Проблемы государственного и общественного контроля деятельности по созданию и использованию ресурсов.


Роль государства в создании ресурсов.

Задачи государственной и общественной деятельности в области создания и распространения информационных ресурсов российского сегмента Интернета.

В настоящее время необходимо ясно сформулировать и нормативно закрепить цели, задачи и механизмы государственной политики в Интернет. Решение данных задач при этом должно способствовать:

Ø реализации конституционного права граждан на свободное распространение и получение информации;

Ø распространению Интернета в России;

Ø повышению роли русского языка в глобальном Интернете;

Ø повышению качества ресурсов и эффективности их использования;

Ø минимизации вредных последствий от использования ресурсов.

Государство через имеющиеся у него инструменты (правовые, административные и финансовые) способствует предоставлению в Интернете всех открытых государственных информационных ресурсов, прежде всего, тех, обеспечение свободного доступа к которым предписано государственным учреждениям нормативными актами (информация о деятельности органов власти, о расходовании бюджетных средств, правовая информация, экологическая информация, информация в сфере науки, культуры и образования и пр.).

Необходима конкретная программа (план) создания и представления в Интернет государственных ресурсов, о которой широко оповещаются все создатели российских ИР, что позволит исключить дублирование. Возможным организационным механизмом для создания такой программы могла бы стать Межведомственная программа "Электронные библиотеки России".

Государственный контроль деятельности по созданию и использованию ресурсов в Интернете может осуществляться только в тех случаях, когда государство регулирует аналогичную деятельность вне Интернета, в частности, при помощи лицензирования. Примерами являются: рекламная деятельность, сбор и хранение персональных данных, аттестация и аккредитация научных журналов, издательская деятельность (включая печатные СМИ), телерадиовещание, медицинская и образовательная деятельность и др.

В любом случае лицензирование сайтов с целью получения какого-либо особого статуса должно осуществляться на основе добровольного обращения владельцев сайта. Тотальный контроль за ресурсами Интернет с целью принудительного лицензирования не должен допускаться.

Способы борьбы с распространением вредной информации (порнография, насилие, расизм и пр.) в обозримом будущем должны быть основаны на принципах общественного регулирования. Такими способами могут быть: выработка и принятие морального кодекса, создание и распространение фильтров и проч. Имеется зарубежный опыт (Великобритания) по присвоению сайтам определенных категорий общественных организаций - Союзом операторов Интернет. Общественное категорирование сайтов не является законодательным ограничением их деятельности, но может быть достаточно эффективным инструментов морально-этического характера. Однако любая форма государственной цензуры в Интернет под предлогом борьбы с вредоносной информацией не должна допускаться.

Необходимо решить вопрос ответственности за информацию, появившуюся на сайте, т.е. вопрос о распределении ответственности за содержание информационного ресурса между провайдером, владельцем сайта и источником информации (по аналогии с печатной продукцией - распределение ответственности между типографией, издателей и автором). Моделью решения данного вопроса может служить аналогичный закон ФРГ. Аналогичная норма предлагается и в проекте закона "О государственном регулировании российского сегмента сети Интернет".