ТЕМА № 9: Становление Советского государства (1917-1939 гг.).
Цель занятия: Рассмотреть обстоятельства установления Советской власти в республиканской России, формирования однопартийного режима и тоталитарной системы в СССР. Объяснить причины победы красных в гражданской войне, подвести её итоги. Дать определение феноменам большевизма и сталинизма. Обратить внимание на международное значение выбора Россией некапиталистического пути развития. Сравнить методы большевистской модернизации с западноевропейскими моделями построения индустриального общества.
Задачи: Показать борьбу политических сил России за власть в стране в 1917-1922 гг.., определить причины победы большевиков. Представить современную оценку событий октябрьского вооружённого восстания в Петрограде и Москве и заключения Брестского мира с Германией. Проследить эволюцию государственного строительства СССР от диктатуры пролетариата до культа личности И.В. Сталина
Студент должен знать:
1. до изучения темы:
- общеобразовательный набор предметной терминологии;
- начальные приёмы анализа исторической информации;
- основные события отечественной и зарубежной истории в 20-30-е гг. ХХ вв.,
их хронологические рамки и особенности, имёна и результаты деятельности наиболее
значимых личностей в рассматриваемый исторический период;
2. после изучения темы:
- альтернативные пути развития, предложенные российскому обществу 1917-м годом;
причины захвата власти большевиками; судьбу Учредительного собрания;
обстоятельства заключения Брестского мира;
- широкий спектр различных суждений исследователей по вопросам начала и конца
гражданской войны, причин победы в ней большевиков, применения ими политики
«военного коммунизма» и НЭПа;
- отличия планов «автономизации» и «федерализации», предлагавшихся при образовании
СССР; дату основания Советского Союза и перечень республик – его учредителей;
- итоги Генуэзской конференции; обстоятельства прихода к власти И.В. Сталина;
- причины и обоснования свёртывания НЭПа и выбора политики «большого скачка» к
социализму;
- методы руководства и преступления сталинского режима; основные признаки
тоталитаризма и доказательства его исторической несостоятельности;
- тайны сталинской дипломатии накануне и в начале Второй мировой войны.
Студент должен уметь:
- объяснять смысл и значение применяемой в исторической науке терминологии;
- выбирать и использовать при оценке достоверности знаний о прошлом установленные
исторической наукой методы и принципы исследования информации;
- владеть навыками работы с историческими источниками;
- объяснить причины смены политического режима в России в 1917 г.; дать определение
феномену большевизма; доказать международное значение выбора российским
обществом некапиталистического пути развития;
- вести научную дискуссию по поводу роли Учредительного собрания, политических
последствий его разгона большевиками и заключения Брестского мира, по спорным
проблемам гражданской войны, политики «военного коммунизма» и НЭПа, создания
СССР;
- характеризовать сталинский режим «личной власти» с позиций современной
политологии; находить общее и особенное в тоталитарных системах фашизма и
коммунизма, гитлеризма и сталинизма;
- видеть специфику большевистского строительства индустриального общества и его
социальные издержки;
- объективно оценить международное положение и внешнюю политику Советского
государства в период между мировыми войнами.
Содержание занятия:
1. Вводный контроль:
- проведение фронтального опроса студентов с целью выявления степени усвоения
материала предшествовавшей лекции вузовского курса;
- заслушивание докладов и сообщений студентов, подготовленных по восьмой теме
учебной программы, организация их обсуждения в группах.
2. Беседа по теме занятияс освещением следующих вопросов:
1. Большевистский государственный переворот. Первые шаги Советской власти.
2. Гражданская война и иностранная интервенция в России. Политика «военного
коммунизма», её сущность и последствия.
3. Переход к НЭПу. Становление социально-политической структуры Советского
государства. Образование СССР, решение национального вопроса.
4. Курс на форсированное наступление социализма по всему фронту в СССР:
индустриализация и коллективизация в политике «большого скачка». Складывание
сталинской тоталитарной системы.
3. Практическая работа:
- Найти ответы на поставленные по теме вопросы и сделать обобщающие выводы по
пройденному материалу:
1. Что вы знаете о приходе к власти большевиков и о первых декретах Советской
власти?
2. Когда Россия вышла из первой мировой войны? Обрисуйте международное
положение Советского государства в послевоенный период.
3. Назовите основные этапы гражданской войны 1917-1922 гг., её причины и
участников. Чем завершились военные действия?
4. Сколько иностранных государств участвовало в интервенции против России с 1918
года и под каким предлогом? Чем она завершилась?
5. В чём заключалась политика «военного коммунизма»? К каким последствиям она
привела?
6. Что такое новая экономическая политика (НЭП), чем она отличалась от старой?
Назовите её достижения и причины кризиса.
7. Какой год в истории страны принято называть «Годом великого перелома» и
почему?
8. Когда был образован Союз Советских Социалистических республик (СССР)? Какие
республики стали его учредителями? В чём сталинский проект «автономизации»
отличался от ленинского плана «федерализации» на этапе обсуждения условий
создания союзного государства?
9. Что такое тоталитарный режим? Когда и при каких условиях он сформировался в
СССР?
10.Чем большевистская модернизация экономики в годы первых пятилеток отличалась
от западноевропейских моделей индустриализации? Назовите её достижения и
издержки.
11.Когда завершилась сплошная насильственная коллективизация крестьянских
хозяйств? С какой целью она проводилась и какими методами? К каким результатам
привела?
12.Какие политические процессы были организованы сталинским режимом в 1930-е-
1940- е годы. Что такое ГУЛАГ? Когда оно было образовано?
- Продолжить составление словаря понятий и определений, относящихся к
исторической науке, с регистрацией новых тематических терминов.
4. Ситуационные задачи для разбора на занятии:
4.1.- Прочитайте отрывок из выступления генерала П.Н. Врангеля: «Теперь о причинах наших бывших неудач. Причины эти чрезвычайно разнообразны. Резюмируя их, можно сказать, что стратегия была принесена в жертву политике, а политика никуда не годилась. Вместо того, чтобы объединить все силы, поставившие себе целью борьбу с большевизмом и коммуной, и проводить одну политику, «русскую», вне всяких партий, проводилась политика «добровольческая», какая-то частная политика, руководители которой видели во всём том, что не носило на себе печать «добровольцев», врагов России.
Дрались и с большевиками, дрались и с Украинцами, с Грузией и с Азербайджаном, и лишь немного не хватило, чтобы начать драться с казаками, которые составляли половину нашей армии… В итоге, провозгласив единую и неделимую Россию, пришли к тому, что разъединили все антибольшевистские русские силы и разделили всю Россию на целый ряд враждующих между собой образований.»
-Ответьте на вопросы: 1) Что вы знаете о бароне П.Н. Врангеле? О каких неудачах идёт речь в его высказывании? 2) Все ли причины поражения «белых сил» в гражданской войне были упомянуты в приведённом отрывке?
- Дополните этот список с составлением соответствующей таблицы преимуществ «красных».
С использованием учебных пособий и Интернета заполните таблицу «Основные политические партии предреволюционной России (1900-1917 гг.):
Название партии (дата образования) | Лидеры политической партии | Политическая программа | Аграрная программа |
4.3. - Укажите соответствия между датами и событиями первых лет Советской власти:
1) принятие Конституции РСФСР; 2) образование Всероссийской Чрезвычайной Комиссии (ВЧК); 3) введение продовольственной диктатуры; 4) заключение Брестского мира; 5) созыв Учредительного собрания.
А) декабрь 1917 г.; Б) июль 1918 г.; В) январь 1918 г.; Г) май 1918 г.; Д) март 1918 г.
-Подготовьте сообщение о разных оценках историков предложенного В.И. Лениным пути вывода России из Первой мировой войны.
Рекомендуемая литература:
Основная:
-Некрасова М.Б. Отечественная история. Учебник для ВУЗов. 2-е изд. М.:
Юрайт, 2010.
- Кузнецов И.Н. Отечественная история. Учебник для ВУЗов. М.: Издательский дом
«Дашков и К», 2010.
- История России. Учебник для вузов. Под ред. М.Н. Зуева и А.А. Чернобаева. М.:
«Высшая школа», 2009.
- Назырова Е.А. Практикум по Отечественной истории. М.: Инфра-М, 2010.
- Евсеенко В.И. Отечественная история. Учебно-методические рекомендации для
подготовки к семинарским занятиям. Киров: КГМА, 2007.
- Евсеенко В.И. Отечественная история. Учебно-методические рекомендации для
изучения курса студентами заочного отделения. Киров: КГМА, 2010.
Дополнительная:
- Пономарёв М.В. История России. Тематические тренировочные задания. – М.:
ЭКСМО, 2006.
- Хрестоматия по истории России: учебное пособие / авт. – сост. А.С. Орлов,
В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – Москва: Проспект, 2011.
- Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.:
«Университет», 2008.
Методические указания подготовлены доцентом кафедры гуманитарных наук КГМА,
к.и.н. Евсеенко В.И.
Методические указания утверждены на заседании кафедры, протокол №___ от «_______»________________2011 г.
Зав. кафедрой: ____________________к.ф.н., доцент Михайлов А.Е.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Кафедра гуманитарных наук
Методические указания для студентов1 курса
Специальности: «Лечебное дело»
к семинарскому занятию
по дисциплине «История Отечества»