ТЕМА № 7: Россия в XIX веке.


 

ЦЕЛЬ: Объяснить, почему XIX век называется веком революций, национализма и движения к индустриальному обществу. Показать общее и особенное России в следовании тенденциям мирового развития на данном этапе, в том числе в осуществлении промышленного переворота, проведении буржуазно-либеральных реформ и формировании гражданского общества. Обосновать связь зарождения либеральных и революционных движений в России с влиянием идей просветителей-энциклопедистов XVIII века и Великой Французской революции, с нарастанием социально-экономической напряжённости в стране.

ВРЕМЯ ЛЕКЦИИ:2 часа для программы очного обучения и 1 час для программы очно-

заочного обучения.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

 

1. Кризис абсолютистских режимов и начало реформационного процесса в России в первой половине XIX века.

2. Общественно-политические течения и движения в России XIX века.

3. «Великие реформы» 60-х-70-х гг. XIX в.: успехи и противоречия либеральных преобразований.

4. Контрреформы 80-х-90-х гг. XIX в., усиление консерватизма.

 

ВЫВОДЫ:

1. В эпоху Нового времени европейская цивилизация совершила переход от аграрного традиционного общества к индустриальному инновационному благодаря буржуазным промышленным революциям, социальным движениям и бурному развитию науки. Пионером в этом движении к прогрессу, наставницей народов и мастерской мира стала Англия.

.2. XIX век в истории Европы и США характеризуется учёными как время окончательного приобретения западной цивилизацией признака техногенности, как завершающий этап формирования индустриального общества. Сопровождавшие развитие капитализма классово-образующие процессы вызвали обострение социальной борьбы, серию буржуазных революций и выступлений рабочего класса. Огромную роль в разрушении остатков феодализма, в буржуазных политических преобразованиях сыграли наполеоновские войны, которые одновременно запустили процесс национально-государственной самоидентификации европейских народов. К концу века в мире, вследствие неравномерности капиталистического развития разных стран, происходят изменения в расстановке сил: прежних лидеров –Англию и Францию – оттесняют с ведущих позиций сделавшие рывок в модернизации США, Германия и Япония. Они заявляют свои претензии на свою долю колоний, на передел рынков сбыта товаров и сфер приложения капиталов. Создаются предпосылки для Первой мировой войны.

3. По сравнению с Европой строительство в России буржуазного либерального общества в XIX веке происходило медленно, противоречиво и непоследовательно. Промышленный переворот начался только в 1830-1840-х гг.и принёс ощутимые результаты только в последней трети XIX – начале XX годов. Отмена крепостного права произошла с опозданием в 1861 г. по реформе «сверху», а не в результате буржуазной революции. Великие реформы 60-х-70-х гг. XIX века, предусматривавшие заимствование Россией некоторых ценностей западной цивилизации, оказались свёрнутыми в 80-х-90-х гг. Политические права и свободы были провозглашены только в манифесте Николая II в 1905 г.

4. XIX век в России стал временем бурного роста революционного движения, которое прошло эволюцию от тайной деятельности небольшой группы прогрессивных дворян-декабристов до массового участия в борьбе трудящихся слоёв населения и имело следующие этапы: дворянский, разночинский и пролетарский.

5. Внешнеполитические успехи России в XVIII – первой половине XIX вв.: возвращение в состав империи исконных восточнославянских земель, выход к Балтийскому и Чёрному морям, победа в составе международной коалиции над Наполеоновской Францией, хозяйственное освоение Сибири и географические открытия на берегах Тихого океана и в Антарктиде возвели её в статус «Великой державы». В этом ранге в 1815 г. она возглавила «Священный союз» монархов Европы, который превратился в оплот европейской реакции, подавлявшей все свободолюбивые движения народов и стремившейся к сохранению феодального абсолютизма. Поражение России в Крымской войне 1853-1856 гг. подорвало её престиж на международной арене, обнаружило полное банкротство правительственной системы и заставило русское самодержавие встать на путь неотложных буржуазно-либеральных социальных, экономических и политических реформ.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ СТУДЕНТОВ:

1. Подтвердите примерами и фактами утверждение о том, что XIX век – это эпоха революций, национализма и движения к индустриальному обществу.

2. Перечислите основные факторы, способствовавшие переходу западно-европейской цивилизации от аграрного к индустриальному обществу.

3. Что вы знаете о попытках буржуазного реформирования России в XIX веке? Каковы их итоги?

4. Какие мероприятия правительства Александра I можно оценить как начало либерализма и демократии в России?

5. Почему реформы Александра II середины XIX века называются буржуазно-либеральными?

6. В чём заключалась политика «охранительных начал» и суть контрреформ Александра III в 80-х-90-х гг. XIX века ?

7. Что такое «промышленный переворот»? Когда он имел место в экономике российского государства и к каким результатам привёл?

8. Воспроизведите спектр общественно-политических движений, оформившихся в России в XIX веке. Какова их судьба?

9. Какие изменения в международном положении Российской империи наблюдались

на протяжении XIX века.

 

ЛИТЕРАТУРА:

-Некрасова М.Б. Отечественная история. Учебник для ВУЗов. 2-е изд. М.:

Юрайт, 2010.

- Кузнецов И.Н. Отечественная история. Учебник для ВУЗов. М.: Издательский дом

«Дашков и К», 2010.

- История России. Учебник для вузов. Под ред. М.Н. Зуева и А.А. Чернобаева. М.:

«Высшая школа», 2009.

- Назырова Е.А. Практикум по Отечественной истории. М.: Инфра-М, 2010.

- Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.:

«Университет», 2008.

- Евсеенко В.И. Отечественная история. Учебно-методические рекомендации для

подготовки к семинарским занятиям. Киров: КГМА, 2007.

- Евсеенко В.И. Отечественная история. Учебно-методические рекомендации для

изучения курса студентами заочного отделения. Киров: КГМА, 2010.

ЛЕКЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА: Евсеенко В.И., к. и. н, доцентом кафедры гуманитарных наук

Методическая разработка утверждена на заседании кафедры, протокол №___ от

«_______»________________2011 г.

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Кировская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

 

Кафедра гуманитарных наук

 

Зав. кафедрой: ____________________к.ф.н., доцент Михайлов А.Е.

 

ЛЕКЦИЯ (методическая разработка)

 

для студентов I курса

специальности: «Лечебное дело»

по дисциплине «История Отечества»