Общая характеристика ИС, этапы их развития и задачи


Понятие систем и их свойств

Тема 2. Автоматизированные информационные системы

Объективная необходимость развития информатизации

 

 

Д/з тему 1 прочитать


 

4 лекция (18.09.2013)

  1. Понятие систем и их свойств.
  2. Общая характеристика информационных систем, этапы их развития и задачи.
  3. Автоматизированные информационные системы, их классификации и задачи.
  4. Элементы и структура информационных систем.
  5. Обзор ресурсов ИС.
  6. Экономические ИС, их особенности.
  7. Информационные системы функциональных структур рыночной экономики. Классификатор систем.

 

Управление – это процесс целенаправленного воздействия на объект, осуществляемого для организации его взаимодействия и организации его функционирования по заданной программе. В информационных системах необходимо определить также два понятия: управляющая система и управляемая система.

Управляемая система – Производственный процесс или совокупность взаимосвязанных производственных комплексов.

Управляющая система – совокупность органов, инструментов, методов и средств управления. Любые экономические объекты являются сложными и представляют собой систему. Под общим понятием системы понимается – совокупность связанных между собой и внешней средой элементов, функционирование которой направлено на реализацию конкретной цели и получение полезного результата.

Для любой системы экономического объекта может быть подобрана совокупность ИС, в которых будут реализованы все === и управленческие функции.

Информационная система – совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих её обработку ИТ и ТС. ФЗ от 27.07.2006 №149-ФЗ (ред. от 06.04.2011) «Об инфе, инфо технологиях и инфо защите».

 

Свойства информационных систем:

  • Сложность –зависит от множества входящих в неё элементов, их структурного взаимодействия, а также сложности внутренних и внешних связей и динамичности.
  • Делимость – состоит из ряда подсистем, элементов, функционально специфичных и автономных, выделенных по определенному признаку, отвечающему конкретным целям и задачам.
  • Целостность – означает, что функционирование множества клиентов системы подчинению единой цели.
  • Структурированность – определяет наличие установленных связей и отношений между элементами внутри системы, распределение элементов по горизонтали и уровнем иерархии.

 

Любая ИС обеспечивает сбор, хранение, поиск, обработку, выдачу инфы, необходимой в процессе принятия решений.

1 этап (начало 60-х) – появились классификаторы экономических номенклатур и создаются прикладные проги. Для всех прог этого периода уже появилось понятие инфо массива. Массивы не имели между собой связей.

2 этап (середина 60-х) – данные в ИС начинают объединять в массивы, которые используют уже для решения не одной а нескольких задач.

3 этап (конец 60-х начало 70-х) – появляется ЭВМ третьего поколения (мини ЭВМ). Начинают создаваться интегрированные системы в которых появляется важное понятие единая база данных.

4 этап (середина 80-х) – активно развиваются автоматизированные банки данных, для которых характерны огромные объемы данных и сложная структура обрабатываемой инфы. Появляется понятие коллективного доступа к данным.

5 этап (с конца 80-х) – все системы становятся стратегическими источниками инфы и используются на всех уровнях организации любого профиля к элементам коллективного доступа добавляются технологии коммуникационные.

6 этап (с 2004 - 2005) – активное развитие облачных вычислений и облачных проектов.

Д\з создать инструкцию пользователя

 

Автоматизированные ИС, их классификация и задачи

[рисунок стр 38]

 

Основной задачей ИС является получение данных для принятия управленческих решений (УР). Под принятием решений понимают анализ вариантов и выбор одного из них наиболее оптимального для достижения поставленных целей.

Основные задачи ИС:

  • Обеспечить инфой о происходящих и за её пределами фактах.
  • Обеспечить инфой по принятым решениям.
  • Зарегистрировать, провести анализ и сделать оценку данных, необходимых в последующем для принятия УР.
  • Проводить наблюдение за ходом управляемых процессов.
  • Обеспечить ввод данных в ИС и их обработку.
  • Извлекать из полученных данных в нужной форме и необходимом объеме инфу для принятия УР.
  • Получать административную и мотивационную инфу для принятия УР.
  • Контроль за выполнением принятых решений.

 

 

Элементы и структура информационных систем

АИС представляет собой совокупность информации экономико-математических методов и моделей технических, программных, технологических средств и специалистов, предназначенных для обработки инфы и принятия УР.

 

Функциональная часть ИС - совокупность подсистем или комплексов задач и задач, составляющих содержательную часть управления.

Функциональная подсистема - часть ИС ограниченная определенными функциями, как правило функции связаны с основными видами деятельности объекта.

Пересечение функции управления с видами деятельности образует подфункции или комплексы задач или задачи.

Комплекс задач - это совокупность задач сгруппированных по определенному признаку.

Задача – часть автоматизированной функции, характеризуемая конечным или промежуточным результатом в конкретной форме.

Обеспечивающая часть - совокупность условий являющихся необходимыми для функционирования ИС в автоматизированном режиме.

Ресурсы информационной системы:

  • Техническое обеспечение.
  • Математическое обеспечение.
  • Программное обеспечение.
  • Информационное обеспечение.
  • Лингвистическое обеспечение.
  • Правовое обеспечение.
  • Организационное обеспечение.

Техническое обеспечение - Комплекс технических средств, предназначенный для работы ИС, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы. К настоящему времени сложились две основные формы организации технического обеспечения:

  • Централизованное ТО – базируется на использовании в ИС мощных компьютеров и вычислительных центров.
  • Децентрализация технических средств – предполагает реализацию персональных систем, непосредственно, на рабочих местах.

Перспективой является частично децентрализованный подход, т.к. позволяет организовать ТО на базе распределенных сетей, способных хранить базы данных для всех функциональных подсистем.


5 лекция (25.09.2013)

Математическое и программное обеспечение (МО) – совокупность математических методов моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач ИС, а также нормального функционирования комплекса ТС.

К средствам МО относятся:

  1. Средства моделирования процессов управления.
  2. Типовые алгоритмы управления.
  3. Методы математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания, сетевого планирования и управления, теория вероятностей, математического моделирования экономических процессов, моделей финансовой математики.

 

Программное обеспечение (ПО)

Входят общесистемные и специализированные, а также документация к ним. Техническая документация в этом случае является обязательным документом, т.к. содержит описание задач, задание на алгоритмизацию, конкретную экономико-математическую модель задачи, а также при необходимости типовую модель, контрольные примеры по решению задачи.

ТЗ – техническое задание

ТРТ – ===

ТП – Технический проект

РП – Рабочий проект

Акты утверждения и акты сдачи системы в эксплуатацию

 

Информационное обеспечение (ИО) – совокупность единой системы классификации и кодирования инфы, унифицированных систем документации, схем информационных потоков (результат реинжиниринга бизнес процессов на предприятии), циркулирующих в организации, а также методологии построения баз данных.

Структура ИО [Рис. 12 стр. 49]:!

  • Внемашинная информационная база;
    • Системы классификации и кодирования экономической информации.
    • Различные нормативно справочные документы.
    • Оперативная информация (потоки документов);
      • Входные документы.
      • Выходные документы.
  • Внутримашинная информационная база;
    • Информационные массивы;
      • Входные.
      • Внутренние (справочники в базы данных ИС, которые заполняются на самом начальном этапе работы с системой после её инсталляции на компы пользователей. Например: справочник работающих на предприятии, справочник подразделений, справочник комплектующих, справочник контрагентов. Внутренние инфо-массивы содержат постоянную инфу, но существуют некоторые внутренние инфо-массивы для которых характерно достаточно частое изменение показателей).
      • Выходные.

Д\з прием (девочкам) и отгрузка (мальчикам) товара на склад


 

6 лекция (02.10.2013)

Для создания информационного обеспечения необходимо:

  1. Четко понимать цели, задачи, функции системы.
  2. Выявить все информационные потоки, при движении документов.
  3. Провести совершенствование документооборота.
  4. Наличие и использование системы классификации и кодирования.
  5. Владение методологией создания информационно логических моделей, отражающих взаимосвязь информации.
  6. Создание массивов информации на машинных носителях (в том числе заполнение справочников).
  7. Правовое обеспечение – совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.
  8. Главной целью правового обеспечения является укрепление законности. В состав правового обеспечения входят законы, указы, постановления государственных органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств ведомств, организаций, местных органов власти.

 

Закон 512 ФЗ – желательно знать

 

Интернет-ресурсы законодательства по информатизации:

http://www.mdi.ru/encucl.php?RubricID=68

http://www.mdi.ru/encucl.php?RubricID=10

 

В правовом обеспечении можно выделить:

Общую часть, регулирует функционирование любой ИС;

Локальную часть, регулирующую функционирование конкретной системы.

 

Правое обеспечение функционирования ИС включает:

Ø Статус ИС;

Ø Права, обязанности и ответственность персонала;

Ø Правовые положения отдельных видов процессов управления;

Ø Порядок создания и использования информации и др.

 

Организационное обеспечение – совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации ИС.

 

Организационное обеспечение создается на стадии предпроектного обследования организации и реализует следующие функции:

Ø Анализ существующей системы управления организации, где будет использоваться информационная система, и выявление задач, подлежащих автоматизации;

Ø Подготовку задач к решению на компьютере, включая ТЗ на проектирование ИС и технико-экономическое обоснование эффективности;

Ø Разработку управленческих решений по составу и структуре организации, методологии решения задач, направленных на повышение эффективности системы управления.