Решений


Методы и модели формирования управленческих

Информационной технологии

Методические и организационные принципы создания

Рассмотрим модели и методы, используемые на каждом из эта-

пов. На первом этапе применяются в основном неформальные методы

для того, чтобы: 1) сформулировать проблему; 2) выявить цель; 3) сфор-

мулировать критерий оценки принятия решений.

Если проблема осознана и идентифицирована количественными

показателями или качественными признаками, то далее можно сфор-

мулировать цели. Цель – это антипод проблемы. Если проблема это то,

чего не хочет ЛПР, то цель – это то, что оно хочет.

На втором этапе формирования решений происходит поиск раз-

личных вариантов – альтернатив. Варианты могут отыскиваться в

различных формах и шкалах измерений. Варианты, как правило, зада-

ются либо перечислением, если таковых не очень много, либо описа-

нием их свойств.

На третьем этапе согласно сформулированному на втором эта-

пе критерию выбора происходят сопоставление, оценка и выбор реше-

ния. Все методы оценки вариантов можно разделить на две группы:

1) методы, используемые в условиях определенности; 2) методы, ис-

пользуемые в условиях риска.

Под технологией проектирования информационных систем

(ИС) понимают упорядоченный в логической последовательности на-

бор методических приемов, технических средств и проектировочных

методов, нацеленных на реализацию общей концепции создания или

доработки проекта системы и ее компонентов. Для разработки ИС уп-

равления большое значение имеют качество и состав базы проектиро-

вания. Элементарной базовой конструкцией технологической цепочки

проектирования ИС и ее главного компонента – ИТ является так назы-

ваемая технологическая операция – отдельное звено технологичес-

кого процесса. Это понятие определяется на основе кибернетического

подхода к процессу разработки ИТ. Автоматизация данного процесса

предопределяет необходимость формализации технологических опера-

ций, последовательного объединения их в технологических цепь взаи-

мосвязанных проектных процедур и их изображение.

Предпроектное обследование предметной области предусматри-

вает выявление всех характеристик объекта и управленческой деятель-

ности в нем, потоков внутренних и внешних информационных связей,

состава задач и специалистов, которые будут работать в новых техно-

логических условиях, уровень их компьютерной и профессиональной

подготовки как будущих пользователей системы.

Рассмотрим первый из путей, т.е. возможности использования

типовых проектных решений, включенных в пакеты прикладных про-

грамм. Наиболее эффективно информатизации поддаются следующие

виды деятельности: бухгалтерский учет, включая управленческий и

финансовый; справочное и информационное обслуживание экономи-

ческой деятельности; организация труда руководителя; автоматизация

документооборота; экономическая и финансовая деятельность, обуче-

ние.

Автоматизированные системы проектирования – второй, быс-

троразвивающийся путь ведения проектировочных работ.

В области автоматизации проектирования ИС и ИТ за последнее

десятилетиесформировалось новое направление – CASE (Computer-

Aided Software/System Engineering). CASE – это инструментарий для

системных аналитиков, разработчиков и программистов, позволяющий

автоматизировать процесс проектирования и разработки ИС, прочно

вошедший в практику создания и сопровождения ИС и ИТ. Основная

цель CA.SE состоит в том, чтобы отделить проектирование ИС и ИТ от ее

кодирования и последующих этапов разработки, а также максимально

автоматизировать процессы разработки и функционирования систем.

Помимо автоматизации структурных методологий и как следствие

возможности применения современных методов системной и про-

граммной инженерии CASE обладают следующими основными досто-

инствами: 1) улучшают качество создаваемых ИС (ИТ) за счет средств

автоматического контроля (прежде всего, контроля проекта); 2) по-

зволяют за короткое время создавать прототип будущей ИС (ИТ). что

позволяет на ранних этапах оценить ожидаемый результат; 3) ускоряют

процесс проектирования и разработки системы; 4) освобождают раз-

работчика от рутинной работы, позволяя ему целиком сосредоточить-

ся на творческой части проектирования; 5) поддерживают развитие и

сопровождение уже функционирующей ИС (ИТ); 6) поддерживают

технологии повторного использования компонентов разработки.

Большинство CASE-средств основано на научном подходе, полу-

чившем название «методология/метод/нотация/средство». Методоло-

гия формулирует руководящие указания для оценки и выбора проекта

разрабатываемой ИС, шаги работы и их последовательность, а также

правила применения и назначения методов. К настоящему моменту

CASE-технология оформилась в самостоятельное наукоемкое направ-

ление, повлекшее за собой образование мощной CASE-индустрии,

объединившей сотни фирм и компаний различной ориентации.

Своевременность характеризует временные свойства ИС и ИТ и

имеет количественное выражение в виде суммарного времени задер-

жки информации, необходимой пользователю в текущий момент вре-

мени в реальных условиях для принятия решений. Чем меньше величина

временной задержки поступления информации, тем лучше ИС отвеча-

ет данному требованию.

Общий показатель надежности ИС концентрирует в себе ряд

важных характеристик: частоту возникновения сбоев в техническом

обеспечении; степень адекватности математических моделей; верифи-

кационную чистоту программ; относительный уровень достоверности

информации; интегрированный показатель надежности эргономичес-

кого обеспечения ИС.

Адаптационные свойства системы отражают ее способность

приспосабливаться к изменениям окружающего внешнего фона внут-

ренней управленческой и производственной среды организации. Важ-

ная задача заказчика – сформулировать на этапе проектирования

границы допущения отклонений в значениях управляющих и выход-

ных параметров, имеющих принципиальное значение для функциони-

рования всей системы.

В общем виде постановка задачи состоит из четырех принципи-

ально важных компонентов: 1) организационно-экономической схемы

и ее описания; 2) свода применяемых математических моделей; 3) опи-

сания вычислительных алгоритмов; 4) концепции построения инфор-

мационной модели системы.

Математическая модель и разрабатываемые на ее основе алгорит-

мы должны удовлетворять трем требованиям: определенности (одно-

значности), инвариантности по отношению к различным альтернативным

ситуациям в задаче и результативности (возможности ее решения за

конечное число шагов). Результатом алгоритмизации является логи-

чески построения и отлаженная блок-схема.

Постановка и дальнейшая компьютерная реализация задач требу-

ют усвоения основных понятий, касающихся теоретических основ,

информационных технологий. К ним относятся: 1) свойства, особен-

ности и структура экономической информации; 2) условно-постоян-

ная информация, ее роль и назначение; 3) носители информации, макет

машинного носителя; 4) средства формализованного описания инфор-

мации; 5) алгоритм, его свойства и формы представления; 6) назначе-

ние и способы контроля входной и результатной информации; 7) состав

и назначение устройств компьютера; 8) состав программных средств,

назначение операционных систем, пакетов прикладных программ

(ППП), интегрированных пакетов программ типа АРМ менеджера, АРМ

руководителя, АРМ (финансиста, АРМ бухгалтера и т.п.

Контрольные вопросы:

1. Каковы место и значение информационной технологии и информа-

ционной системы?

2. Охарактеризуйте роль каждой из обеспечивающих подсистем ин-

формационной технологии.

3. Рассмотрите важнейшие методические и организационно-техноло-

гические принципы создания информационной технологии и инфор-

мационной системы.

4. Охарактеризуйте систему поддержки принятия решений как объект

проектирования информационной системы управления организацией.

5. Раскройте взаимосвязь в создании информационной системы и ин-

жиниринга процесса управления.

6. Обоснуйте роль информационной технологии в реинжиниринге и

контроллинге бизнес-процессов.

7. Каков смысл основных этапов формирования управленческих ре-

шений и системы поддержки принятия решений?

8. Обоснуйте необходимость участия пользователя в создании проек-

тивной документации в процессе создания информационной систе-

мы и информационной технологии.

9. Охарактеризуйте наиболее часто применяемые методы и варианты

создания информационных систем и информационных технологий

в управлении.

10. В чем состоит технология постановки задачи для последующего

проектирования информационной технологии и информационной

системы управления организацией.