Решений
Методы и модели формирования управленческих
Информационной технологии
Методические и организационные принципы создания
Рассмотрим модели и методы, используемые на каждом из эта-
пов. На первом этапе применяются в основном неформальные методы
для того, чтобы: 1) сформулировать проблему; 2) выявить цель; 3) сфор-
мулировать критерий оценки принятия решений.
Если проблема осознана и идентифицирована количественными
показателями или качественными признаками, то далее можно сфор-
мулировать цели. Цель – это антипод проблемы. Если проблема это то,
чего не хочет ЛПР, то цель – это то, что оно хочет.
На втором этапе формирования решений происходит поиск раз-
личных вариантов – альтернатив. Варианты могут отыскиваться в
различных формах и шкалах измерений. Варианты, как правило, зада-
ются либо перечислением, если таковых не очень много, либо описа-
нием их свойств.
На третьем этапе согласно сформулированному на втором эта-
пе критерию выбора происходят сопоставление, оценка и выбор реше-
ния. Все методы оценки вариантов можно разделить на две группы:
1) методы, используемые в условиях определенности; 2) методы, ис-
пользуемые в условиях риска.
Под технологией проектирования информационных систем
(ИС) понимают упорядоченный в логической последовательности на-
бор методических приемов, технических средств и проектировочных
методов, нацеленных на реализацию общей концепции создания или
доработки проекта системы и ее компонентов. Для разработки ИС уп-
равления большое значение имеют качество и состав базы проектиро-
вания. Элементарной базовой конструкцией технологической цепочки
проектирования ИС и ее главного компонента – ИТ является так назы-
ваемая технологическая операция – отдельное звено технологичес-
кого процесса. Это понятие определяется на основе кибернетического
подхода к процессу разработки ИТ. Автоматизация данного процесса
предопределяет необходимость формализации технологических опера-
ций, последовательного объединения их в технологических цепь взаи-
мосвязанных проектных процедур и их изображение.
Предпроектное обследование предметной области предусматри-
вает выявление всех характеристик объекта и управленческой деятель-
ности в нем, потоков внутренних и внешних информационных связей,
состава задач и специалистов, которые будут работать в новых техно-
логических условиях, уровень их компьютерной и профессиональной
подготовки как будущих пользователей системы.
Рассмотрим первый из путей, т.е. возможности использования
типовых проектных решений, включенных в пакеты прикладных про-
грамм. Наиболее эффективно информатизации поддаются следующие
виды деятельности: бухгалтерский учет, включая управленческий и
финансовый; справочное и информационное обслуживание экономи-
ческой деятельности; организация труда руководителя; автоматизация
документооборота; экономическая и финансовая деятельность, обуче-
ние.
Автоматизированные системы проектирования – второй, быс-
троразвивающийся путь ведения проектировочных работ.
В области автоматизации проектирования ИС и ИТ за последнее
десятилетиесформировалось новое направление – CASE (Computer-
Aided Software/System Engineering). CASE – это инструментарий для
системных аналитиков, разработчиков и программистов, позволяющий
автоматизировать процесс проектирования и разработки ИС, прочно
вошедший в практику создания и сопровождения ИС и ИТ. Основная
цель CA.SE состоит в том, чтобы отделить проектирование ИС и ИТ от ее
кодирования и последующих этапов разработки, а также максимально
автоматизировать процессы разработки и функционирования систем.
Помимо автоматизации структурных методологий и как следствие
возможности применения современных методов системной и про-
граммной инженерии CASE обладают следующими основными досто-
инствами: 1) улучшают качество создаваемых ИС (ИТ) за счет средств
автоматического контроля (прежде всего, контроля проекта); 2) по-
зволяют за короткое время создавать прототип будущей ИС (ИТ). что
позволяет на ранних этапах оценить ожидаемый результат; 3) ускоряют
процесс проектирования и разработки системы; 4) освобождают раз-
работчика от рутинной работы, позволяя ему целиком сосредоточить-
ся на творческой части проектирования; 5) поддерживают развитие и
сопровождение уже функционирующей ИС (ИТ); 6) поддерживают
технологии повторного использования компонентов разработки.
Большинство CASE-средств основано на научном подходе, полу-
чившем название «методология/метод/нотация/средство». Методоло-
гия формулирует руководящие указания для оценки и выбора проекта
разрабатываемой ИС, шаги работы и их последовательность, а также
правила применения и назначения методов. К настоящему моменту
CASE-технология оформилась в самостоятельное наукоемкое направ-
ление, повлекшее за собой образование мощной CASE-индустрии,
объединившей сотни фирм и компаний различной ориентации.
Своевременность характеризует временные свойства ИС и ИТ и
имеет количественное выражение в виде суммарного времени задер-
жки информации, необходимой пользователю в текущий момент вре-
мени в реальных условиях для принятия решений. Чем меньше величина
временной задержки поступления информации, тем лучше ИС отвеча-
ет данному требованию.
Общий показатель надежности ИС концентрирует в себе ряд
важных характеристик: частоту возникновения сбоев в техническом
обеспечении; степень адекватности математических моделей; верифи-
кационную чистоту программ; относительный уровень достоверности
информации; интегрированный показатель надежности эргономичес-
кого обеспечения ИС.
Адаптационные свойства системы отражают ее способность
приспосабливаться к изменениям окружающего внешнего фона внут-
ренней управленческой и производственной среды организации. Важ-
ная задача заказчика – сформулировать на этапе проектирования
границы допущения отклонений в значениях управляющих и выход-
ных параметров, имеющих принципиальное значение для функциони-
рования всей системы.
В общем виде постановка задачи состоит из четырех принципи-
ально важных компонентов: 1) организационно-экономической схемы
и ее описания; 2) свода применяемых математических моделей; 3) опи-
сания вычислительных алгоритмов; 4) концепции построения инфор-
мационной модели системы.
Математическая модель и разрабатываемые на ее основе алгорит-
мы должны удовлетворять трем требованиям: определенности (одно-
значности), инвариантности по отношению к различным альтернативным
ситуациям в задаче и результативности (возможности ее решения за
конечное число шагов). Результатом алгоритмизации является логи-
чески построения и отлаженная блок-схема.
Постановка и дальнейшая компьютерная реализация задач требу-
ют усвоения основных понятий, касающихся теоретических основ,
информационных технологий. К ним относятся: 1) свойства, особен-
ности и структура экономической информации; 2) условно-постоян-
ная информация, ее роль и назначение; 3) носители информации, макет
машинного носителя; 4) средства формализованного описания инфор-
мации; 5) алгоритм, его свойства и формы представления; 6) назначе-
ние и способы контроля входной и результатной информации; 7) состав
и назначение устройств компьютера; 8) состав программных средств,
назначение операционных систем, пакетов прикладных программ
(ППП), интегрированных пакетов программ типа АРМ менеджера, АРМ
руководителя, АРМ (финансиста, АРМ бухгалтера и т.п.
Контрольные вопросы:
1. Каковы место и значение информационной технологии и информа-
ционной системы?
2. Охарактеризуйте роль каждой из обеспечивающих подсистем ин-
формационной технологии.
3. Рассмотрите важнейшие методические и организационно-техноло-
гические принципы создания информационной технологии и инфор-
мационной системы.
4. Охарактеризуйте систему поддержки принятия решений как объект
проектирования информационной системы управления организацией.
5. Раскройте взаимосвязь в создании информационной системы и ин-
жиниринга процесса управления.
6. Обоснуйте роль информационной технологии в реинжиниринге и
контроллинге бизнес-процессов.
7. Каков смысл основных этапов формирования управленческих ре-
шений и системы поддержки принятия решений?
8. Обоснуйте необходимость участия пользователя в создании проек-
тивной документации в процессе создания информационной систе-
мы и информационной технологии.
9. Охарактеризуйте наиболее часто применяемые методы и варианты
создания информационных систем и информационных технологий
в управлении.
10. В чем состоит технология постановки задачи для последующего
проектирования информационной технологии и информационной
системы управления организацией.