ТЕМА № 7: Россия в XIX веке.
Цель занятия: Объяснить, почему XIX век называется веком революций, национализма и движения к индустриальному обществу. Показать общее и особенное России в следовании тенденциям мирового развития на данном этапе, в том числе в осуществлении промышленного переворота, проведении буржуазно-либеральных реформ и формировании гражданского общества. Обосновать связь зарождения либеральных и революционных движений в России с влиянием идей просветителей-энциклопедистов XVIII века и Великой Французской революции, с нарастанием социально-экономической напряжённости в стране.
Задачи:Подчеркнуть особое значение XIX века в истории российского общества. Обратить внимание участников практического занятия на завоевание Россией статуса великой мировой державы, на развёртывание в стране массовых оппозиционных самодержавию и крепостничеству общественно-политических течений и движений, на
запоздалый и непоследовательный, по сравнению с Западом, характер осуществления буржуазно-либеральных преобразований, развития капиталистических отношений.
Студент должен знать:
. до изучения темы:
- общеобразовательный набор предметной терминологии;
- начальные приёмы анализа исторической информации;
- общие представления о содержании понятий «промышленный переворот»,
«гражданское общество», «буржуазные политические права и свободы», «декабризм»,
«народничество», «социал-демократия», «консерватизм», «либерализм», «радикализм»;
-основные события отечественной и зарубежной истории, их хронологические рамки и
особенности, имёна и результаты деятельности наиболее значимых личностей в
рассматриваемый исторический период;
2. после изучения темы:
- определяющие черты и характерные отличия аграрных и индустриальных цивилизаций;
-основные тенденции развития и этапы становления индустриальных обществ в
Западной Европе, Америке и России, движущие силы реформационного процесса;
- причины запаздывающего прохождения феодально-крепостническими режимами пути
буржуазно-либеральных преобразований и промышленных революций;
- имена и деяния первых отечественных реформаторов и их противников, трудности,
противоречия и итоги их противоборства;
- этапы промышленного развития Российской империи и суть явления, получившего в
последнее трети XIX – начале XX вв. название «промышленный переворот»;
- общественно-политические взгляды крупнейших представителей идеологических
течений в России XIX века, истоки и результаты практического воплощения их идей;
- значение событий XIX в. для мировой и отечественной истории.
Студент должен уметь:
- объяснять смысл и значение применяемой в исторической науке терминологии;
- выбирать и использовать при оценке достоверности знаний о прошлом установленные
исторической наукой методы и принципы исследования информации;
- владеть навыками работы с историческими источниками;
- находить общее и особенное в усвоении Российской цивилизацией тенденций мирового
развития; объективно оценивать реформационные процессы;
- убедительно использовать полученные знания в устных выступлениях и диспутах на
исторические темы;
- объяснить, почему изучаемый период называется историками веком революций,
национализма и движения к индустриальному обществу.
- различать социальную базу общественно-политических течений и движений, оценивать
реалистичность их программ;
- сравнивать западнические и почвеннические проекты развития России.
Содержание занятия:
1. Вводный контроль:
- проведение фронтального опроса студентов с целью выявления степени усвоения
материала предшествовавшей лекции вузовского курса;
- заслушивание докладов и сообщений студентов, подготовленных по шестой теме
учебной программы, организация их обсуждения в группах.
2. Беседа по теме занятияс освещением следующих вопросов:
1. Кризис абсолютистских режимов и начало реформационного процесса в России в первой половине XIX века.
2. Общественно-политические течения и движения в России XIX века.
3. «Великие реформы» 60-х-70-х гг. XIX в.: успехи и противоречия либеральных преобразований.
4. Контрреформы 80-х-90-х гг. XIX в., усиление консерватизма.
3. Практическая работа:
- Найти ответы на поставленные по теме вопросы и сделать обобщающие выводы по
пройденному материалу:
1. Подтвердите примерами и фактами утверждение о том, что XIX век – это эпоха
революций, национализма и движения к индустриальному обществу.
2. Перечислите основные факторы, способствовавшие переходу западно-европейской цивилизации от аграрного к индустриальному обществу.
3. Какие основные тенденции характеризовали развитие всемирной истории в XIX веке? В каких социально-экономических и политических процессах Россия в этот период отставала от передовых стран Западного мира?
4. Что вы знаете о попытках буржуазного реформирования России в XIX веке? Каковы их итоги?
5. Какие мероприятия правительства Александра I можно оценить как начало либерализма и демократии в России?
6. Дайте характеристику российскому абсолютизму в Николаевскую эпоху.
7. Почему реформы Александра II середины XIX века называются буржуазно-либеральными?
8. В чём вы видите непоследовательность и незавершённость крестьянской реформы 1861 года? Можно ли её назвать буржуазной?
9. Почему российские реформы 60-х-70-х гг. XIX века называются буржуазно-либеральными? Какие заимствования у западноевропейской цивилизации осуществило российское общество в эту эпоху?
10. В чём заключалась политика «охранительных начал» и суть контрреформ Александра III в 80-х-90-х гг. XIX века ?
11. Что такое «промышленный переворот»? Когда он имел место в экономике российского государства и к каким результатам привёл?
12. Воспроизведите спектр общественно-политических движений, оформившихся в России в XIX веке. Какова их судьба?
13. Какие изменения в международном положении Российской империи наблюдались
на протяжении XIX века?
- Продолжить составление словаря понятий и определений, относящихся к
исторической науке, с регистрацией новых тематических терминов.
4. Ситуационные задачи для разбора на занятии:
4.1.Геополитической особенностью континентальной России была оторванность от морей и от мировых морских торговых путей. Уточните: какой вклад в решение этой проблемы внесли перечисленные ниже правители Российского государства?
1) Пётр I ; 2) Екатерина II ; 3) Александр I ; 4) Александр II
А) Утверждение на Каспийском море; Б) Регулирование отношений с соседями на Тихом океане; В) Прорубание окна в Европу на Балтике; Г) Прорыв на северные побережья Азовского и Чёрного морей.
ОТВЕТ: 1 – В; 2 – Г; 3 – А; 4 – Б
4.2. Дополнить таблицу: «Особенности модернизации на рубеже XIX – XX вв.» по предложенному образцу, имея в ввиду, что развитие русского капитализма второй половины XIX века характеризовалось рядом особенностей: сохранялась многоукладность промышленности; происходило её неравномерное размещение по территории страны и по отраслям; огромную роль в развитии экономики играло государство; фактором, ускоряющим развитие, было внедрение в отечественную экономику иностранного капитала; сельское хозяйство развивалось по экстенсивному пути; произошло завершение промышленного переворота за короткие сроки, и были созданы предпосылки к индустриализации.
Общие проблемы развития | Страны «первого эшелона» модернизации (США, Англия, Франция) | Россия и страны «второго эшелона» (Германия, Италия, Япония) | Страны «третьего эшелона» (Китай, Латинская Америка) |
Начало перехода к модернизации экономики | Раннее | Позднее | |
Преобладающие факторы развития | Внутренние | Внешние | |
Элементы традиционного общества | Минимальны | Значительны | |
Путь перехода к модернизации | Революционный | Смешанный | |
Наличие либеральных политических тенденций | Высокоразвиты | Минимальны | |
Темпы модернизации | Средние | Средние | |
Политическая и социальная стабильность | Относительно высокая | Средняя | |
Характер развития | Интенсивный, авангардный | Догоняющий | |
Роль государства в экономике | Минимальна | Значительна | |
Качественные показатели социально-экономического развития | Высокие | Низкие | |
Характер экономики | Частно-капиталистический | Многоукладный |
4.3. Установите соответствие между возникшими в XIX в. теориями и их отдельными положениями:
ТЕОРИИ:
А) теории славянофилов; Б) теория социал-демократов (большевиков);
В) теории западников; Г) теория «официальной народности»; Д) теория русского или крестьянского социализма революционных народников; Е) теории анархистов.
ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИЙ:
1) государство – это зло; русский народ готов к бунту; необходимость уничтожения государства и создания федерации самоуправляющихся общин;
2) «православие, самодержавие, народность» - формула стабильности русского общества;
3) пролетариат – гегемон социалистической революции;
4) русское общество, опираясь на крестьянскую общину, может миновать мучительную стадию развития капитализма;
5) критика реформ Петра I, необходимость отмены крепостного права, сохранения крестьянской общины, смягчения самодержавия;
6) критика крепостничества и самодержавия, выдвижение проектов по освобождению крестьян с землёй, отстаивание идеи ориентации России на западноевропейский путь развития.
ОТВЕТ: А – 4; Б – 3; В – 6; Г – 2; Д – 4; Е – 1.
Рекомендуемая литература:
Основная:
-Некрасова М.Б. Отечественная история. Учебник для ВУЗов. 2-е изд. М.:
Юрайт, 2010.
- Кузнецов И.Н. Отечественная история. Учебник для ВУЗов. М.: Издательский дом
«Дашков и К», 2010.
- История России. Учебник для вузов. Под ред. М.Н. Зуева и А.А. Чернобаева. М.:
«Высшая школа», 2009.
- Назырова Е.А. Практикум по Отечественной истории. М.: Инфра-М, 2010.
- Евсеенко В.И. Отечественная история. Учебно-методические рекомендации для
подготовки к семинарским занятиям. Киров: КГМА, 2007.
- Евсеенко В.И. Отечественная история. Учебно-методические рекомендации для
изучения курса студентами заочного отделения. Киров: КГМА, 2010.
Дополнительная:
- Пономарёв М.В. История России. Тематические тренировочные задания. – М.:
ЭКСМО, 2006.
- Хрестоматия по истории России: учебное пособие / авт. – сост. А.С. Орлов,
В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – Москва: Проспект, 2011.
- Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.:
«Университет», 2008.
Методические указания подготовлены доцентом кафедры гуманитарных наук КГМА,
к.и.н. Евсеенко В.И.
Методические указания утверждены на заседании кафедры, протокол №___ от «_______»________________2011 г.
Зав. кафедрой: ____________________к.ф.н., доцент Михайлов А.Е.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Кафедра гуманитарных наук
Методические указания для студентов1 курса
Специальности: «Лечебное дело»
к семинарскому занятию
по дисциплине «История Отечества»