Нормативное регулирование сети Интернет.


Мы приходим к единственно возможному выводу - сам по себе Интернет как компьютерная сеть не является каким-либо новым объектом права, который можно было бы поставить в один ряд, например, с регулированием исключительных прав, права собственности или ответственности. Не может быть Интернет в строгом смысле и объектом гражданского права подобно имуществу, информации или правам на результаты интеллектуальной деятельности.

Впрочем, это не исключает возможности появления в будущем неких факторов социальной жизни, которые благодаря развитию Интернета потребуют специфической регламентации в рамках отдельного отраслевого (или более частного) регулирования.

На сегодняшний день ни в одной из стран мира нет всеобъемлющего законодательства по Интернет. Во-первых, существующие нормативные (подзаконные) акты регулируют частные аспекты функционирования сети, прежде всего вопросы подключения к ней через поставщиков, предоставления соответствующих линий связи и т.д.

Во-вторых, нормы, которые можно было бы применить к отношениям по поводу Интернет, "разбросаны" по законодательным актам иных отраслей права. В первую очередь они содержатся в нормах об интеллектуальной и промышленной собственности, а также в разделе, условно именуемом "телекоммуникационным правом".

В-третьих, практически отсутствует регулирование отношений по поводу Интернет на международном уровне. Тем не менее, Интернет в настоящий момент представляет собой интереснейший пример того, насколько удачно и эффективно может развиваться столь сложная техническая система практически в отсутствие формального правого регулирования. Это ставит важный теоретический вопрос о том, как скоро уровень развития социальных отношений, связанный с существованием подобной системы, потребует разработки и применения соответствующего правового регулирования. Учитывая что, данную информационную среду можно использовать не только во благо развития человечества, но и как средство для осуществления антисоциальных действий. При отсутствии норм, регулирующих действия пользователей, организаций и государств в сети Интернет, в сознании возникает двойной стандарт: законы должны соблюдаться, но только не в сети. Причины данной опасной тенденции многогранны, но достаточно выделить только две из них: социально-психологические и правовые.

Социально-психологическими причинами данной проблемы являются отсутствие понимания места и роли сети Интернет в человеческом сообществе и эфимерный статус автономности личности, дающий возможность наслаждаться своей анонимностью. К правовым причинам относятся известная недостаточность правового регулирования, а также концептуальная сложность обеспечения доказательств в сети. Любое государство и любая личность хочет быть хозяином в своем доме. Для государств это желание обеспечивается принципами международного права, принципом государственного сувенеритета и невмешательства во внутренние дела других государств, собственным законодательством. Для личности указанное желание обеспечивается известными международными принципами, гарантирующими права человека и гражданина. Поэтому, свыше двадцати государств мира начали практику правоприменения и законотворчества направленную на регулирование общественных информационных отношений, возникающих в связи с использованием сети Интернет.

Можно выделить две крайности в подходах к регулированию сети Интернет:

- нормативистский, утверждающий верховенство права и законов реального мира над сетью и требующий расширительного толкования текущего законодательства для общественных информационных отношений;

- естественно-сетевой, декларирующий знаменитое самоорганизующее - "Governments , go out !"

Ключевыми вопросами, которые государства пытаются решить при регулировании сети Интернет, является общетеоретическая проблематика сети, возникшая в силу глобальности Интернета и нематериальности категории электронной информации, комплекс специальных юридических вопросов, связанных с использованием технологий Интернета, и принципиальная проблема пределов применения уже существующего законодательства к новым социально-информационным процессам. Общетеоретическая проблематика сети включает в себя вопросы юрисдикции сети Интернет, суверенитета государств в информационном пространстве, институт обеспечения доказательств и вопросы правосубъектности лиц, представляющих, распространяющих и потребляющих информацию в сети Интернет, вопрос ответственности информационных посредников - информационных провайдеров, - за действия их клиентов. Специальные вопросы правового регулирования сети Интернет не ограничиваются только проблемами регулирования электронной коммерции, но и касаются вопросов использования объектов интелектуальной собственности, механизмов шифрования и криптографии, налогообложения информационных транзакций. Развитие коммерческих отношений в Интернете, безусловно, потребует более детальной проработки правил, регулирующих отношения между пользователями сети. Нынешние же нормы поведения участников сетевого общения носят скорее квазиюридический характер.

Текущие тенденции регулирования сети Интернет в мире позволяют выделить три наметившихся подхода. Первый, отностся к азиатским странам, и заключается в четком регламентировании информационных отношений с возложением контроля и ответственности за действия в сети на провайдеров информации. Второй, противоположный, условно называемый американским, содержит минимальное число предписаний и максимальное количество диспозиций для пользователей сети. Третий, использующий преимущества и недостатки первых двух подходов, развивается в Европе. При этом в них пытаются внедрять разумный принцип ограниченной ответственности про-вайдеров за действия их пользователей и определяют сферы информационных отношений, где вмешательство государства считается обязательным, и где таковое должно отсутствовать.

В Российской Федерации активное использование сети Интернет началось только несколько лет назад, что и определило значительное отставание в развитии Российского сегмента сети. Интерес нашего государства к регулированию общественных отношений, складывающихся в связи с использованием сети Интернет, стал серьезно проявляться с конца 1999г., в рамках уже упоминавшихся четырех базовых информационных законов РФ: "О связи", "Об информации, информатизации и защите информации", "О средствах массовой информации", "О международном информационном обмене". Однако, данные законы не охватывают всю полноту общественных информационных отношений в данной сфере, особенно в части сети Интернет. Поэтому, государство пытается закрыть возникшие проблемы в регулировании на уровне подзаконных актов. Так, в начале 2000г. были обнародованы два проекта постановлений Правительства РФ - "О порядке выделения доменных имен в российском сегменте сети Интернет" и " О регистрации сетевых средств массовой информации".

Информационные отношения в сети Интернет - сложный социально-технологический процесс, который в силу ряда причин пока с трудом поддается юридическому анализу. Цепочку информационных общественных отношений в сети Интернет можно представить состоящей из пяти элементов, следующим образом.