ТЕМА № 7: Россия в XIX веке.


 

Цель занятия: Объяснить, почему XIX век называется веком революций, национализма и движения к индустриальному обществу. Показать общее и особенное России в следовании тенденциям мирового развития на данном этапе, в том числе в осуществлении промышленного переворота, проведении буржуазно-либеральных реформ и формировании гражданского общества. Обосновать связь зарождения либеральных и революционных движений в России с влиянием идей просветителей-энциклопедистов XVIII века и Великой Французской революции, с нарастанием социально-экономической напряжённости в стране.

Задачи:Подчеркнуть особое значение XIX века в истории российского общества. Обратить внимание участников практического занятия на завоевание Россией статуса великой мировой державы, на развёртывание в стране массовых оппозиционных самодержавию и крепостничеству общественно-политических течений и движений, на

запоздалый и непоследовательный, по сравнению с Западом, характер осуществления буржуазно-либеральных преобразований, развития капиталистических отношений.

Студент должен знать:

. до изучения темы:

- общеобразовательный набор предметной терминологии;

- начальные приёмы анализа исторической информации;

- общие представления о содержании понятий «промышленный переворот»,

«гражданское общество», «буржуазные политические права и свободы», «декабризм»,

«народничество», «социал-демократия», «консерватизм», «либерализм», «радикализм»;

-основные события отечественной и зарубежной истории, их хронологические рамки и

особенности, имёна и результаты деятельности наиболее значимых личностей в

рассматриваемый исторический период;

2. после изучения темы:

- определяющие черты и характерные отличия аграрных и индустриальных цивилизаций;

-основные тенденции развития и этапы становления индустриальных обществ в

Западной Европе, Америке и России, движущие силы реформационного процесса;

- причины запаздывающего прохождения феодально-крепостническими режимами пути

буржуазно-либеральных преобразований и промышленных революций;

- имена и деяния первых отечественных реформаторов и их противников, трудности,

противоречия и итоги их противоборства;

- этапы промышленного развития Российской империи и суть явления, получившего в

последнее трети XIX – начале XX вв. название «промышленный переворот»;

- общественно-политические взгляды крупнейших представителей идеологических

течений в России XIX века, истоки и результаты практического воплощения их идей;

- значение событий XIX в. для мировой и отечественной истории.

Студент должен уметь:

- объяснять смысл и значение применяемой в исторической науке терминологии;

- выбирать и использовать при оценке достоверности знаний о прошлом установленные

исторической наукой методы и принципы исследования информации;

- владеть навыками работы с историческими источниками;

- находить общее и особенное в усвоении Российской цивилизацией тенденций мирового

развития; объективно оценивать реформационные процессы;

- убедительно использовать полученные знания в устных выступлениях и диспутах на

исторические темы;

- объяснить, почему изучаемый период называется историками веком революций,

национализма и движения к индустриальному обществу.

- различать социальную базу общественно-политических течений и движений, оценивать

реалистичность их программ;

- сравнивать западнические и почвеннические проекты развития России.

Содержание занятия:

1. Вводный контроль:

- проведение фронтального опроса студентов с целью выявления степени усвоения

материала предшествовавшей лекции вузовского курса;

- заслушивание докладов и сообщений студентов, подготовленных по шестой теме

учебной программы, организация их обсуждения в группах.

2. Беседа по теме занятияс освещением следующих вопросов:

1. Кризис абсолютистских режимов и начало реформационного процесса в России в первой половине XIX века.

2. Общественно-политические течения и движения в России XIX века.

3. «Великие реформы» 60-х-70-х гг. XIX в.: успехи и противоречия либеральных преобразований.

4. Контрреформы 80-х-90-х гг. XIX в., усиление консерватизма.

 

3. Практическая работа:

- Найти ответы на поставленные по теме вопросы и сделать обобщающие выводы по

пройденному материалу:

 

1. Подтвердите примерами и фактами утверждение о том, что XIX век – это эпоха

революций, национализма и движения к индустриальному обществу.

2. Перечислите основные факторы, способствовавшие переходу западно-европейской цивилизации от аграрного к индустриальному обществу.

3. Какие основные тенденции характеризовали развитие всемирной истории в XIX веке? В каких социально-экономических и политических процессах Россия в этот период отставала от передовых стран Западного мира?

4. Что вы знаете о попытках буржуазного реформирования России в XIX веке? Каковы их итоги?

5. Какие мероприятия правительства Александра I можно оценить как начало либерализма и демократии в России?

6. Дайте характеристику российскому абсолютизму в Николаевскую эпоху.

7. Почему реформы Александра II середины XIX века называются буржуазно-либеральными?

8. В чём вы видите непоследовательность и незавершённость крестьянской реформы 1861 года? Можно ли её назвать буржуазной?

9. Почему российские реформы 60-х-70-х гг. XIX века называются буржуазно-либеральными? Какие заимствования у западноевропейской цивилизации осуществило российское общество в эту эпоху?

10. В чём заключалась политика «охранительных начал» и суть контрреформ Александра III в 80-х-90-х гг. XIX века ?

11. Что такое «промышленный переворот»? Когда он имел место в экономике российского государства и к каким результатам привёл?

12. Воспроизведите спектр общественно-политических движений, оформившихся в России в XIX веке. Какова их судьба?

13. Какие изменения в международном положении Российской империи наблюдались

на протяжении XIX века?

 

- Продолжить составление словаря понятий и определений, относящихся к

исторической науке, с регистрацией новых тематических терминов.

 

4. Ситуационные задачи для разбора на занятии:

 

4.1.Геополитической особенностью континентальной России была оторванность от морей и от мировых морских торговых путей. Уточните: какой вклад в решение этой проблемы внесли перечисленные ниже правители Российского государства?

1) Пётр I ; 2) Екатерина II ; 3) Александр I ; 4) Александр II

А) Утверждение на Каспийском море; Б) Регулирование отношений с соседями на Тихом океане; В) Прорубание окна в Европу на Балтике; Г) Прорыв на северные побережья Азовского и Чёрного морей.

ОТВЕТ: 1 – В; 2 – Г; 3 – А; 4 – Б

 

4.2. Дополнить таблицу: «Особенности модернизации на рубеже XIX – XX вв.» по предложенному образцу, имея в ввиду, что развитие русского капитализма второй половины XIX века характеризовалось рядом особенностей: сохранялась многоукладность промышленности; происходило её неравномерное размещение по территории страны и по отраслям; огромную роль в развитии экономики играло государство; фактором, ускоряющим развитие, было внедрение в отечественную экономику иностранного капитала; сельское хозяйство развивалось по экстенсивному пути; произошло завершение промышленного переворота за короткие сроки, и были созданы предпосылки к индустриализации.

 

Общие проблемы развития Страны «первого эшелона» модернизации (США, Англия, Франция) Россия и страны «второго эшелона» (Германия, Италия, Япония) Страны «третьего эшелона» (Китай, Латинская Америка)
Начало перехода к модернизации экономики Раннее   Позднее
Преобладающие факторы развития Внутренние   Внешние
Элементы традиционного общества Минимальны   Значительны
Путь перехода к модернизации Революционный   Смешанный
Наличие либеральных политических тенденций Высокоразвиты   Минимальны
Темпы модернизации Средние   Средние
Политическая и социальная стабильность Относительно высокая   Средняя
Характер развития Интенсивный, авангардный   Догоняющий
Роль государства в экономике Минимальна   Значительна
Качественные показатели социально-экономического развития Высокие   Низкие
Характер экономики Частно-капиталистический   Многоукладный

 

4.3. Установите соответствие между возникшими в XIX в. теориями и их отдельными положениями:

ТЕОРИИ:

А) теории славянофилов; Б) теория социал-демократов (большевиков);

В) теории западников; Г) теория «официальной народности»; Д) теория русского или крестьянского социализма революционных народников; Е) теории анархистов.

ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИЙ:

1) государство – это зло; русский народ готов к бунту; необходимость уничтожения государства и создания федерации самоуправляющихся общин;

2) «православие, самодержавие, народность» - формула стабильности русского общества;

3) пролетариат – гегемон социалистической революции;

4) русское общество, опираясь на крестьянскую общину, может миновать мучительную стадию развития капитализма;

5) критика реформ Петра I, необходимость отмены крепостного права, сохранения крестьянской общины, смягчения самодержавия;

6) критика крепостничества и самодержавия, выдвижение проектов по освобождению крестьян с землёй, отстаивание идеи ориентации России на западноевропейский путь развития.

 

ОТВЕТ: А – 4; Б – 3; В – 6; Г – 2; Д – 4; Е – 1.

Рекомендуемая литература:

Основная:

 

-Некрасова М.Б. Отечественная история. Учебник для ВУЗов. 2-е изд. М.:

Юрайт, 2010.

- Кузнецов И.Н. Отечественная история. Учебник для ВУЗов. М.: Издательский дом

«Дашков и К», 2010.

- История России. Учебник для вузов. Под ред. М.Н. Зуева и А.А. Чернобаева. М.:

«Высшая школа», 2009.

- Назырова Е.А. Практикум по Отечественной истории. М.: Инфра-М, 2010.

- Евсеенко В.И. Отечественная история. Учебно-методические рекомендации для

подготовки к семинарским занятиям. Киров: КГМА, 2007.

- Евсеенко В.И. Отечественная история. Учебно-методические рекомендации для

изучения курса студентами заочного отделения. Киров: КГМА, 2010.

Дополнительная:

- Пономарёв М.В. История России. Тематические тренировочные задания. – М.:

ЭКСМО, 2006.

- Хрестоматия по истории России: учебное пособие / авт. – сост. А.С. Орлов,

В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – Москва: Проспект, 2011.

- Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.:

«Университет», 2008.

 

Методические указания подготовлены доцентом кафедры гуманитарных наук КГМА,

к.и.н. Евсеенко В.И.

 

Методические указания утверждены на заседании кафедры, протокол №___ от «_______»________________2011 г.

 

Зав. кафедрой: ____________________к.ф.н., доцент Михайлов А.Е.

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

 

Кафедра гуманитарных наук

 

Методические указания для студентов1 курса

Специальности: «Лечебное дело»

к семинарскому занятию

по дисциплине «История Отечества»