с другим претендентом за власть в Новгороде Вадимоммог опираться на наемную варяжскую дружину, поэтому нельзя говорить о нормманском происхождении государственности на Руси, где существовали уже местные князья союзов племен, такие как древлянский Мал и другие князья.

 

 

II.После создания единого государства Киевская Русь перед его князьями становятся следующие задачи:

1. объединение всех восточнославянских и части финских племен под власть великого киевского князя;

2. приобретение заморских рынков для русской торговли и охрана торговых путей;

3. защита границ русской земли от нападения кочевников.

 

1. Объединение земель. Рассмотрим, как первые русские князья решали эти задачи. Укрепившись в Киеве, Олег подчинил себе кривиичей, полян, северян, освободил южные славянские племена от хазарской зависимости, «нача городах ставити». Скорее всего это были городки-крепости, предназначенные для защиты от кочевников-степняков и упрочения власти киевского князя над подчиненными землями и племенами. Олег подчинил себе финно-угорские племена чудь, весь и мери и обложил подчиненные племена налогом – на дым. Особую дань размером в 300гривен платили Олегу Новгородцы. Таким образом подчинив важнейшие группы славян, Олег сформировал Древнерусское государство со столицей в Киеве. После смерти Олега древляне отложились от Киева и князь Игорь вынужден вновь подчинил их и обложить более тяжелой данью, но своего наместника не посадил, а правил через древлянского князя Мала. Воевал Игорь и с уличами и другими племенами. В 945 г. во время похода за полюдьем в древлянскую землю Игорь погибает. Летопись подробно описывает это событие. Собрав дань Игорь возвращался в Киев, но дружинники стали роптать «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги…». Игорь отправляет собранную дань с большей частью дружины, а с оставшимися пошел за данью вторично. Очевидно он нарушил договор(ряд) о сборе полюдья и на сей раз древляне не выдержали и, напав на князя перебили дружину, а князя казнили. Древлянская земля – земля вятичей и её князь Мал после смерти Игоря предложили княгине Ольге выйти замуж за Мала. Но этим планам не суждено было сбыться. Летопись рисует впечатляющую картину мести Ольги за убитого мужа. Уже в 946 году киевская княгиня подчиняет себе древлянскую землю и проводит ряд важных реформ. Она отменила архаичную систему полюдья и заменила её систематической уплатой дани, которая собиралась в административных центрах(погостах) специальными людьми(тиунами). Дань полюдье стала собираться не путем объезда, а путем повоза. При ней дань становится фиксированной, она устанавливает уроки. Объем дани был известен заранее и, таким образом, излишки оставались у населения. Поход княгини Ольги на древ-лян означал начало ликвидации автономии союза племен входивших в состав древне-русского государства, означал слияние дружинной знати племенных союзов с военно-дружинной знатью великого князя и образовании единой корпорации древнерусской служивой знати возглавляемой великим Киевским князем. Реформы, проведенные Ольгой, способствовали дальнейшему укреплению управлением государством, а так же подъему производительности, экономики.

Политику Ольги по объединению племен продолжил ее сын Святослав, который в 954году подчиняет вятичей и обкладывает их налогом. Его сын Владимир все свои взгляды направляет на запад и в 983 году подчиняет племя ятвягов (литовское племя). Уже в Х веке князь ВладимирСвятославич полностью распоряжался всей территорией Киевского государства.

2. Завоевание торговых путей. Соединив под своей властью огромную территорию, князья удерживали их силой, подавляя сопротивление подданных, и старались организовать управление, посылая посадников. Главной целью княжеской администрации был сбор дани – сначала полюдье, затем повоз. Собирая дань, князья вершил суд и расправу согласно нормам обычного права, согласно Правде Русской. Таким образом второй задачей русских князей было создания торговых путей с целью сбыта полученного в ходе полюдья добра. Русь торговала через Хазарию с Востоком, а также с Западом через Чехию, о чем говорит сохранившийся торговый так называемый Рафельштедский устав 907 г., а также хазарские источники. Весной все собранное князем везли в Византию и другие страны. Кроме военной охраны русские князья заботились о дипломатической охране русской торговли, заключали договоры. Говоря о Киевском государстве и мирных договорах его с другими государствами надо говорить о походах князя Олега на Византию в 907 году. Воспользовавшись отсутствием в Византии императора и войска, Олег возглавил войско в состав, которого вошли представители всех подвластных племен. Олег вторгся в Византию и осадил Константинополь. Он вынудил Византию подписать выгодный для Киева договор, где кроме обычных даней единовременной и ежегодной(едино-временная дань по 12 гривен на человека, ежегодная дань в виде денег, золотых вещей и тканей), имелись пункты о привилегиях киевских купцов. В договоре говориться о порядке пребывания русских купцов на территории Византии, оговаривается их торговый статус. Этот договор, записанный в «Повести временных лет» под 911 годом был не выгоден Византии, об говорит тот факт, что после смерти Олега в 912 году они нарушают его.

Князь Игорь в 941 году вновь совершает поход на Византию, чтобы заставить ее выполнять условия договора. В этом походе он пограбил берега Малой Азии, а затем его флот был встречен греческим флотом и сожжен греческим огнем. В 944году Игорь возглавил огромное войско, которое шло и по морю и по суше направляется в Византию. Он был встречен византийскими послами, которые согласились заплатить контрибуцию, и подписали новый договор. Этот договор записан в «Повести временных лет» под 945годом. Этот договор подтвердил условия договора 907 г. с Олегом, но русские купцы были лишены права беспошлинной торговли на территории Византии, правда торговать им разрешалось не только на севере Византии, а по все её территории. Договор обязывал стороны выдавать беглых, защищать торговые пути сторон, и обязывал Русь оказать военную помощь Византии.

В выполнении этого договора состоялся поход славян в Азербайджан, где у арабов был отбит город Бердеа, возглавлял этот поход воевода Свенельд. Кроме военной помощи, эти походы имели так же цель обеспечить торговые интересы Киева на востоке и на юге. После смерти Игоря Византия опять перестает выполнять договор, и только поездка княгини Ольги в Константинополь в 955/956году способствовала возобновлению действий договора. Княгиня не привела в Византию не войско, а решала вопросы дипломатическим путем. Она приняла в Византии крещение 956 г. по православному канону. После смерти Ольги договор с Византией подписал князь Святослав. Который начинает войну с Византией в 967 г. Святослав захватил земли по левому берегу Дуная и город Переяславец, куда задумал перенести столицу своего государства. В 970 г. он начинает поход на Византию. Сначала поход был удачным, но затем Византийский император наносит Святославу поражение, заставляет его вернуться в Переяславец. Стремления Святослава перенести столицу на Дунай, возможно, объясняется тем, что здесь проходили мировые торговые пути, но это вызвало недовольство Византии, и в результате длительных боев был подписан новый договор Руси и Византии. Этот договор оформил мирные и союзные отношения Руси и Византии.

3. Борьба с кочевниками. Одна из задач которую приходилось решать киевским князьям – это борьба с кочевниками. В 898 г.( IXв.) под Киевом появились шедшие с востока угры (венгры). Разграбив окрестности, они вынудили киевлян уплатить им дань, после чего ушли дальше на запад и осели на территории нынешней Венгрии. Подчинив Киев и ближайшие племена, князь Олег начал распространять свою власть и племена южных славян, данников Хазарии. Именно для этого возводит он на землях северян и других славянских племен городки-крепости, защищающих их от хазарских набегов. В 964-965 гг. Святослав совершает поход на восток. Он разгромил союзника Хазарского царства Волжских булгар, а затем обрушился на хазарский каганат. Были взяты города Итиль и Саркел. Русские переселенцы начали осваивать земли Хазарии. На нижнем Дону возникло русское поселение Белая Вежа. В предгорьях Северного Кавказа Святослав присоединил земли Яссов и Косогов (осетинов и черкессов). Он захватил Тмутаракань, крепость на Таманском полуострове. В результате похода Русь попыталась закрепиться в междуречье Волги и Дона и на Северном Кавказе.

Киевский князь Владимир укрепляя южные границы, строил по рекам Десне, Трубежу, Суле и Стугне (по южным рекам) укрепленные городки и помещал в них в качестве гарнизонов население, призванное из северных областей. Князь Владимир использовал для обороны южных рубежей систему «Змеевых валов». Далеко в степь за валы отправлялись заставы (богатырские) Кроме этого недалеко от валов ставились крепости, чтобы встретить кочевников в нужном месте. От крепостей и до Киева, ставились сторожки, и разработана была целая система цветовых и дымовых сигналов. Эта система позволяла своевременно подготовить войско и выйти на встречу врагу. Владимир провел военную реформу – заставил все племена нести службу по охране рубежей Руси.

Князь Ярослав Владимирович окончательно нанес поражение кочевникам – печенегам в битве в 1036 г.под Киевом. На этом месте в знак победы он построил собор Святой Софии. Продолжая создавать прочную систему обороны против кочевников, он строил новые укрепления и проводил колонизацию степных окраин. На границах своего государства русские князья заселяют замиренные племена тюрских кочевников (торков, берендеев, известные под названием каракалпаки).