Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства в РФ


Органы, ведающие делами о гражданстве

В Законе устанавливаются перечень и полномочия государственных органов, ведающих вопросами гражданства.

К ним относятся Президент России, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (ФМС), и его территориальные органы; федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел (МИД РФ) и дипломатические представительства и консульские учреждения, находящиеся за пределами РФ.

Президент традиционно решает вопросы: приема в гражданство; восстановления в гражданстве; выхода из гражданства; отмены решений по вопросам гражданства. Также Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов, ведающих делами о гражданстве.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы осуществляют следующие полномочия: определяют наличие гражданства у лиц, проживающих на территории России, и принимают от них заявления по вопросам гражданства; проверяют факты и документы, представленные для обоснования заявлений; направляют Президенту заключения на данные заявления, документы и материалы; исполняют принятые Президентом решения по вопросам гражданства; оформляют гражданство.

Министерство иностранных дел Российской Федерации, дипломатические представительства (консульские учреждения) осуществляют аналогичные функции, но в отношении лиц, проживающих за пределами России.

Достаточно подробно Законом закреплен порядок обжалования решений по вопросам гражданства. В судебном порядке можно обжаловать отклонение заявления по вопросам гражданства. А отказ в рассмотрении заявления по вопросам российского гражданства и иные, нарушающие порядок производства по делам о гражданстве и порядок исполнения решения по вопросам гражданства, действия должностных лиц могут быть обжалованы вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо в суд.

Споры между родителями, между родителем и опекуном (попечителем) о гражданстве ребенка и недееспособного лица разрешаются в судебном порядке исходя из интересов ребенка и недееспособного лица.

Лекция 3. Правовой статус иностранцев, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации

Иностранцы – это лица, имеющие документальное доказательство принадлежности к другому государству.

Лица без гражданства (апатриды) – это лица, не имеющие документов о принадлежности к какому - либо государству.

Иностранцам и лицам без гражданства предоставляются права и налагаются обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных Федеральным законом от 25.07.2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и международными договорами.

Иностранные граждане (лица без гражданства) имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с Федеральным законом, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые требуется специальное разрешение.

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта Федерации.

Иностранные граждане (лица без гражданства) в Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации, а также участвовать в референдуме РФ и референдумах субъектов Российской Федерации за исключением постоянно проживающих в России иностранцев, в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеющих право избирать в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.

Иностранцы (лица без гражданства) пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

Работодатель или заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии соответствующего разрешения.

Иностранец также имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Данный порядок не распространяется на иностранных граждан, которые:

1) постоянно или временно проживают в Российской Федерации;

2) являются сотрудниками дипломатических представительств, консульских учреждений иностранных государств в РФ, международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;

3) являются работниками иностранных юридических лиц, выполняют монтажные работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;

4) являются журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;

5) обучаются в России в образовательных учреждениях и выполняют работы в течение каникул;

6) приглашены в Россию в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в РФ для занятия преподавательской деятельностью в духовных образовательных учреждениях.

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.

Иностранный гражданин не имеет права:

1) находиться на государственной или муниципальной службе;

2) замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации;

3) быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;

4) быть командиром воздушного судна гражданской авиации;

5) быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством РФ;

6) заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.

Порядок замещения иностранными гражданами руководящих должностей в организациях, в уставном капитале которых более 50% акций или долей принадлежит Российской Федерации, устанавливается Правительством РФ.

Иностранный гражданин не может быть призван на военную службу (альтернативную гражданскую службу), не может поступить на военную службу в добровольном порядке и не может быть принят на работу в Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы в качестве лица гражданского персонала.

Приглашение на въезд в Российскую Федерацию выдается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных либо внутренних дел, или его территориальным органом.

Одновременно с ходатайством о выдаче приглашения приглашающей стороной представляются гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации.

Иностранный гражданин, въехавший в Россию, обязан зарегистрироваться в течение трех рабочих дней со дня прибытия.

Регистрации не подлежат:

1) главы иностранных государств, правительств иностранных государств, члены парламентских и правительственных делегаций, руководители международных организаций, въехавшие в Российскую Федерацию по приглашениям федеральных органов власти, а также члены их семей;

2) иностранные граждане, въехавшие в Российскую Федерацию на срок не более трех дней;

3) иностранные граждане - моряки, являющиеся членами прибывших в Российскую Федерацию с официальным или неофициальным визитом либо с деловым заходом экипажей военных кораблей, членами экипажей невоенных судов и члены экипажей военных летательных аппаратов иностранных государств;

4) члены экипажей воздушных судов гражданской авиации, бригад поездов и бригад транспортных средств, участвующих в международном движении.

В целях учета иностранных граждан, пребывающих и проживающих (как временно, так и постоянно) в Российской Федерации, создается центральный банк данных.

Контроль за проживанием, временным пребыванием в России и транзитным передвижением в пределах Российской Федерации иностранных граждан, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел и его территориальными органами.

Иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства РФ, привлекается к ответственности в соответствии с российским законодательством. При этом иностранный гражданин, незаконно находящийся в РФ, подлежит учету, фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации с последующим помещением полученных сведений в центральный банк данных.

В заключении необходимо подчеркнуть, что по сравнению с лицами без гражданства, иностранцы находятся в более выгодном положении, поскольку они в случае необходимости могут обратиться в дипломатические представительства стран своей гражданской принадлежности за защитой своих нарушенных прав. Лица без гражданства этого сделать не могут, поэтому, как свидетельствует мировая практика, «безгражданство» не приветствуется.