Левые партии
Партии центра
· Торгово-промышленная партия. 1905 г. (В.П. и М.П. Рябушинские)
· Партия мирного обновления. Июль 1906 г. (Н.Н. Львов (Львов-1-й),
Д.Н. Шипов)
· Союз 17 октября. Ноябрь 1905 г. (А.И. Гучков, Д.Н Шипов)
· Конституционно-демократическая партия (Партия народной свободы). Ноябрь 1906 года. (П.Н. Милюков, Е.Д. Кускова, С.Н. Прокопович)
· Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП). 1898 г.,
1903 г. – раскол на 2 фракции: большевики (В.И.Ульянов (Ленин)), меньшевики (Л.Мартов, (Ю.О. Цедербаум))
· Партия социалистов- революционеров (эсеры). 1902г. (В.М. Чернов). Особенность – наличие «Боевой организации» (Г.А. Гершуни).
· Трудовая народно-социалистическая партия (энесы). 1906 г. (А. Пешехонов, В. Мякотин).
Начавшаяся в начале 1905 г. в России буржуазная революции ускорила процесс создания партий.
18 февраля 1905 г. Николай II подписал 3 взаимоисключающих документа:
1. Указ, разрешавший населению подавать проекты об усовершенствовании
государственного устройства.
2. Манифест о незыблемости самодержавия.
3. Рескрипт на имя министра внутренних дел А.Г. Булыгина о призыве выборных к решению государственных дел (создание Государственной думы).
«Булыгинская дума» - 6 августа 1905 г. Манифест о созыве Государственной думы:
· Законосовещательная.
- единственное право в законотворчестве – «возбуждение предположений об отмене или изменении действующих и издании новых законов», но не касающихся начал государственного устройства;
- ограниченный контроль за бюджетом;
- высший координационный центр земского и городского самоуправления.
· Выборы по 3 куриям со своими нормами представительства: землевладельческая, городская, крестьянская
· Сословно-цензовый характер (рабочие не имеют собственного представительства)
· Многоступенчатые (по первым двум куриям – высокий имущественный ценз)
· Не всеобщие - исключены: женщины, мужчины моложе 25 лет, учащиеся, военнослужащие, «бродячие инородцы, иностранные подданные.
Бойкот выборов в Думу → нарастание революционной волны.
Октябрьская Всероссийская стачка
![]() |
Манифест об усовершенствовании государственного порядка
от 17 октября 1905 г.:
· Дума получает законодательные права
· Расширен круг избирателей: появляется рабочая курия.
Декабрь 1905 г. – февраль 1906 г. - император Николай II подписал пакет указов, которые касались порядка выборов в Государственную Думу:
1. Выборы в Государственную Думу не были всеобщими, избирательного права были лишены: женщины, военнослужащие действующей армии, учащиеся и студенты, городская беднота, духовенство, губернаторы и вице-губернаторы, полицейские чины, «бродячие инородцы», иностранные подданные, лица, моложе 25 лет.
2. Выборы в Государственную думу не были прямыми:
- для дворянской и городской курии – двухстепенные
- для крестьянской курии и для рабочей курии - многостепенные
Многоступенчатые выборы по рабочей курии:
· Избирательное право получили рабочие, работающие на предприятиях с числом рабочих более 50, не моложе 25 лет, проработавшие на данном предприятии не менее 6 лет;
· На I ступени рабочие избирали уполномоченных из расчета 1 уполномоченный от предприятия с числом работающих от 50 до 1000 и 1 уполномоченный от каждой следующей полной тысячи рабочих.
· На II ступени уполномоченные избирали выборщиков. Избранным считался выборщик, получивший более половины голосов.
· На III ступени из выборщиков в губерниях избирались депутаты в Государственную Думу от рабочей курии.
04.02.1906 г. согласно циркуляру министра внутренних дел вводились дополнительные ограничения: в выборах могут участвовать только рабочие фабрично-заводские, чёрной и горнодобывающей промышленности.
Таким образом, ¾ рабочих были лишены избирательных прав.
Многоступенчатые выборы по крестьянской курии:
I ступень – сельский сход выбирает десятидворников в волость.
II ступень – на волостном сходе выбирали уполномоченных в уезд (по 2 чел. от каждого волостного схода).
III ступень – на уровне уезда уполномоченные выбирали выборщиков в губернию.
IV ступень – на губернском уровне выборщиками избиралось установленное законом число депутатов в Государственную Думу от крестьянской курии по данной губернии.
3. Выборы в Государственную Думу не были равными:
· От землевладельческой курии – 1 депутат от 2 тыс. избирателей
· От городской курии – 1 депутат от 7 тыс. избирателей
· От крестьянской курии – 1 депутат от 30 тыс. избирателей
· От рабочей курии – 1 депутат от 90 тыс. избирателей
Избирательный закон от 3 июня 1907г.:
· Резко выросло число выборщиков от землевладельческой курии (50%)
· Городская курия разделена на 2 разряда на основе имущественного ценза. От первого разряда (крупные налогоплательщики) выборщиков в 1,5 раза больше
· Число выборщиков от крестьянской курии сократилось в 2 раза (теперь по 1 обязательному депутату от 53 губерний)
· Самостоятельные рабочие курии остались только в 6 губерниях
· Резко сократилось представительство национальных окраин: от Польши – 14 мест (было 37), от Кавказа – 10 (было 29)
· Общее число депутатов сократилось с 524 до 442 депутатов
Система власти в России в 1906-феврале 1917 г.
![]() |
Характер власти императора
«Императорская власть – самодержавная и неограниченная власть»
Свод законов Российской империи 1832 г.
«Императору всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть».
Свод законов Российской империи 1906 г.
· Глава исполнительной власти: назначал и смещал министров, руководил внешней политикой, имел право объявлять войну, заключать мир, являлся верховным главнокомандующим.
· Законодательную деятельность осуществлял совместно с Государственной думой и Государственным советом. (Ст. 86 ОЗ РИ : «Никакой новый закон не может последовать без одобрения Госсовета и Госдумы и воспринять силу без утверждения императора»).
· Обладал правом издавать высочайшие указы в перерывах между сессиями Думы.
· Обладал правом вето на любой законопроект, одобренный Госдумой и Госсоветом. Законопроект, отклоненный императором, нельзя было повторно рассмотреть в ту же сессию Госдумы (ст. 112 ОЗ РИ).
· Обладал правом созыва Госдумы и право роспуска до истечения 5-летнего срока, право определять сроки сессии Госдумы.
Государственный Совет
· Законодательный орган. 196 чел.:
► ½ назначается императором пожизненно. Но ежегодно пересматривает списки.
► ½ избирается от учреждений и организаций на основе высокого
имущественного ценза губернскими земскими собраниями, дворянскими
обществами, духовенством, университетами (от Финляндского сейма – 2 чел., от Синода – 6 чел. и т.д.).
Избирался на 9 лет, каждые 3 года обновляется 1/3 состава.
· Имел право принимать или отклонять законопроекты, принятые Госдумой. Законопроект, принятый Госсоветом, шел на утверждение императору. Законопроект, отклоненный Госсоветом, считался не принятым. Его можно было повторно рассмотреть в ту же сессию Госдумы, но с разрешения императора (ст. 112 ОЗ РИ).
Государственная Дума
· Созывалась сроком на 5 лет.
· Сроки выборов, продолжительность сессии, право роспуска принадлежало императору. Этим правом Николай воспользовался дважды, распустив I и II Госдуму.
· Имела право рассматривать и принимать законы, которые далее поступали в Госсовет.
· Не имела права изменять и дополнять Основные законы РИ.
· Утверждала государственный бюджет, но не могла обсуждать доходы и расходы военного министерства, доходы и расходы министерства императорского двора, т.е. бюджет царской фамилии.
Механизм принятия закона
Законопроект, предложенный министерством, рассматривается на думском совещании (председатель Думы, секретари Думы и их товарищи)
Предварительное заключение о направлении законопроекта в одну из комиссий Думы Заключение утверждается на общем заседании Думы
Законопроект направляется в комиссию. Комиссия даёт экспертную оценку
Законопроект вместе с заключением комиссии выносятся на непосредственное обсуждение депутатами Думы. Каждый законопроект рассматривается в 3-х чтениях. Затем голосование в целом Законопроект
направляется в Государственный Совет На подпись царю Закон.
Внешняя политика России во второй половине XIX – начале ХХ вв.
Характерные черты:
· Из циркуляра Министра иностранных дел России кн. А.М. Горчакова русским дипломатическим представителям от 21 августа 1856 г.: «Говорят, Россия сердится. Россия не сердится, Россия сосредоточивается»
· 1860-1870-е гг. – основные усилия направлены на проведение внутренних реформ. Соответственно стремление избегать обострения международных конфликтов
· Отказ от принципа легитимизма создал благоприятные условия для внутренней политики
· После поражения в Крымской войне основная задача – отмена ограничений условий Парижского договора
· Сближение с Францией. Обострение экономических отношений с Германией
· Возникновение противоборствующих военно-политических блоков в конце XIX –начале ХХ вв.
Основные направления и содержание внешней политики
Основные направления | Содержание |
Восточный вопрос | Ведущее направление. · Главное – отменить статьи о нейтрализации Чёрного моря. Март 1871 г. – Лондонская конвенция об отмене статей Парижского трактата (т.е. отмена нейтральности Чёрного моря) · Обострение отношений с Турцией в середине 1870-х гг. Центральный вопрос – Балканы. 1877-1878 гг. – Русско-турецкая война. Успехи России. 19.02.1878 г. – Сан-Стефанский прелиминарный (предварительный) мирный договор. Недовольство западных держав усилением позиций России на Балканах. → июнь 1878 г. – Берлинский конгресс: 1.07.1878 г. - трактат, изменивший условия Сан-Стефанского договора. · Столкновение интересов России, Англии, Германии в Персии. |
Европейское направление | · Отношения с Германией и Австро-Венгрией. От союза до отчуждённости. Октябрь 1873 г. – оформление «Союза трёх императоров» (Россия, Австро-Венгрия, Германия). 1881г. – 2-й «Союз трёх императоров», 1884 г. – продлён ещё на 3 года, 1887 г. – «договор перестраховки» на 3 года. Одновременно: 1879 г. – тайный союз Германии и Австро-Венгрии против России и Франции. 1882 г. – к нему присоединилась Италия. На 9 лет. 1891 г. – продлен. → Оформление Тройственного блока · Отношения с Францией. Сближение. С 1887 г. Франция предоставляет регулярные займы России. 1893 г. – оформление русско-французского военного союза. · Миротворческая деятельность. По инициативе России: 1899 г., 1907 г. – конференции в Гааге по ограничению вооружений (приняты конвенции). |
Среднеазиатское направление | · Активизация России на этом направлении, в том числе, в связи со значением этого региона как рынка сбыта промышленных товаров, источника сырья для текстильной промышленности, а также в связи со стремлением Англии усилить своё влияние в этом регионе. (Англия – Россия – «Большая игра») · Начало 1850-х гг. – завершение присоединения к России южной части Казахстана (Старшего жуза) · 1858 г. – Азиатский департамент МИД России: в Среднюю Азию и сопредельные с ней страны направить 3 русские миссии: - научную (руководитель – востоковед Н.В. Ханыков) - дипломатическую (посольство Н.П. Игнатьева) - торговую (руководитель – Ч.Ч. Валиханов) · 1863 г. – заседание Особого комитета: начало активных военных действий. В результате: Ташкент, Кокандское ханство, Мерв (добровольно) вошли в состав Российской империи, Самарканд, Бухара, Хива – вассалы России. · К концу XIX в. – окончательная колонизация Средней Азии. |
Дальневосточное направление (особенно с конца XIX века) | · Столкновение интересов: объекты - Китай, Корея и Манчжурия; субъекты - Франция, Германия, Англия, США, Япония, Россия · Россия – Китай. 1858 г. – Айгунский договор: земли по левому берегу Амура возвращены России (были отторгнуты по Нерчинскому договору 1689 г.), а территория Приморья (от р. Уссури) оставалась во временном общем владении двух сторон. 1860 г. – Пекинский трактат: Пекин отказался от притязаний на Приморье в пользу России. В результате России отошла огромная территория (1,5 млн. кв. км.) и с 1860-х гг. начинается их освоение русскими переселенцами. 1896г. – в Москве подписан секретный договор об оборонительном военном союзе, вступающем в силу при нападении Японии на Китай, Корею или Россию. В нём также о предоставлении концессии Русско-Китайскому банку на строительство КВЖД (осуществлено в 1897-1903 гг.). 1898 г. – конвенция об аренде Россией южной части Ляодунского полуострова, в том же году – договор о безвозмездной аренде Россией Порт-Артура (военно-морская база) в течение 25 лет. · Россия – Япония. 1850-1870-е гг. – торговые и дипломатические отношения, разграничение владений Японии и России на Дальнем Востоке. 1855 г. – Симодский договор «О мире и дружбе»: право России на Курильские острова (за исключением их южной группы), о.Сахалин (раньше принадлежал России) передавался в совместное («нераздельное») владение. Колонизация японцев. Обострение ситуации. 1875 г. - → Петербургский трактат: Сахалин – России, Курилы – Японии.. 1896 г. – договор о равных правах России и Японии в Корее. Вооружённая экспансия Японии, утверждение её в Корее и Манчьжурии, укрепление России в Манчьжурии → рост напряженности, 1904-1905 гг. – русско-японская война. По Порт-смутскому договору Россия уступает Южный Сахалин. · Россия – США. 1860-е гг. – укрепление дипломатических отношений. 1867г. - продажа русских владений в Северной Америке (Аляски и Алеутских островов) – 1,5 млн. кв. км за 11,2 млн. руб. (7,2 млн. $) |