Бюджеты, их значение в управленческом учете


Бюджет – это количественное выражение плана, средство контроля за его выполнением и метод регулирования. Основной бюджет предприятия охватывает производство, реализацию, распределение и финансирование.

Бюджетирование как метод управления за свой цикл выполняет функции планирования деятельности предприятия в целом и по его подразделениям; суммирования всех коллективных предложений; разработки проектов бюджетов; просчета вариантов плана; внесения коррективов; окончательного утверждения планов, проектирования коммуникационных обратных связей и учета меняющихся условий.

Полные бюджетные системы включают не только проектные, но и отчетные данные. Они используются в планировании, контроле, оценке результатов деятельности и совершенствовании процесса производства, калькулировании и оценке запасов. Бюджетирование, как и классификация затрат, отвечает различным целям управления.

Преимущества бюджетирования проявляются в принудительном краткосрочном и долгосрочном планировании ресурсов предприятия, поведения конкурентов и особенно текущего и проектируемого рыночного спроса продукции. По этим стратегическим аспектам разрабатываются планы и формируются бюджеты всех уровней и разной периодичности.

Бюджетные данные более достоверны для сравнения при оценке результатов деятельности, чем данные прошлых периодов.

Наибольшее внимание при разработке бюджетов уделяется прогнозированию выручки от реализации, прибыли. Следующий этап бюджетирования предназначен для разработки смет.

Смета затрат на материалы - производятся расчеты по каждому наименованию материалов, необходимых для производственной программы, с учетом изменения остатков на центральных складах.

Смета затрат на заработную плату основных производственных рабочих - руководитель цехов рассчитывают зарплату рабочего времени, которое необходимо для выполнения производственной программы.

Смета накладных производственных расходов составляется по отдельным статьям в отношении к прогнозируемому объему производства. При этом основанием является классификация затрат на регулируемые и нерегулируемые.

Смета цеховых затрат необходима для контроля управления затратами подразделения. В сметы цехов входят: смета по труду основных производственных рабочих, смета использования материала, смета накладных расходов.

Смета коммерческих расходов составляется по статьям затрат, сегментам рынка, группам покупателей и заказчиков.

Смета административно-управленческих расходов предназначена для контроля за данной группой затрат. Подавляющая часть этих затрат - постоянные издержки и потому для прогнозирования прибыли важно выделить в качестве самостоятельной сметы, за исполнение которой несет ответственность администрация.

Кассовая консолидированная смета имеет целью обеспечение достаточной кассовой наличности на любой момент, соответствующий уровню производственных операций в системе бюджетирования. Кассовые консолидированные сметы составляют понедельно, помесячно, поквартально. Смета содержит следующие показатели: начальное сальдо, поступления от дебиторов и авансы от покупателей и заказчиков, платежи на приобретение материалов, платежи по зарплате, платежи в бюджет и внебюджетные фонды, другие расходы, конечное сальдо.

Заключительный этап разработки основного бюджета, кроме консолидированной кассовой сметы, включает составление отчета о прибылях и убытках, или обобщенной сметы. Она содержит такие показатели как: выручка от реализации продукции, запасы материалов на начало материалов, закупки материалов, запасы материалов на конец периода, стоимость потребленных материалов, зарплата основных производственных рабочих, накладные производственные расходы, совокупные производственные расходы, запасы готовой продукции на начало и конец отчетного периода, себестоимость реализованной продукции, коммерческие и административные расходы, планируемая прибыль от производства. Обобщенная смета характеризует планируемую рентабельность производства на определенный период.

Процесс бюджетирования этим не заканчивается, т.к. он является постоянным, динамичным процессом и реализуется посредством составления гибких смет.