ТЕМА № 10: СССР, Запад и мир в 20-е-40-е годы ХХ века.


 

Цель занятия:Дать характеристику международным отношениям и оценку внешней политике Сталинского руководства в предвоенные годы.Объяснить причины развязывания Второй мировой войны и тяжёлых поражений Красной Армии в начальный период Великой Отечественной войны. Показать источники, основные этапы и цену победы, подвести её военно-политические итоги. Представить особенности развития Советского общества в первые послевоенные годы – в период «позднего сталинизма».

Задачи: Объяснить основные направления внешней политики Советского государства в условиях действия ограничений Версальско-Вашингтонской системы и мирового экономического кризиса 30-х гг. ХХ в. Выявить сходство и отличия двух тоталитарных идеологий и форм власти: сталинизма и фашизма. Дать общую картину подготовки и развёртывания Второй мировой войны, определить вклад советского народа в общую победу прогрессивных сил. Обратить внимание на послевоенные изменения, происшедшие в мире и стране в 1945-1953 гг.

Студент должен знать:

1. до изучения темы:

- общеобразовательный набор предметной терминологии;

- начальные приёмы анализа исторической информации;

- основные процессы и тенденции мирового развития, присущие ХХ веку;

- основные события отечественной и зарубежной истории в ХХ веке, их

хронологические рамки и особенности, имёна и результаты деятельности наиболее

значимых личностей в рассматриваемый исторический период;

2. после изучения темы:

- обзорную картину развития международных отношений в изучаемый период и

подробности борьбы Советского государства против дипломатической блокады;

- обстоятельства соревнования двух общественно-экономических систем капитализма и

социализма и его итоги;

- тайны сталинской дипломатии накануне и в годы Второй мировой войны;;

- проблематику дискуссий о тоталитаризме в современной историографии;

- дату образования антигитлеровской коалиции и объём помощи союзников в Великой

Отечественной войне советского народа;

- заслуги СССР в разгроме фашизма и цену победы в Великой Отечественной войне;

-особенности развития Советского общества в годы первых послевоенных пятилеток;

- названия дел политических процессов и имена жертв репрессий сталинского режима

в послевоенный период;

- изменения в расстановке сил социализма и капитализма в послевоенном мире;

- содержание понятия «холодная война» и причины обострения взаимоотношений между

бывшими участниками антигитлеровской коалиции в 1946 – 1953 гг.

Студент должен уметь:

- объяснять смысл и значение применяемой в исторической науке терминологии;

- выбирать и использовать при оценке достоверности знаний о прошлом установленные

исторической наукой методы и принципы исследования информации;

- владеть навыками работы с историческими источниками;

- обосновать актуальность решения вопросов экономической модернизации и

демократизации политической системы России на разных этапах её истории;

- вести дискуссию по проблемам тоталитаризма, сравнительной характеристике

сталинизма и фашизма;

- находить общее и особенное в усвоении Российской цивилизацией тенденций

мирового развития; объективно оценивать реформационные процессы.

- разбираться в сложных поворотах внутренней и внешней политики сталинского

руководства накануне и в ходе войны;

- оперировать объективными фактами и цифрами статистических данных при освещении

главных событий в жизни Советского общества в военный период;

- оценить по достоинству подвиг народов СССР в борьбе с агрессором и доказать

антинародную сущность сталинских методов управления.

Содержание занятия:

1. Вводный контроль:

- проведение фронтального опроса студентов с целью выявления степени усвоения

материала предшествовавшей лекции вузовского курса;

- заслушивание докладов и сообщений студентов, подготовленных по девятой теме

учебной программы, организация их обсуждения в группах.

2. Беседа по теме занятияс освещением следующих вопросов:

 

1. Международное положение и внешняя политика СССР в 20-е – 40-е гг. ХХ в.

2. Советское государство и общество в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн. Роль СССР в победе над фашизмом. Цена победы.

3. Новая геополитическая ситуация в мире в 1945-1953 гг. Холодная война как форма международного противостояния. Создание мировой системы социализма.

4. Советское общество в условиях послевоенной разрухи. Восстановление экономики в годы 4-й и 5-й пятилеток, дебольшевизация и депролетаризация страны. Апогей сталинизма.

 

3. Практическая работа:

- Найти ответы на поставленные по теме вопросы и сделать обобщающие выводы по

пройденному материалу:

1. Когда Россия вышла из первой мировой войны? Обрисуйте международное положение Советского государства в послевоенный период.

2. Какую внешнюю политику проводило сталинское руководство в 20-40- гг. XX века?

3. В чём выражался кризис западной цивилизации в 20-е-30-е гг. XX века?

4. Из каких двух главных частей складывался неолиберальный курс политики Ф.Д. Рузвельта в начале 30-х гг.? Кто был автором экономической системы его реформ?

5. Что такое фашизм? Какие его идеи были реализованы в нацистской Германии? Составьте таблицу с описанием общих и особенных черт коммунизма и нацизма.

6. Перечислите мероприятия Советского правительства по организации отпора фашистской агрессии.

7. Какую роль сыграла в ходе второй мировой войны антигитлеровская коалиция?

8. Назовите решающие сражения Великой Отечественной войны и объясните причины временных неудач Красной Армии на начальном этапе военных действий.

9. Подведите итоги Второй мировой войны и определите вклад нашей страны в достижение победы.

10. Какие политические и социально-экономические изменения произошли в послевоенном мире? Что такое «холодная война»? Как долго она продолжалась?

11. Что вы знаете об интеграционных процессах, происходивших в Европе после окончания второй мировой войны? Приведите примеры создания международных организаций?

12. Какие задачи решало Советское руководство в годы первых послевоенных пятилеток?

13. Расскажите о новой волне политических репрессий в период апогея сталинизма

(1945-1953 гг.).

 

- Продолжить составление словаря понятий и определений, относящихся к

исторической науке, с регистрацией новых тематических терминов.

4. Ситуационные задачи для разбора на занятии:

4.1. Составьте таблицу «Международные конференции глав государств – союзников по антигитлеровской коалиции»:

 

Название конференции Место проведения, время Участники конференции Основные решения
       

 

4.2. - Прочитайте отрывок из интервью И.В. Сталина газете «Правда» о речи У. Черчилля в Фултоне:

Вопрос: Как Вы расцениваете последнюю речь господина Черчилля, произнесённую им в Соединённых Штатах Америки?

Ответ: Я расцениваю её как опасный акт, рассчитанный на то, чтобы посеять семена раздора между союзниками государства и затруднить их сотрудничество.

Вопрос: Можно ли считать, что речь господина Черчилля причиняет ущерб делу мира и безопасности?

Ответ: Безусловно, да. По сути дела, господин Черчилль стоит теперь на позиции поджигателей войны. И господин Черчилль здесь не одинок, - у него имеются друзья не только в Англии, но и в Соединённых Штатах Америки. Следует отметить, что господин Черчилль и его друзья поразительно напоминают в этом отношении Гитлера и его друзей… По сути дела, господин Черчилль и его друзья в Англии и США предъявляют нациям, не говорящим на английском языке, нечто вроде ультиматума: признайте наше господство добровольно, и тогда всё будет в порядке, - в противном случае неизбежна война.

Несомненно, что установка господина Черчилля есть установка на войну, призыв к войне с СССР. Ясно также и то, что такая установка господина Черчилля несовместима с существующим союзным договором между Англией и СССР.

- Ответьте на вопросы:

1. Когда и где состоялось выступление У. Черчилля? Чем известна эта личность в

мировой истории?

2. О какой войне идет речь в данном интервью?

3. Что, по мнению И.В. Сталина, стало причиной этой войны?

4. Кто в США разделял жёсткую позицию У. Черчилля по отношению к СССР?

5. Какие две политические системы стали складываться в мире после речи У. Черчилля в

Фултоне?

6. Какие факты нарастания и ослабления напряжённости в этой войне вы знаете?

7. Когда и чем закончилась эта война?

Рекомендуемая литература:

Основная:

 

-Некрасова М.Б. Отечественная история. Учебник для ВУЗов. 2-е изд. М.:

Юрайт, 2010.

- Кузнецов И.Н. Отечественная история. Учебник для ВУЗов. М.: Издательский дом

«Дашков и К», 2010.

- История России. Учебник для вузов. Под ред. М.Н. Зуева и А.А. Чернобаева. М.:

«Высшая школа», 2009.

- Назырова Е.А. Практикум по Отечественной истории. М.: Инфра-М, 2010.

- Евсеенко В.И. Отечественная история. Учебно-методические рекомендации для

подготовки к семинарским занятиям. Киров: КГМА, 2007.

- Евсеенко В.И. Отечественная история. Учебно-методические рекомендации для

изучения курса студентами заочного отделения. Киров: КГМА, 2010.

Дополнительная:

- Пономарёв М.В. История России. Тематические тренировочные задания. – М.:

ЭКСМО, 2006.

- Хрестоматия по истории России: учебное пособие / авт. – сост. А.С. Орлов,

В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – Москва: Проспект, 2011.

- Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.:

«Университет», 2008.

 

Методические указания подготовлены доцентом кафедры гуманитарных наук КГМА,

к.и.н. Евсеенко В.И.

 

Методические указания утверждены на заседании кафедры, протокол №___ от «_______»________________2011 г.

 

Зав. кафедрой: ____________________к.ф.н., доцент Михайлов А.Е.

 

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

 

Кафедра гуманитарных наук

Методические указания для студентов1 курса

Специальности: «Лечебное дело»

к семинарскому занятию

по дисциплине «История Отечества»