ТЕМА № 10: СССР, Запад и мир в 20-е-40-е годы ХХ века.
ЦЕЛЬ:Дать характеристику международным отношениям и оценку внешней политике Сталинского руководства в предвоенные годы.Объяснить причины развязывания Второй мировой войны и тяжёлых поражений Красной Армии в начальный период Великой Отечественной войны. Показать источники, основные этапы и цену победы, подвести её военно-политические итоги. Представить особенности развития Советского общества в первые послевоенные годы – в период «позднего сталинизма».
ВРЕМЯ ЛЕКЦИИ: 2 часа для программы очного обучения и 1 час для программы
очно-заочного обучения.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Международное положение и внешняя политика СССР в 20-е – 40-е гг. ХХ в.
2. Советское государство и общество в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн. Роль СССР в победе над фашизмом. Цена победы.
3. Новая геополитическая ситуация в мире в 1945-1953 гг. Холодная война как форма международного противостояния. Создание мировой системы социализма.
4. Советское общество в условиях послевоенной разрухи. Восстановление экономики в годы 4-й и 5-й пятилеток, дебольшевизация и депролетаризация страны. Апогей сталинизма.
ВЫВОДЫ:
1. Международная обстановка в период между двумя мировыми войнами характеризовалась унижением побеждённых стран, появлением новых границ и государств, созданием мандатной системы колониализма, наступлением всеобщего экономического кризиса, выход из которого разные государства искали в неолиберальных или фашистских моделях развития. Целями внешней политики СССР в 1922-1941 гг. являлись борьба за дипломатическое признание и поиск своего места в системе международной безопасности. Версальско-Вашингтонская система международных отношений, установленная победителями в первой мировой войне, не признала Советское государство, организовала интервенцию после подписания Брестского мира и до 1934 г. отказывалась принимать СССР в Лигу наций.
2. В 1929-1933 гг. экономику Запада охватил самый крупный разрушительный кризис в истории капитализма. Среди моделей и систем, разработанных для его преодоления, наибольшую известность приобрели неолиберальный «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта в США и экспансионистская политика национал-социалистической партии Германии.
Мировые экономические кризисы 20-х-30-х гг. XX века ускорили нарастание реваншистских настроений, обострение военно-политического противостояния между победителями и побеждёнными в первой мировой войне. Приход к власти в Германии, Италии и Японии фашистских режимов, стремившихся к установлению «нового порядка» на планете, и попустительство их агрессивным акциям со стороны правящих кругов англо-франко-американского лагеря явились главными причинами развязывания второй мировой войны.
3. Антифашистская коалиция в составе 26-ти стран оформилась в Вашингтоне 1 января 1942 г. подписанием Декларации Объединённых наций, в основу которой была положена Атлантическая хартия. К 1943 г. к ней присоединились ещё 6 государств, а в 1945 г. в число противников фашизма записалось свыше 50 стран. Союзники с 1942 г. вели боевые действия в Африке, на Гавайских островах, Филиппинах, в Италии, 6 июня 1944 г. открыли второй фронт во Франции, с 1941 по 1944 гг.. осуществили поставки в СССР продовольствия, сырья, техники и вооружения по «ленд-лизу» на сумму 11 млрд. долл. Вопросы стратегического сотрудничества решались на международных конференциях с участием руководителей СССР, США и Великобритании (Тегеранской, Ялтинской и Потсдамской).
4. Победа СССР в Великой Отечественной войне предопределила итог Второй мировой войны. Она была достигнута тяжёлой ценой, благодаря боевому и трудовому подвигу многонационального советского народа, мобилизации всех его материальных и духовных ресурсов, тесного взаимодействия усилий фронта и тыла. Общие человеческие потери составили 27 млн. жизней, материальный ущерб оценён в 679 млрд. руб. (в сумме, превысившей в 5,5 раза национальный доход СССР в 1940 г.).
5. Вторая мировая война, завершившаяся 2 сентября 1945 г. капитуляцией Японии, в корне изменила международную обстановку. Антигитлеровская коалиция распалась, мир разделился на два враждующих лагеря: социалистический (во главе с СССР) и капиталистический (во главе с США), между которыми началась «холодная война». Возникла угроза ядерной войны между блоками. В результате развала колониальной системы появились «страны третьего мира» – бывшие колонии, не входившие ни в капиталистический, ни в социалистический лагерь.
6. Западная Европа, благодаря реализации плана Маршалла, использования достижений научно-технической революции и преимуществ системной интеграции, сумела восстановить и усилить свои экономические позиции. Во второй половине ХХ века в европейских странах наблюдалось падение последних авторитарных режимов. Созданное в 1957 году Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) в 1995 году превратилось в Европейский союз (ЕС). Внешняя политика Советского Союза в послевоенный период выступала важным фактором международного развития, обеспечивала сохранение двухполюсного (биполярного) мира, способствовала ликвидации колониальной системы и победе национально-освободительных революций на разных континентах. Североатлантическому пакту НАТО противостояла Организация Варшавского договора (ОВД).
7. В период позднего сталинизма (1945-1953 гг.) происходило, с одной стороны, восстановление разрушенного войной хозяйства старыми административно-командными методами, а с другой – делались попытки осуществить постепенный переход от диктатуры пролетариата к общенародному государству, медленную дебольшевизацию и депролетаризацию страны. Апогей сталинизма сопровождался новой волной политических репрессий.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ СТУДЕНТОВ:
1. Какую внешнюю политику проводило сталинское руководство в 20-40- гг. XX века?
2. В чём выражался кризис западной цивилизации в 20-е-30-е гг. XX века?
3. Из каких двух главных частей складывался неолиберальный курс политики Ф.Д. Рузвельта в начале 30-х гг.? Кто был автором экономической системы его реформ?
4. Что такое фашизм? Какие его идеи были реализованы в нацистской Германии? Составьте таблицу с описанием общих и особенных черт коммунизма и нацизма.
5. Укажите хронологические рамки второй мировой и Великой Отечественной войн.
6. Какие отношения существовали между Советским Союзом и Германией перед Второй мировой войной?
7. Перечислите мероприятия Советского правительства по организации отпора фашистской агрессии.
8. Назовите причины поражений Красной армии в первые месяцы Великой Отечественной войны.
9. Составьте хронологическую таблицу военных операций Советской Армии с указанием отличившихся военачальников.
10. Что вы знаете о подвигах работников тыла в годы войны?
11. Какую роль сыграла в ходе второй мировой войны антигитлеровская коалиция?
Что такое «ленд-лиз»7
12. Подведите итоги Второй мировой войны и определите вклад нашей страны в достижение победы.
13. Какие политические и социально-экономические изменения произошли в послевоенном мире? Что такое «холодная война»? Как долго она продолжалась?
10. Что вы знаете об интеграционных процессах, происходивших в Европе после
окончания второй мировой войны? Приведите примеры создания международных
организаций?
11. Дайте характеристику развития советского общества в первые послевоенные годы.
Какие политические репрессивные процессы этого периода вы знаете?
ЛИТЕРАТУРА:
-Некрасова М.Б. Отечественная история. Учебник для ВУЗов. 2-е изд. М.:
Юрайт, 2010.
- Кузнецов И.Н. Отечественная история. Учебник для ВУЗов. М.: Издательский дом
«Дашков и К», 2010.
- История России. Учебник для вузов. Под ред. М.Н. Зуева и А.А. Чернобаева. М.:
«Высшая школа», 2009.
- Назырова Е.А. Практикум по Отечественной истории. М.: Инфра-М, 2010.
- Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.:
«Университет», 2008.
- Евсеенко В.И. Отечественная история. Учебно-методические рекомендации для
подготовки к семинарским занятиям. Киров: КГМА, 2007.
- Евсеенко В.И. Отечественная история. Учебно-методические рекомендации для
изучения курса студентами заочного отделения. Киров: КГМА, 2010.
ЛЕКЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА: Евсеенко В.И., к. и. н, доцентом кафедры гуманитарных наук
Методическая разработка утверждена на заседании кафедры, протокол №___ от
«_______»________________2011 г.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Кировская государственная медицинская академия»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Кафедра гуманитарных наук
Зав. кафедрой: ____________________к.ф.н., доцент Михайлов А.Е.
ЛЕКЦИЯ (методическая разработка)
для студентов I курса
специальности: «Лечебное дело»
по дисциплине «История Отечества»