ТЕМА № 10: СССР, Запад и мир в 20-е-40-е годы ХХ века.
Цель занятия:Дать характеристику международным отношениям и оценку внешней политике Сталинского руководства в предвоенные годы.Объяснить причины развязывания Второй мировой войны и тяжёлых поражений Красной Армии в начальный период Великой Отечественной войны. Показать источники, основные этапы и цену победы, подвести её военно-политические итоги. Представить особенности развития Советского общества в первые послевоенные годы – в период «позднего сталинизма».
Задачи: Объяснить основные направления внешней политики Советского государства в условиях действия ограничений Версальско-Вашингтонской системы и мирового экономического кризиса 30-х гг. ХХ в. Выявить сходство и отличия двух тоталитарных идеологий и форм власти: сталинизма и фашизма. Дать общую картину подготовки и развёртывания Второй мировой войны, определить вклад советского народа в общую победу прогрессивных сил. Обратить внимание на послевоенные изменения, происшедшие в мире и стране в 1945-1953 гг.
Студент должен знать:
1. до изучения темы:
- общеобразовательный набор предметной терминологии;
- начальные приёмы анализа исторической информации;
- основные процессы и тенденции мирового развития, присущие ХХ веку;
- основные события отечественной и зарубежной истории в ХХ веке, их
хронологические рамки и особенности, имёна и результаты деятельности наиболее
значимых личностей в рассматриваемый исторический период;
2. после изучения темы:
- обзорную картину развития международных отношений в изучаемый период и
подробности борьбы Советского государства против дипломатической блокады;
- обстоятельства соревнования двух общественно-экономических систем капитализма и
социализма и его итоги;
- тайны сталинской дипломатии накануне и в годы Второй мировой войны;;
- проблематику дискуссий о тоталитаризме в современной историографии;
- дату образования антигитлеровской коалиции и объём помощи союзников в Великой
Отечественной войне советского народа;
- заслуги СССР в разгроме фашизма и цену победы в Великой Отечественной войне;
-особенности развития Советского общества в годы первых послевоенных пятилеток;
- названия дел политических процессов и имена жертв репрессий сталинского режима
в послевоенный период;
- изменения в расстановке сил социализма и капитализма в послевоенном мире;
- содержание понятия «холодная война» и причины обострения взаимоотношений между
бывшими участниками антигитлеровской коалиции в 1946 – 1953 гг.
Студент должен уметь:
- объяснять смысл и значение применяемой в исторической науке терминологии;
- выбирать и использовать при оценке достоверности знаний о прошлом установленные
исторической наукой методы и принципы исследования информации;
- владеть навыками работы с историческими источниками;
- обосновать актуальность решения вопросов экономической модернизации и
демократизации политической системы России на разных этапах её истории;
- вести дискуссию по проблемам тоталитаризма, сравнительной характеристике
сталинизма и фашизма;
- находить общее и особенное в усвоении Российской цивилизацией тенденций
мирового развития; объективно оценивать реформационные процессы.
- разбираться в сложных поворотах внутренней и внешней политики сталинского
руководства накануне и в ходе войны;
- оперировать объективными фактами и цифрами статистических данных при освещении
главных событий в жизни Советского общества в военный период;
- оценить по достоинству подвиг народов СССР в борьбе с агрессором и доказать
антинародную сущность сталинских методов управления.
Содержание занятия:
1. Вводный контроль:
- проведение фронтального опроса студентов с целью выявления степени усвоения
материала предшествовавшей лекции вузовского курса;
- заслушивание докладов и сообщений студентов, подготовленных по девятой теме
учебной программы, организация их обсуждения в группах.
2. Беседа по теме занятияс освещением следующих вопросов:
1. Международное положение и внешняя политика СССР в 20-е – 40-е гг. ХХ в.
2. Советское государство и общество в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн. Роль СССР в победе над фашизмом. Цена победы.
3. Новая геополитическая ситуация в мире в 1945-1953 гг. Холодная война как форма международного противостояния. Создание мировой системы социализма.
4. Советское общество в условиях послевоенной разрухи. Восстановление экономики в годы 4-й и 5-й пятилеток, дебольшевизация и депролетаризация страны. Апогей сталинизма.
3. Практическая работа:
- Найти ответы на поставленные по теме вопросы и сделать обобщающие выводы по
пройденному материалу:
1. Когда Россия вышла из первой мировой войны? Обрисуйте международное положение Советского государства в послевоенный период.
2. Какую внешнюю политику проводило сталинское руководство в 20-40- гг. XX века?
3. В чём выражался кризис западной цивилизации в 20-е-30-е гг. XX века?
4. Из каких двух главных частей складывался неолиберальный курс политики Ф.Д. Рузвельта в начале 30-х гг.? Кто был автором экономической системы его реформ?
5. Что такое фашизм? Какие его идеи были реализованы в нацистской Германии? Составьте таблицу с описанием общих и особенных черт коммунизма и нацизма.
6. Перечислите мероприятия Советского правительства по организации отпора фашистской агрессии.
7. Какую роль сыграла в ходе второй мировой войны антигитлеровская коалиция?
8. Назовите решающие сражения Великой Отечественной войны и объясните причины временных неудач Красной Армии на начальном этапе военных действий.
9. Подведите итоги Второй мировой войны и определите вклад нашей страны в достижение победы.
10. Какие политические и социально-экономические изменения произошли в послевоенном мире? Что такое «холодная война»? Как долго она продолжалась?
11. Что вы знаете об интеграционных процессах, происходивших в Европе после окончания второй мировой войны? Приведите примеры создания международных организаций?
12. Какие задачи решало Советское руководство в годы первых послевоенных пятилеток?
13. Расскажите о новой волне политических репрессий в период апогея сталинизма
(1945-1953 гг.).
- Продолжить составление словаря понятий и определений, относящихся к
исторической науке, с регистрацией новых тематических терминов.
4. Ситуационные задачи для разбора на занятии:
4.1. Составьте таблицу «Международные конференции глав государств – союзников по антигитлеровской коалиции»:
Название конференции | Место проведения, время | Участники конференции | Основные решения |
4.2. - Прочитайте отрывок из интервью И.В. Сталина газете «Правда» о речи У. Черчилля в Фултоне:
Вопрос: Как Вы расцениваете последнюю речь господина Черчилля, произнесённую им в Соединённых Штатах Америки?
Ответ: Я расцениваю её как опасный акт, рассчитанный на то, чтобы посеять семена раздора между союзниками государства и затруднить их сотрудничество.
Вопрос: Можно ли считать, что речь господина Черчилля причиняет ущерб делу мира и безопасности?
Ответ: Безусловно, да. По сути дела, господин Черчилль стоит теперь на позиции поджигателей войны. И господин Черчилль здесь не одинок, - у него имеются друзья не только в Англии, но и в Соединённых Штатах Америки. Следует отметить, что господин Черчилль и его друзья поразительно напоминают в этом отношении Гитлера и его друзей… По сути дела, господин Черчилль и его друзья в Англии и США предъявляют нациям, не говорящим на английском языке, нечто вроде ультиматума: признайте наше господство добровольно, и тогда всё будет в порядке, - в противном случае неизбежна война.
Несомненно, что установка господина Черчилля есть установка на войну, призыв к войне с СССР. Ясно также и то, что такая установка господина Черчилля несовместима с существующим союзным договором между Англией и СССР.
- Ответьте на вопросы:
1. Когда и где состоялось выступление У. Черчилля? Чем известна эта личность в
мировой истории?
2. О какой войне идет речь в данном интервью?
3. Что, по мнению И.В. Сталина, стало причиной этой войны?
4. Кто в США разделял жёсткую позицию У. Черчилля по отношению к СССР?
5. Какие две политические системы стали складываться в мире после речи У. Черчилля в
Фултоне?
6. Какие факты нарастания и ослабления напряжённости в этой войне вы знаете?
7. Когда и чем закончилась эта война?
Рекомендуемая литература:
Основная:
-Некрасова М.Б. Отечественная история. Учебник для ВУЗов. 2-е изд. М.:
Юрайт, 2010.
- Кузнецов И.Н. Отечественная история. Учебник для ВУЗов. М.: Издательский дом
«Дашков и К», 2010.
- История России. Учебник для вузов. Под ред. М.Н. Зуева и А.А. Чернобаева. М.:
«Высшая школа», 2009.
- Назырова Е.А. Практикум по Отечественной истории. М.: Инфра-М, 2010.
- Евсеенко В.И. Отечественная история. Учебно-методические рекомендации для
подготовки к семинарским занятиям. Киров: КГМА, 2007.
- Евсеенко В.И. Отечественная история. Учебно-методические рекомендации для
изучения курса студентами заочного отделения. Киров: КГМА, 2010.
Дополнительная:
- Пономарёв М.В. История России. Тематические тренировочные задания. – М.:
ЭКСМО, 2006.
- Хрестоматия по истории России: учебное пособие / авт. – сост. А.С. Орлов,
В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – Москва: Проспект, 2011.
- Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.:
«Университет», 2008.
Методические указания подготовлены доцентом кафедры гуманитарных наук КГМА,
к.и.н. Евсеенко В.И.
Методические указания утверждены на заседании кафедры, протокол №___ от «_______»________________2011 г.
Зав. кафедрой: ____________________к.ф.н., доцент Михайлов А.Е.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Кафедра гуманитарных наук
Методические указания для студентов1 курса
Специальности: «Лечебное дело»
к семинарскому занятию
по дисциплине «История Отечества»