Исторического процесса.
Закономерности развития
В раскрытии закономерностей исторического процесса используются выступающие в особых формах и сочетаниях основные группы методов обучения истории – методы устного сообщения, наглядного обучения, работы с текстом, а также средства и приёмы конкретизации, используемые учителем в изложении и объяснении материала. Разъяснение учащимся существенных причинно – следственных связей между историческими явлениями, воспитание у них исторического подхода к изучаемым явлениям, подведение их к пониманию закономерностей исторического развития достигается всей системой обучения истории (аналитические беседы по изложенному материалу, разбор и обобщение исторических фактов, характер домашних заданий, повторительно – обобщающие уроки).
Особенно важно, чтобы само изложение исторического материала учителем нацеливало учеников на осмысление внутрипонятийных и межпонятийных связей (первая группа методов).
По мнению А.А.Вагина важнейшим моментом изложения исторического материала является показ возникновения исторического явления на основе сравнения и сопоставления. Далее необходимо показать новое историческое явление в его развитии и изменении, этапность развития.
Чёткое разделение хода исторических событий по этапам, чёткая характеристика каждого из этих этапов являются важнейшими условиями раскрытия закономерного развития исторического явления в самом процессе изложения на уроке. Очень важно живо изобразить переломные моменты в ходе событий и объяснить их значение.
Чтобы подвести учащихся к диалектическому пониманию исторического явления, необходимо показать его в связи с конкретными историческими условиями, показать как с изменением исторических условий меняется роль, значение, характер изучаемого явления.
В изложении материала учитель подчёркивает и выявляет ведущую роль внутренних причин развития, раскрывает внутренние противоречия, присущие явлению.
Второй группой методов раскрытия закономерностей являются методы наглядного обучения (условно – географическая наглядность: графики, диаграммы, схематические рисунки, карты). Третья группа методов - текстовые источники.
Усваиваемые учащимися в школьном курсе истории понятия и закономерности должны стать орудием дальнейшего активного познания и основой формирования системы исторических знаний.
Требования к уроку истории
в специальной (коррекционной) школе.
- Научность содержания.
- Чёткое планирование цели, образовательных, воспитательных и коррекционно-развивающих задач урока и их комплексное решение с учётом особенностей класса.
- Связь каждого урока с предыдущим и последующим.
- Целесообразный выбор методических приёмов, средств и методов обучения.
- Сочетание коллективной, групповой и индивидуальной работы учащихся.
- Организационная чёткость урока.
- Создание эмоциональной атмосферы на уроке, развитие познавательных интересов учащихся.
- Связь материала урока с краеведением.
- Результативность урока.