ТЕМА № 9: Становление Советского государства (1917-1939 гг.).


Цель занятия: Рассмотреть обстоятельства установления Советской власти в республиканской России, формирования однопартийного режима и тоталитарной системы в СССР. Объяснить причины победы красных в гражданской войне, подвести её итоги. Дать определение феноменам большевизма и сталинизма. Обратить внимание на международное значение выбора Россией некапиталистического пути развития. Сравнить методы большевистской модернизации с западноевропейскими моделями построения индустриального общества.

 

Задачи: Показать борьбу политических сил России за власть в стране в 1917-1922 гг.., определить причины победы большевиков. Представить современную оценку событий октябрьского вооружённого восстания в Петрограде и Москве и заключения Брестского мира с Германией. Проследить эволюцию государственного строительства СССР от диктатуры пролетариата до культа личности И.В. Сталина

Студент должен знать:

1. до изучения темы:

- общеобразовательный набор предметной терминологии;

- начальные приёмы анализа исторической информации;

- основные события отечественной и зарубежной истории в 20-30-е гг. ХХ вв.,

их хронологические рамки и особенности, имёна и результаты деятельности наиболее

значимых личностей в рассматриваемый исторический период;

2. после изучения темы:

- альтернативные пути развития, предложенные российскому обществу 1917-м годом;

причины захвата власти большевиками; судьбу Учредительного собрания;

обстоятельства заключения Брестского мира;

- широкий спектр различных суждений исследователей по вопросам начала и конца

гражданской войны, причин победы в ней большевиков, применения ими политики

«военного коммунизма» и НЭПа;

- отличия планов «автономизации» и «федерализации», предлагавшихся при образовании

СССР; дату основания Советского Союза и перечень республик – его учредителей;

- итоги Генуэзской конференции; обстоятельства прихода к власти И.В. Сталина;

- причины и обоснования свёртывания НЭПа и выбора политики «большого скачка» к

социализму;

- методы руководства и преступления сталинского режима; основные признаки

тоталитаризма и доказательства его исторической несостоятельности;

- тайны сталинской дипломатии накануне и в начале Второй мировой войны.

 

Студент должен уметь:

- объяснять смысл и значение применяемой в исторической науке терминологии;

- выбирать и использовать при оценке достоверности знаний о прошлом установленные

исторической наукой методы и принципы исследования информации;

- владеть навыками работы с историческими источниками;

- объяснить причины смены политического режима в России в 1917 г.; дать определение

феномену большевизма; доказать международное значение выбора российским

обществом некапиталистического пути развития;

- вести научную дискуссию по поводу роли Учредительного собрания, политических

последствий его разгона большевиками и заключения Брестского мира, по спорным

проблемам гражданской войны, политики «военного коммунизма» и НЭПа, создания

СССР;

- характеризовать сталинский режим «личной власти» с позиций современной

политологии; находить общее и особенное в тоталитарных системах фашизма и

коммунизма, гитлеризма и сталинизма;

- видеть специфику большевистского строительства индустриального общества и его

социальные издержки;

- объективно оценить международное положение и внешнюю политику Советского

государства в период между мировыми войнами.

 

Содержание занятия:

1. Вводный контроль:

- проведение фронтального опроса студентов с целью выявления степени усвоения

материала предшествовавшей лекции вузовского курса;

- заслушивание докладов и сообщений студентов, подготовленных по восьмой теме

учебной программы, организация их обсуждения в группах.

2. Беседа по теме занятияс освещением следующих вопросов:

1. Большевистский государственный переворот. Первые шаги Советской власти.

2. Гражданская война и иностранная интервенция в России. Политика «военного

коммунизма», её сущность и последствия.

3. Переход к НЭПу. Становление социально-политической структуры Советского

государства. Образование СССР, решение национального вопроса.

4. Курс на форсированное наступление социализма по всему фронту в СССР:

индустриализация и коллективизация в политике «большого скачка». Складывание

сталинской тоталитарной системы.

 

3. Практическая работа:

- Найти ответы на поставленные по теме вопросы и сделать обобщающие выводы по

пройденному материалу:

1. Что вы знаете о приходе к власти большевиков и о первых декретах Советской

власти?

2. Когда Россия вышла из первой мировой войны? Обрисуйте международное

положение Советского государства в послевоенный период.

3. Назовите основные этапы гражданской войны 1917-1922 гг., её причины и

участников. Чем завершились военные действия?

4. Сколько иностранных государств участвовало в интервенции против России с 1918

года и под каким предлогом? Чем она завершилась?

5. В чём заключалась политика «военного коммунизма»? К каким последствиям она

привела?

6. Что такое новая экономическая политика (НЭП), чем она отличалась от старой?

Назовите её достижения и причины кризиса.

7. Какой год в истории страны принято называть «Годом великого перелома» и

почему?

8. Когда был образован Союз Советских Социалистических республик (СССР)? Какие

республики стали его учредителями? В чём сталинский проект «автономизации»

отличался от ленинского плана «федерализации» на этапе обсуждения условий

создания союзного государства?

9. Что такое тоталитарный режим? Когда и при каких условиях он сформировался в

СССР?

10.Чем большевистская модернизация экономики в годы первых пятилеток отличалась

от западноевропейских моделей индустриализации? Назовите её достижения и

издержки.

11.Когда завершилась сплошная насильственная коллективизация крестьянских

хозяйств? С какой целью она проводилась и какими методами? К каким результатам

привела?

12.Какие политические процессы были организованы сталинским режимом в 1930-е-

1940- е годы. Что такое ГУЛАГ? Когда оно было образовано?

 

- Продолжить составление словаря понятий и определений, относящихся к

исторической науке, с регистрацией новых тематических терминов.

4. Ситуационные задачи для разбора на занятии:

4.1.- Прочитайте отрывок из выступления генерала П.Н. Врангеля: «Теперь о причинах наших бывших неудач. Причины эти чрезвычайно разнообразны. Резюмируя их, можно сказать, что стратегия была принесена в жертву политике, а политика никуда не годилась. Вместо того, чтобы объединить все силы, поставившие себе целью борьбу с большевизмом и коммуной, и проводить одну политику, «русскую», вне всяких партий, проводилась политика «добровольческая», какая-то частная политика, руководители которой видели во всём том, что не носило на себе печать «добровольцев», врагов России.

Дрались и с большевиками, дрались и с Украинцами, с Грузией и с Азербайджаном, и лишь немного не хватило, чтобы начать драться с казаками, которые составляли половину нашей армии… В итоге, провозгласив единую и неделимую Россию, пришли к тому, что разъединили все антибольшевистские русские силы и разделили всю Россию на целый ряд враждующих между собой образований.»

-Ответьте на вопросы: 1) Что вы знаете о бароне П.Н. Врангеле? О каких неудачах идёт речь в его высказывании? 2) Все ли причины поражения «белых сил» в гражданской войне были упомянуты в приведённом отрывке?

- Дополните этот список с составлением соответствующей таблицы преимуществ «красных».

 

С использованием учебных пособий и Интернета заполните таблицу «Основные политические партии предреволюционной России (1900-1917 гг.):

 

 

Название партии (дата образования) Лидеры политической партии Политическая программа Аграрная программа
       

 

4.3. - Укажите соответствия между датами и событиями первых лет Советской власти:

 

1) принятие Конституции РСФСР; 2) образование Всероссийской Чрезвычайной Комиссии (ВЧК); 3) введение продовольственной диктатуры; 4) заключение Брестского мира; 5) созыв Учредительного собрания.

А) декабрь 1917 г.; Б) июль 1918 г.; В) январь 1918 г.; Г) май 1918 г.; Д) март 1918 г.

-Подготовьте сообщение о разных оценках историков предложенного В.И. Лениным пути вывода России из Первой мировой войны.

Рекомендуемая литература:

Основная:

 

-Некрасова М.Б. Отечественная история. Учебник для ВУЗов. 2-е изд. М.:

Юрайт, 2010.

- Кузнецов И.Н. Отечественная история. Учебник для ВУЗов. М.: Издательский дом

«Дашков и К», 2010.

- История России. Учебник для вузов. Под ред. М.Н. Зуева и А.А. Чернобаева. М.:

«Высшая школа», 2009.

- Назырова Е.А. Практикум по Отечественной истории. М.: Инфра-М, 2010.

- Евсеенко В.И. Отечественная история. Учебно-методические рекомендации для

подготовки к семинарским занятиям. Киров: КГМА, 2007.

- Евсеенко В.И. Отечественная история. Учебно-методические рекомендации для

изучения курса студентами заочного отделения. Киров: КГМА, 2010.

Дополнительная:

- Пономарёв М.В. История России. Тематические тренировочные задания. – М.:

ЭКСМО, 2006.

- Хрестоматия по истории России: учебное пособие / авт. – сост. А.С. Орлов,

В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – Москва: Проспект, 2011.

- Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.:

«Университет», 2008.

 

Методические указания подготовлены доцентом кафедры гуманитарных наук КГМА,

к.и.н. Евсеенко В.И.

 

Методические указания утверждены на заседании кафедры, протокол №___ от «_______»________________2011 г.

 

Зав. кафедрой: ____________________к.ф.н., доцент Михайлов А.Е.

 

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

 

Кафедра гуманитарных наук

 

Методические указания для студентов1 курса

Специальности: «Лечебное дело»

к семинарскому занятию

по дисциплине «История Отечества»