ТЕМА № 5: Россия в XVII веке.
Цель занятия:Дать характеристику развития западной и восточной цивилизаций в переходный период от Средневековья к Новому времени, от феодализма к капитализму. Показать влияние на становление капиталистических отношений в Европе двух духовных революций: Возрождения и Реформации. Сравнить участие в этом процессе абсолютных монархий западноевропейских стран и восточных деспотий. Обратить внимание слушателей на особый путь выхода из Средневековья российской цивилизации. Определить последствия церковной реформы XVII века. Расшифровать значение понятия «Смутное время», подвести итоги завершения средневекового периода в отечественной истории. Рассмотреть наиболее значительные события «Бунташного века» и дать им оценку, обратить внимание на подвиги крестьянина Ивана Сусанина, патриарха Гермогена, мещанина Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского в освободительной борьбе против иностранных интервентов.
Задачи:Сравнить процессы перехода от Средневековья к Новому времени в Западной Европе и в России, выявить в них общее и особенное. Рассмотреть обстоятельства восхождения на Московский престол династии Романовых и деятельность первых её представителей. Отметить разную направленность, но общие последствия проведения опричнины и церковной реформы XYII века – усиление единоличной светской власти. Показать отличия российского самодержавно-государственно-крепостнического феодализма от западноевропейского образца.
Студент должен знать:
1. до изучения темы:
- общеобразовательный набор предметной терминологии, сущность таких явлений как
эпоха Возрождения и Реформация;
- начальные приёмы анализа исторической информации;
- отличие Средневековья от Нового времени в исторической хронологии, феодализма от
капитализма;
-основные события отечественной и зарубежной истории, их хронологические рамки и
особенности, имёна и результаты деятельности наиболее значимых личностей в
рассматриваемый исторический период;
2. после изучения темы:
- смысл теоретической концепции «Москва – III Рим» и её влияние на внешнюю
политику Российского государства;
- условия формирования абсолютизма и развития капиталистических отношений в
Европе в период позднего Средневековья;
- проблематику оценки исторической роли абсолютизма;
- этапы эволюции московской государственности от сословно-представительной
монархии при Михаиле Романове к абсолютизму Петра I;
- обстоятельства смены династий на российском престоле;
- события «Смутного времени», «Бунташного века» в целом и имена его главных
действующих лиц, предысторию установленного в 2005 г. праздника – «Дня народного
единства» - 4 ноября;
- содержание «Соборного уложения» и дату установления крепостного права в России;
- причины, содержание и последствия проведённой в XVII веке «церковной реформы»;
- внешнеполитическое положение России в рассматриваемый период.
Студент должен уметь:
- объяснять смысл и значение применяемой в исторической науке терминологии;
- выбирать и использовать при оценке достоверности знаний о прошлом установленные
исторической наукой методы и принципы исследования информации;
- владеть навыками работы с историческими источниками;
- с научных позиций, компетентно вести полемику по поводу сравнения понятий
западного абсолютизма, восточного деспотизма и российского самодержавия,
объективно-исторического значения абсолютной монархии при переходе от
феодализма к капитализму;
- ориентироваться в сложных событиях «Смутного времени» и «Бунташного века» и в
степени объективности их оценок разными историческими школами;
- разбираться в эволюции взаимоотношений государства и церкви на разных этапах
отечественной истории;
- профессионально комментировать содержание памятников русского права.
Содержание занятия:
1. Вводный контроль:
- проведение фронтального опроса студентов с целью выявления степени усвоения
материала предшествовавшей лекции вузовского курса;
- заслушивание докладов и сообщений студентов, подготовленных по четвёртой теме
учебной программы, организация их обсуждения в группах.
2. Беседа по теме занятияс освещением следующих вопросов:
1. XVI – XVII века в мировой истории: переход от Средневековья к Новому времени.
2. «Смутное время» и его этапы.
3. Церковный раскол и его последствия.
4. Российское государство при первых Романовых. Особенности социально-
экономического и политического развития России в середине и второй половине
XVII века.
3. Практическая работа:
- Найти ответы на поставленные по теме вопросы и сделать обобщающие выводы по
пройденному материалу:
1. Перечислите основные факторы, способствовавшие переходу западноевропейской цивилизации от аграрного к индустриальному обществу.
2. Чем отличались абсолютные монархии западноевропейских стран от режимов восточных деспотий? Дайте определения этим понятиям.
3. Что вы знаете о таких явлениях в истории западной цивилизации как «Ренессанс» («Возрождение») и «Реформация»? Какую роль они сыграли в переходе от феодализма к капитализму?
4. Дайте характеристику развитию Московского государства и феодального строя в XVI-XVII вв. В чём заключалась особенность выхода из Средневековья российской цивилизации? В чём состояли отличия российского самодержавно-государственно-крепостнического феодализма от западноевропейского типа в XVI-XVII веках?
5. Что вы знаете о Люблинской Унии и Речи Посполитой? Какое отношение имеют эти термины к истории русского народа?
6. Когда и при каких обстоятельствах произошла смена династий на российском престоле (Рюриковичей на Романовых)? Какой период русской истории называется «Смутным временем» и почему?
7. Каких самозванцев «Смутного времени» вы знаете? Почему их так называют?
8. Какие подвиги были совершены Иваном Сусаниным, патриархом Гермогеном, Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским в рассматриваемый период отечественной истории?
9. Какой документ, по мнению большинства историков, установил в России крепостное право?
10. В чём суть разногласий протопопа Аввакума и патриарха Никона в богослужебных вопросах? Какую роль сыграл церковный раскол XYII века во взаимоотношениях светской и духовной властей, в политико-экономической и социокультурной жизни России?
11. Почему XVII век историки называют «бунташным»? Какие предпосылки для преобразований Петра I были созданы его предшественниками из династии Романовых?
12. Какие внешнеполитические задачи решали Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович и Фёдор Алексеевич Романовы?
13. Что такое «местничество», когда оно было отменено и кем? Какое это имело значение для формирования административно-управленческого аппарата?
- Продолжить составление словаря понятий и определений, относящихся к
исторической науке, с регистрацией новых тематических терминов.
4. Ситуационные задачи для разбора на занятии:
4.1. -Прочитайте отрывок из послания старца Филофея дьяку великого князя Василия III: «…Так знай, боголюбец и христолюбец, что все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, и это – российское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвёртому не бывать».
- Ответьте на вопросы:
1. О чём говорит в своём послании Филофей и кто он такой?
2. Какая политическая теория сложилась на основании данного документа? Объясните причину её создания.
3. В каких ещё концепциях и теориях на протяжении истории России говорится об особой миссии Русского государства в мире? Подведите итоги попыток их реализации.
ОТВЕТ: «Москва – III Рим», «Москва – Новый Иерусалим», «Святая Русь»,
«Москва – основательница III –го Коммунистического Интернационала».
4.2. Во второй половине XVII века в политическом строе России стала отчётливо проявляться тенденция к установлению абсолютистской монархии. Из предложенного ниже набора исторических событий необходимо выбрать мероприятия, свидетельствовавшие о справедливости данного утверждения:
1) оформление Василием Шуйским «крестоцеловальной записи»;
2) принятие Соборного Уложения;
3) проведение патриархом Никоном церковной реформы;
4) создание Алексеем Михайловичем Приказа тайных дел;
5) отмена Фёдором Алексеевичем местничества;
6) сформирование народным ополчением временного правительства «Совета всея
земли»;
7) выделение из состава Боярской думы Ближней думы и Расправной палаты;
8) созыв земского собора для принятия решения о воссоединении Украины с Россией.
ОТВЕТ: 2, 4, 5, 7 пункты.
4.3. Пользуясь учебным пособием, составьте график мероприятий, способствовавших усилению крепостной зависимости крестьян в России в промежуток времени от Судебника Ивана III до Cоборного Уложения Алексея Михайловича. Найдите в хрестоматии оригинальный текст Уложения и на его основании рассмотрите точку зрения А. Соложеницина, утверждавшего, что не этот документ поставил последнюю точку в установление крепостного права.
4.4.. Проведение тестового текущего контроля для проверки степени усвоения студентами пройденного материала (выполнение тестовых заданий в письменном или электронном вариантах).
Рекомендуемая литература:
Основная:
-Некрасова М.Б. Отечественная история. Учебник для ВУЗов. 2-е изд. М.:
Юрайт, 2010.
- Кузнецов И.Н. Отечественная история. Учебник для ВУЗов. М.: Издательский дом
«Дашков и К», 2010.
- История России. Учебник для вузов. Под ред. М.Н. Зуева и А.А. Чернобаева. М.:
«Высшая школа», 2009.
- Назырова Е.А. Практикум по Отечественной истории. М.: Инфра-М, 2010.
- Евсеенко В.И. Отечественная история. Учебно-методические рекомендации для
подготовки к семинарским занятиям. Киров: КГМА, 2007.
- Евсеенко В.И. Отечественная история. Учебно-методические рекомендации для
изучения курса студентами заочного отделения. Киров: КГМА, 2010.
Дополнительная:
- Пономарёв М.В. История России. Тематические тренировочные задания. – М.:
ЭКСМО, 2006.
- Хрестоматия по истории России: учебное пособие / авт. – сост. А.С. Орлов,
В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – Москва: Проспект, 2011.
- Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.:
«Университет», 2008.
Методические указания подготовлены доцентом кафедры гуманитарных наук КГМА,
к.и.н. Евсеенко В.И.
Методические указания утверждены на заседании кафедры, протокол №___ от «_______»________________2011 г.
Зав. кафедрой: ____________________к.ф.н., доцент Михайлов А.Е.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Кафедра гуманитарных наук
Методические указания для студентов1 курса
Специальности: «Лечебное дело»
к семинарскому занятию
по дисциплине «История Отечества»