Общая характеристика ИС, этапы их развития и задачи
Понятие систем и их свойств
Тема 2. Автоматизированные информационные системы
Объективная необходимость развития информатизации
Д/з тему 1 прочитать
4 лекция (18.09.2013)
- Понятие систем и их свойств.
- Общая характеристика информационных систем, этапы их развития и задачи.
- Автоматизированные информационные системы, их классификации и задачи.
- Элементы и структура информационных систем.
- Обзор ресурсов ИС.
- Экономические ИС, их особенности.
- Информационные системы функциональных структур рыночной экономики. Классификатор систем.
Управление – это процесс целенаправленного воздействия на объект, осуществляемого для организации его взаимодействия и организации его функционирования по заданной программе. В информационных системах необходимо определить также два понятия: управляющая система и управляемая система.
Управляемая система – Производственный процесс или совокупность взаимосвязанных производственных комплексов.
Управляющая система – совокупность органов, инструментов, методов и средств управления. Любые экономические объекты являются сложными и представляют собой систему. Под общим понятием системы понимается – совокупность связанных между собой и внешней средой элементов, функционирование которой направлено на реализацию конкретной цели и получение полезного результата.
Для любой системы экономического объекта может быть подобрана совокупность ИС, в которых будут реализованы все === и управленческие функции.
Информационная система – совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих её обработку ИТ и ТС. ФЗ от 27.07.2006 №149-ФЗ (ред. от 06.04.2011) «Об инфе, инфо технологиях и инфо защите».
Свойства информационных систем:
- Сложность –зависит от множества входящих в неё элементов, их структурного взаимодействия, а также сложности внутренних и внешних связей и динамичности.
- Делимость – состоит из ряда подсистем, элементов, функционально специфичных и автономных, выделенных по определенному признаку, отвечающему конкретным целям и задачам.
- Целостность – означает, что функционирование множества клиентов системы подчинению единой цели.
- Структурированность – определяет наличие установленных связей и отношений между элементами внутри системы, распределение элементов по горизонтали и уровнем иерархии.
Любая ИС обеспечивает сбор, хранение, поиск, обработку, выдачу инфы, необходимой в процессе принятия решений.
1 этап (начало 60-х) – появились классификаторы экономических номенклатур и создаются прикладные проги. Для всех прог этого периода уже появилось понятие инфо массива. Массивы не имели между собой связей.
2 этап (середина 60-х) – данные в ИС начинают объединять в массивы, которые используют уже для решения не одной а нескольких задач.
3 этап (конец 60-х начало 70-х) – появляется ЭВМ третьего поколения (мини ЭВМ). Начинают создаваться интегрированные системы в которых появляется важное понятие единая база данных.
4 этап (середина 80-х) – активно развиваются автоматизированные банки данных, для которых характерны огромные объемы данных и сложная структура обрабатываемой инфы. Появляется понятие коллективного доступа к данным.
5 этап (с конца 80-х) – все системы становятся стратегическими источниками инфы и используются на всех уровнях организации любого профиля к элементам коллективного доступа добавляются технологии коммуникационные.
6 этап (с 2004 - 2005) – активное развитие облачных вычислений и облачных проектов.
Д\з создать инструкцию пользователя
Автоматизированные ИС, их классификация и задачи
[рисунок стр 38]
Основной задачей ИС является получение данных для принятия управленческих решений (УР). Под принятием решений понимают анализ вариантов и выбор одного из них наиболее оптимального для достижения поставленных целей.
Основные задачи ИС:
- Обеспечить инфой о происходящих и за её пределами фактах.
- Обеспечить инфой по принятым решениям.
- Зарегистрировать, провести анализ и сделать оценку данных, необходимых в последующем для принятия УР.
- Проводить наблюдение за ходом управляемых процессов.
- Обеспечить ввод данных в ИС и их обработку.
- Извлекать из полученных данных в нужной форме и необходимом объеме инфу для принятия УР.
- Получать административную и мотивационную инфу для принятия УР.
- Контроль за выполнением принятых решений.
Элементы и структура информационных систем
АИС представляет собой совокупность информации экономико-математических методов и моделей технических, программных, технологических средств и специалистов, предназначенных для обработки инфы и принятия УР.
Функциональная часть ИС - совокупность подсистем или комплексов задач и задач, составляющих содержательную часть управления.
Функциональная подсистема - часть ИС ограниченная определенными функциями, как правило функции связаны с основными видами деятельности объекта.
Пересечение функции управления с видами деятельности образует подфункции или комплексы задач или задачи.
Комплекс задач - это совокупность задач сгруппированных по определенному признаку.
Задача – часть автоматизированной функции, характеризуемая конечным или промежуточным результатом в конкретной форме.
Обеспечивающая часть - совокупность условий являющихся необходимыми для функционирования ИС в автоматизированном режиме.
Ресурсы информационной системы:
- Техническое обеспечение.
- Математическое обеспечение.
- Программное обеспечение.
- Информационное обеспечение.
- Лингвистическое обеспечение.
- Правовое обеспечение.
- Организационное обеспечение.
Техническое обеспечение - Комплекс технических средств, предназначенный для работы ИС, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы. К настоящему времени сложились две основные формы организации технического обеспечения:
- Централизованное ТО – базируется на использовании в ИС мощных компьютеров и вычислительных центров.
- Децентрализация технических средств – предполагает реализацию персональных систем, непосредственно, на рабочих местах.
Перспективой является частично децентрализованный подход, т.к. позволяет организовать ТО на базе распределенных сетей, способных хранить базы данных для всех функциональных подсистем.
5 лекция (25.09.2013)
Математическое и программное обеспечение (МО) – совокупность математических методов моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач ИС, а также нормального функционирования комплекса ТС.
К средствам МО относятся:
- Средства моделирования процессов управления.
- Типовые алгоритмы управления.
- Методы математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания, сетевого планирования и управления, теория вероятностей, математического моделирования экономических процессов, моделей финансовой математики.
Программное обеспечение (ПО)
Входят общесистемные и специализированные, а также документация к ним. Техническая документация в этом случае является обязательным документом, т.к. содержит описание задач, задание на алгоритмизацию, конкретную экономико-математическую модель задачи, а также при необходимости типовую модель, контрольные примеры по решению задачи.
ТЗ – техническое задание
ТРТ – ===
ТП – Технический проект
РП – Рабочий проект
Акты утверждения и акты сдачи системы в эксплуатацию
Информационное обеспечение (ИО) – совокупность единой системы классификации и кодирования инфы, унифицированных систем документации, схем информационных потоков (результат реинжиниринга бизнес процессов на предприятии), циркулирующих в организации, а также методологии построения баз данных.
Структура ИО [Рис. 12 стр. 49]:!
- Внемашинная информационная база;
- Системы классификации и кодирования экономической информации.
- Различные нормативно справочные документы.
- Оперативная информация (потоки документов);
- Входные документы.
- Выходные документы.
- Внутримашинная информационная база;
- Информационные массивы;
- Входные.
- Внутренние (справочники в базы данных ИС, которые заполняются на самом начальном этапе работы с системой после её инсталляции на компы пользователей. Например: справочник работающих на предприятии, справочник подразделений, справочник комплектующих, справочник контрагентов. Внутренние инфо-массивы содержат постоянную инфу, но существуют некоторые внутренние инфо-массивы для которых характерно достаточно частое изменение показателей).
- Выходные.
Д\з прием (девочкам) и отгрузка (мальчикам) товара на склад
6 лекция (02.10.2013)
Для создания информационного обеспечения необходимо:
- Четко понимать цели, задачи, функции системы.
- Выявить все информационные потоки, при движении документов.
- Провести совершенствование документооборота.
- Наличие и использование системы классификации и кодирования.
- Владение методологией создания информационно логических моделей, отражающих взаимосвязь информации.
- Создание массивов информации на машинных носителях (в том числе заполнение справочников).
- Правовое обеспечение – совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.
- Главной целью правового обеспечения является укрепление законности. В состав правового обеспечения входят законы, указы, постановления государственных органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств ведомств, организаций, местных органов власти.
Закон 512 ФЗ – желательно знать
Интернет-ресурсы законодательства по информатизации:
http://www.mdi.ru/encucl.php?RubricID=68
http://www.mdi.ru/encucl.php?RubricID=10
В правовом обеспечении можно выделить:
Общую часть, регулирует функционирование любой ИС;
Локальную часть, регулирующую функционирование конкретной системы.
Правое обеспечение функционирования ИС включает:
Ø Статус ИС;
Ø Права, обязанности и ответственность персонала;
Ø Правовые положения отдельных видов процессов управления;
Ø Порядок создания и использования информации и др.
Организационное обеспечение – совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации ИС.
Организационное обеспечение создается на стадии предпроектного обследования организации и реализует следующие функции:
Ø Анализ существующей системы управления организации, где будет использоваться информационная система, и выявление задач, подлежащих автоматизации;
Ø Подготовку задач к решению на компьютере, включая ТЗ на проектирование ИС и технико-экономическое обоснование эффективности;
Ø Разработку управленческих решений по составу и структуре организации, методологии решения задач, направленных на повышение эффективности системы управления.