Этап 12. Повышение качества информации.


Ценность, полезность.

Ценность информации определяется соответствием информации объекту решаемой задачи, а полезность определяет субъективную ценность конкретной информации для конкретного лица, участвующего в решении задачи. Поэтому при принятии информационных решений ценность и полезность информации определяется степенью ее влияния в данный момент на эффективность и оперативность решения задачи.

Ценной может оказаться и заведомо ложная, недостоверная информация, если ее выявление позволяет принять более правильное решение (например, отказаться от решения задачи, на решение которой стремится перенацелить конкурент).

В результате оценки качества информации возможны следующие альтернативы действий пользователя:

¨ Качество информации позволяет решить задачу с требуемой (достаточной для пользователя) эффективностью - переход к этапу 17.

¨ Качество информации не удовлетворяет требованиям задачи по параметрам: достоверность, своевременность, новизна, ценность, полезность - переход к этапу 12.

Повышение качества информации достигается:

1. Расширением множества источников, содержащих дополнительную информацию по проблеме.

2. Использованием более эффективных методов анализа имеющейся информации.

3. Проведением дополнительных исследований, создающих новую информацию, способствующую решению проблемы.

Первый путь - это интенсификация работы с уже существующими информационными ресурсами. Как правило, это ведет:

- К повторному, более глубокому анализу доступных пользователю информационных ресурсов и выявлению в них ранее отброшенной, пропущенной информации;

- Вовлечению в принятие решения дополнительных источников, содержащих информацию из других областей знаний, и информации, соприкасающейся с основной проблемной ситуацией, в которой могут находиться сведения, позволяющие уточнить суть решаемой проблемы, раскрыть причины "информационного пробела", обосновать допустимое снижение качества информации и степень риска при использовании той информации, которая находится в распоряжении пользователя.

Этот путь может повысить качество информации только в том случае, если, во-первых, таковая реальность имеется, и во-вторых, если при расширении множества источников по проблеме, пользователь получает доступ к источникам, содержащим дополнительную информацию. В противном случае, такой подход ведет к непроизводительному росту объемов малоценной, противоречивой (более того, абсолютно бесполезной) информации.

Второй путь ведет к принципиальному изменению характера информации, дополнительно привлекаемой для принятия информационных решений. Отыскивается не более качественная информация, а методы, которые позволяют на основании имеющейся информации принять более правильные решения.

Третий путь получения требуемого качества информации - это проведение дополнительных научных, технических, экономических или социологических исследований по проблеме, в процессе которых создается заново качественная информация по проблеме. Это создает предпосылки для принятия более эффективных решений, чем те, которые могли быть приняты только на основании информации, имеющейся в доступных источниках.

В зависимости от принятого пути повышения качества информации, возможны следующие альтернативы:

v Расширение множества источников (переход к этапу 10);

v Использование более эффективных методов анализа (переход к этапу 13);

v Проведение дополнительных исследований (переход к этапу 14).