Российская модель.


Западноевропейская модель.

Главная задача – социальная ориентация рынка.

Особенности: закон против произвольного повышения цен; создание системы эффективной занятости, включающей в себя переподготовку кадров, регулирование рабочих мест, освобождение от налогообложения малообеспеченных слоев населения, развитие социальных программ. У французов – высокая культура взаимодействий, гуманность организационной культуры. У немцев – рационализм, пунктуальность, разумная концепция комфортного благосостояния для всех.

Главная задача – построение принципиально новой системы хозяйственного управления.

Особенности: развитие в теории социальной инженерии как науки о совместной деятельности людей; наличие множества издержек на практике – авторитаризма руководителей, преобладание линейно-функциональных структур, управление на уровне «здравого смысла», непонимание сути бизнеса, неготовность к изменениям и самоизменениям; несовершенство законодательного регулирования рынка; отсутствие образованных менеджеров.

3. Цель менеджмента – повседневная забота о повышении результативности и эффективности работы предприятия. Результативность – следствие правильного выполнения функций работающих.

Эффективность – создание правильных вещей. Эффективность можно выразить количественно и оценить, таким образом, производительность.

Производительность труда – это отношение количества единиц на выходе к количеству единиц на входе. Чем более эффективна организация, тем выше ее производительность. Важнейшим признаком производительности является также качество.

Задачи: повышение прибыльности, снижение издержек, элиминирование (исключение рисков).

Уровни управления:

- верхний (президенты, вице-президенты),

- средний (возглавляют отделы, службы),

- нижний (должностные лица).

Функции, выполняемый менеджментом этих уровней одинаковы (анализ, планирование, организация, регуляция, контроль), но разница в том, какое значение каждой из функции менеджеры разных уровней придают. Т.Парсонс рассматривает три категории менеджеров (технический уровень – заняты в реализации действий, управленческий уровень – заняты координацией действий, институциональный уровень – заняты в стратегическом планировании действий)

Философия менеджмента базируется на философии власти и древнейших представлениях о политике.

Принципы (правила) менеджмента:

- принципы Г.Эмерсона: представителя школы научного управления – отчетливо поставленные цели; здравый смысл; компетентная консультация; дисциплина; справедливое отношение к персоналу; быстрый, надежный, полный и постоянный учет; диспетчирование; нормы и расписание; нормализация условий; нормирование операций; стандартные и письменные инструкции; вознаграждение за производительность;

- принципы администрирования по А.Файолю: разделения труда, полномочия и ответственности, дисциплины, единоначалия, единства руководства, подчинения личных интересов общим, вознаграждения труда, централизации, иерархии, порядка, справедливости, устойчивости персонала, инициативы, корпоративного духа;

- принципы Г.Форда: вертикальное управление комплексом предприятий; массовое производство, обеспечивающее меньшую стоимость изделий; лучшее удовлетворение массового спроса и большая прибыль; развитая стандартизация; четкое разделение труда при конвейерной организации производства; постоянное совершенствование управления;

- принципы бизнеса: единоначалия, мотивации, лидерства, научности, ответственности, правильного подбора и расстановки кадров, экономичности, обеспечения обратной связи;

- гуманистические принципы управления: лояльность к работающим, ответственность, вертикальной и горизонтальной коммуникации, атмосферы, установления долевого участия в прибыли, своевременная реакция на изменения, этика, честность и доверие к людям, видение перспективы;

- принцип «хамелеона» (приспособления);

- принцип комплексности и цикличности выполнения функций;

- разделения управления по уровням;

- повышение эффективности.

Объект менеджмента. Инновации – производство – рынок – финансы – информация – снабжение и сбыт – кадры.

Методы менеджмента. За всю историю человечество выработало только три инструмента управления – воздействия на людей – это иерархия, культура, рынок.

Поэтому методами стандартного управления являются:

- организационные (проектирование, ориентация, регламентация, нормирование, расстановка, документирование);

- административные (распорядительство, наказание, поощрения);

- экономические (постановка общих целей, создание условия для самостоятельной деятельности, формирование системы экономических стимулов);

- социально-психологические (формирование благоприятного морально-психологического климата, развитие индивидуальных способностей работников).