ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ
Надзор за изготовлением, установкой и безопасной эксплуатацией объектов повышен-ной опасности: паровых котлов, цистерн и сосудов, работающих под давлением, баллонов для сжатых, сжиженных и растворенных газов, трубопроводов для пара и горячей воды, сооружений и устройств для подъема грузов и людей (лифты, эскалаторы), а также боль-шенства видов грузоподъемных кранов осуществляется соответствующей инспекцией в сфере промышленной безопасности – инспекцией Федеральной службы по экологическо-му, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) (далее: инспекция).
Грузоподъемные машины должны быть достаточно прочными, обеспечивать безо-пасность обслуживающего персонала, обладать необходимой устойчивостью. Использова-ние грузоподъемных машин – кранов, подъемников (вышек) осуществляется в полном со-ответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации [2, 3].
Вновь установленные грузоподъемные машины, а также съемные грузозахватные при-способления до пуска их в работу подвергаются их владельцем техническому освидетель-ствованию. Разрешение на пуск в работу выдается инспекцией в сфере промышленной бе-зопасности на основании результатов испытаний объекта на предприятии-изготовителе и полного технического освидетельствования, проведенного владельцем. Разрешение на пуск в работу грузоподъемной машины, подлежащей регистрации в органах инспекции, должно быть получено от этих органов в следующих случаях:
перед пуском в работу вновь зарегистрированной грузоподъемной машины – крана, подъемника (вышки);
после монтажа, вызванного установкой крана на новом месте (кроме стреловых и быс-тромонтируемых башенных кранов);
после реконструкции грузоподъемной машины – крана, подъемника (вышки);
после ремонта с заменой расчетных элементов или узлов металлоконструкций грузо-подъемной машины с применением сварки;
после установки на кране нового ограничителя грузоподъемности;
после ремонта ограничителя предельного груза на подъемнике (вышке).
Все грузоподъемные машины, находящиеся в работе, должны подвергаться техничес-кому освидетельствованию:
частичному – не реже одного раза в 12 мес.;
полному – не реже одного раза в 3 года, за исключением редко используемых кранов (краны для обслуживания машинных залов, электрических и насосных станций, компрес-сорных установок, а также другие краны, используемые только при ремонте оборудова-ния), которые освидетельствуются не реже чем через 5 лет. Отнесение кранов к категории редко используемых производится с согласия инспекцией в сфере промышленной безо-пасности;
испытанию ограничителя предельного груза, для подъемников (вышек) – не реже од-ного раза в 6 мес.
Техническое освидетельствование грузоподъемных машин осуществляется с целью установления: соответствия Правилами устройства и безопасной эксплуатации, паспорт-ным данным и технической документации; исправного состояния, обеспечивающего безо-пасную работу; исправного состояния приборов и устройств безопасности; соответствия организации надзора и обслуживания подъемника требованиям Правил. При полном тех-ническом освидетельствовании грузоподъемную машину осматривают и подвергают: ос-мотру и проверке работы машины (в том числе приборов и устройств безопасности); ста-тическим испытаниям; динамическим испытаниям.
В ходе осмотра должны быть осмотрены и проверены в работе механизмы грузоподъ-емной машины и ее электрооборудование, приборы безопасности (концевые выключате-ли, ограничители веса поднимаемого груза, электрические блокировки и т. д.), тормоза и аппараты управления, надежность металлоконструкций, исправность тросов или гидро-привода, а также освещение, сигнализация и необходимые габариты.
Статические испытания. Испытания подъемников (вышек) проводят нагрузкой, на 50% превышающей их грузоподъемность, по методике, изложенной в руководстве по экс-плуатации, с целью проверки прочности подъемников и их отдельных элементов, а также устойчивости. При частичном техническом освидетельствовании статические испытания подъемников не проводят. Статические испытания кранов при первичном и периодичес-ком техническом освидетельствовании, а также после переноса машин на другое место и после реконструкции и капитального ремонта металлоконструкций, механизма подъема, замены крюка или грузовых канатов, и т. п. проводятся нагрузкой, на 25% превышающей паспортную грузоподъемность машины. Грузоподъемная машина – кран, подъемник (вышка) считается выдержавшей статические испытания, если в течение 10 мин поднятый груз не опустится на землю, а также не будет обнаружено трещин, остаточных деформа-ций и других повреждений металлоконструкций и механизмов.
Динамические испытания. Испытания грузоподъемных машин – кранов, подъемни-ков (вышек) проводят грузом массой, на 10% превышающей их номинальную грузоподъ-емность, с целью проверки действия механизмов и тормозов. При испытаниях подъемни-ков (вышек) груз располагается в люльке и производится не менее трех циклов всех воз-можных движений люльки. При испытаниях кранов (кроме кранов кабельного типа) про-изводятся многократные (не менее трех раз) подъем и опускание груза, а также проверка действия всех других механизмов при совмещении рабочих движений, предусмотренных руководством по эксплуатации крана.
Обнаруженные при освидетельствованиях и испытаниях недостатки устраняют. При частичном техническом освидетельствовании статические и динамические испытания кранов не проводятся.
В процессе эксплуатации съемных грузозахватных приспособлений и тары владелец крана должен периодически производить их осмотр в следующие сроки:
траверс, клещей и других захватов и тары – каждый месяц;
стропов (за исключением редко используемых) – каждые 10 дней;
редко используемых съемных грузозахватных приспособлений – перед выдачей их в работу.
Осмотр съемных грузозахватных приспособлений и тары должен производиться по ин-струкции, разработанной специализированной организацией и определяющей порядок и методы осмотра, браковочные показатели. Выявленные в процессе осмотра поврежденные съемные грузозахватные приспособления должны изыматься из работы.
Котлымогут быть допущены в работу при наличии разрешения получаемого владель-цем после их регистрации в инспекции в сфере промышленной безопасности. О готовно-сти котла к первичному или досрочному освидетельствованию владелец уведомляет инс-пекцию не позднее чем за 10 дней. В случае невозможности прибытия инспектора, владе-лец может произвести освидетельствование по разрешению местных органов инспекции.
Для этого владелец обязан создать комиссию из компетентных инженерно-технических работников. Допущенный комиссией в работу котел подлежит обязательному освидетель-ствованию инспекцией в назначенный комиссией срок, но не позднее чем через 12 мес.
Техническое освидетельствование котлов осуществляется с целью установления: соот-ветствия Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, паспортным данным и технической документации; исправного состояния, обе-спечивающего безопасную работу; исправного состояния приборов и устройств безопас-ности; соответствия организации надзора и обслуживания котла требованиям Правил [4]. При техническом освидетельствовании котел подвергают внутреннему осмотру, гидрав-лическому испытанию и проверке работы (в том числе приборов и устройств безопасно-сти);
Периодическое техническое освидетельствование производится инспекцией в сфере промышленной безопасности в следующие сроки:
внутренний осмотр – не реже одного раза в 4 года;
гидравлическое испытание пробным давлением – не реже одного раза в 8 лет, перед испытанием проводится в обязательном порядке внутренний осмотр.
Досочное техническое освидетельствование котла проводится в следующих случаях:
простоя более одного года;
демонтажа и новой установки;
замены хотя бы части листа корпуса или применения сварки элементов котла;
выправки пучин и вмятин основных элементов котла;
переклепано более 25 % всего числа заклепок в каком-либо шве;
заменено более 15 % общего количества экранных и кипятильных труб или 100 % пе-регревательных, дымогарных труб;
если владелец или инспекция считают необходимым это сделать.
5.4. СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ: