ИСТОРИЯ РОССИИ 27 страница


Эти договоры явились основой для поворота от конфронтации к разрядке в отношениях Восток – Запад.

Кульминацией процесса разрядки международной напряженности стало подписание 1 августа 1975 г. в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе главами 33 европейских государств, США и Канады. В нем декларировались принципы взаимоотношений стран – участниц совещания: суверенное равенство стран-участниц; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость послевоенных границ; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод. Главный итог Совещания по безопасности и сотрудничеству заключался в том, что были окончательно признаны границы в Европе, сложившиеся после Второй мировой войны.

Период разрядки международной напряженности оказался недолгим. Причины краха разрядки – это диаметрально противоположное понимание причин и перспектив разрядки и вытекающие отсюда попытки использовать ее для изменения в свою пользу соотношения сил в мире. СССР с 1976 г. вслед за начавшейся на Западе кампанией в защиту прав человека стал размещать ядерные ракеты средней дальности (РСД) на территории ГДР и Чехословакии. Стратегический баланс сил между Востоком и Западом изменился в пользу СССР. Нарастало противостояние СССР и США в региональных конфликтах. В 1979 г. ввод советских войск в Афганистан окончательно перечеркнул процесс разрядки.

Отношения с социалистическими странами.

В странах Восточной Европы назревали кризисные явления в экономической и политической жизни. Советская тоталитарная модель переставала работать.

В декабре 1967 г. произошла смена руководства компартии Чехословакии, лидером которой стал Александр Дубчек. В апреле 1968 г. была принята программа действий нового руководства, реализация которой получила название «пражской весны» (обновление социализма): последовательная экономическая реформа; всесторонняя демократизация общества; использование рыночного механизма; самоуправление предприятий; альтернативность выборов; право на широкую и объективную информацию.

Реакция советского руководства на «Пражскую весну» заключалась в том, что поиски обновления социализма в Чехословакии были объявлены антисоциалистическими. В августе 1968 г. в Чехословакию введены войска СССР, Польши, ГДР, Венгрии и Болгарии.

Пражские события усилили раскол среди стран социализма. Китай, Румыния, Югославия еще больше отдалились от СССР. В августе 1968 г. из организации Варшавского Договора вышла Албания.

В этих условиях появилась «доктрина Брежнева» – доктрина «ограниченного суверенитета» социалистических стран: советская модель общественного развития раз и навсегда задана; сохранение целостности социалистического лагеря, вмешательство в дела социалистических стран вплоть до оказания вооруженной помощи просоветским силам. Была подписана серия межгосударственных договоров и соглашений, а также создано 30 межгосударственных учреждений с целью значительного ограничения суверенитета стран Восточной Европы.

Ситуация в соцстранах продолжала выходить из-под полного контроля советского руководства. В конце 1960-х гг. обострились отношения с Китаем. Начались вооруженные провокации на границе с Китаем. 1980 г. – массовые выступления рабочих в Польше, вплоть до вооруженного сопротивления властям. Образован в Польше независимый профсоюз «Солидарность» – первая в социалистической стране массовая общественно-политическая сила, ставшая реальной альтернативой власти (лидер - электрик Л. Валенса). В 1981 г. введено в Польше военное положение. Действия «Солидарности» привели в конечном итоге к падению коммунистического режима, а Л.Валенса стал первым в послевоенной истории президентом Польши, избранным демократическим путем.

Региональные конфликты. Руководство СССР и США стремилось ослабить прямое военное противостояние и перенести центр тяжести конфронтации в различные регионы. Территории стран Латинской Америки, Азии, Африки, становились полигонами для проверки эффективности советского и американского оружия, правильности планов и разработок их военного командования. Со второй половины 60-х гг. СССР начал активно вмешиваться практически во все региональные конфликты.

Крупнейшей военной авантюрой брежневского руководства явилась война в Афганистане. По приказу высшего руководства СССР на территорию суверенного государства Афганистан 25 декабря 1979 г. вступил «ограниченный контингент» советских войск для поддержки в этой пограничной стране просоветских сил. Решение было принято келейно, лишь несколькими членами советского руководства во главе с Л.И. Брежневы. Интервенция в Афганистан, задуманная как кратковременная операция, затянулась на десятилетие, а «ограниченный контингент» советских войск, прошедших через «Афган», в целом составил более 600 тыс. человек. Погибло около 14 тыс. советских людей и ранено 35 тыс. Братская помощь афганскому народу обошлась советским людям потерями десятков миллиардов рублей. Был значительно подорван авторитет СССР в мире.

Таким образом, внешняя политика СССР в 1965–1985 гг. прошла непростой путь: от жесткой конфронтации с Западом (во второй половине 60-х гг.) к разрядке международной напряженности (70-е гг.) и от нее – к новому обострению международных отношений (в конце 70-х – начале 80-х гг.), поставившему человечество на грань новой мировой войны. Главной причиной этого явились не только взаимное недоверие между Востоком и Западом, продолжение гонки вооружений, но и крайняя идеологизация внешней политики.


Лекция 18. Россия в эпоху социально-экономических и политических преобразований конца XX - начала XXI вв.

ПЛАН

1. Геополитические последствия распада СССР. Становление новой российской государственности.

2. Основные тенденции и противоречия социально-экономического развития России в постсоветский период.

3. Основные направления внешнеполитической деятельности России на рубеже XX-XXI вв.

Проблемы постсоветской России вызывают неподдельный интерес, как у профессионалов-обществоведов, так и у публицистов. Литература, появившаяся за последнее время, позволяет анализировать историю современной России во всех ее аспектах.

Всю литературу по уровню и форме обобщения информации можно разделить на три группы.

К первой группе относятся комплексные исследования, посвященные как самой проблематике в целом, так и ее составным элементам. Здесь необходимо выделить труды таких отечественных историков, как А.С. Барсенков и А.И. Вдовин, А.П. Деревянко и Н.А. Шабельникова, В.В. Согрин, коллективные труды под руководством А.Н. Сахарова, В.В. Шелохаева и др.

Вторая группа включает публикации политических лидеров и деятелей, как мемуарного, так и исследовательского плана. Данная группа источников отражает точку зрения определенных слоев общества на развитие страны, на деятельность органов государственной власти (список литературы приведен в конце текста). Сюда же относятся выступления, статьи, интервью в СМИ депутатов и лидеров депутатских фракций и групп.

Третью группу составляют материалы из периодических изданий, таких, как «Парламентская газета», «Российская газета», «Известия», «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Независимая газета», «Сегодня», «Московский комсомолец», «Финансовые известия» и др.

1. Геополитические последствия распада СССР. Становление новой российской государственности

С начала 80-х гг. ХХ в. в стране начинают проявляться признаки системного кризиса общественного строя. В сфере экономики кризисные явления были вызваны диспропорцией в развитии различных отраслей экономики, слабым внедрением достижений НТП, неэффективностью капиталовложений, зависимостью от мировых цен на энергоносители и западных технологических поставок.

В сфере политики к проявлениям кризиса можно отнести практику межведомственной борьбы за власть и ее распределение между различными структурами (партийные органы, КГБ, армейское руководство, ВПК, руководители союзных республик), усиливающуюся внешнеполитическую изоляцию страны, а также враждебное отношение капиталистических стран к СССР и их подрывную деятельность против Советского Союза.

Социальные предпосылки системного кризиса выражались в нарушении принципа социального равенства, отсутствии стимула в производстве, уравнительном характере в оплате труда, нехватке товаров повседневного потребления.

Предпринятые попытки реформирования советского общества не увенчались успехом и привели к усилению негативных тенденций во всех сферах общественной жизни. Следствием неудач в сфере экономических преобразований стало нарастание социальной напряженности, которая была вызвана, прежде всего, разочарованием людей в выбранном курсе, намечающимся расслоением общества на богатых и бедных. С каждым годом ситуация на потребительском рынке ухудшалась, платежеспособность народных масс падала.

В конце 1980-х гг. события в стране развивались стремительно. Уже в 1989 г. возникло несколько политических партий разной направленности, выступавших против всевластия КПСС. В 1989 г. часть депутатов создала Межрегиональную группу во главе с Б. Ельциным, которая выступила с программой радикальных реформ (рынок, демократия, отказ КПСС от монополии на власть и др.). В 1990 г. под мощным общественным давлением Пленум ЦК КПСС предложил снять из Конституции СССР 6-ю статью о руководящей и направляющей роли партии. Между тем внутри КПСС наметился раскол на консервативное и реформаторское крыло. Ценой невероятных усилий раскола удалось избежать, но начался массовый отток из рядов КПСС.

Резко обострились отношения центра и союзных республик. В 1990—1991 гг. состоялся так называемый «парад суверенитетов», когда все союзные республики объявили себя суверенными государствами. М. Горбачев пытался действовать силой (события в Тбилиси, Баку, Вильнюсе и др.), но остановить процесс уже не мог. В 1991 г. состоялись выборы Президента России. Им стал Б. Ельцин. Проведенный в марте 1991 г. всенародный референдум показал, что большинство граждан выступают за сохранение СССР. Летом 1991 г. был подготовлен договор о реформе федеративного государства, расширении полномочий республик. Его подписание давало шанс на сохранение единства страны.

В 1989-1990 гг. фактически рухнула мировая система социализма. Революции в странах Центральной и Юго-Восточной Европы привели к победе сил, ориентировавшихся на страны Запада. В 1990 г. произошло объединение Германии. В следующем году были распущены СЭВ и ОВД.

Резко ухудшалось положение в экономике. Реформы приводили не к росту, а к снижению производства. Программа «500 дней», подготовленная либеральными экономистами и поддержанная руководством РСФСР, летом 1990 г. по существу была отвергнута. Трудности в снабжении населения продовольствием и товарами первой необходимости настолько обострились, что правительство пошло на введение их нормированного распределения по карточкам, ширилось забастовочное движение.

В этих условиях, силы, заинтересованные в сохранении СССР, предприняли попытку отстранить М. Горбачева, избранного в 1990 г. Съездом народных депутатов Президентом СССР, от власти и не допустить подписания нового союзного договора.

19 августа 1991 г., в отсутствии в Москве М. Горбачева, было объявлено о переходе власти Государственному комитету по чрезвычайному положению (вице-президент Г. Янаев, премьер-министр В. Павлов, председатель КГБ В. Крючков, министр обороны Д. Язов, министр внутренних дел Б. Пуго и др.) и в Москву введена бронетехника. Центром сопротивления режиму ГКЧП стали президент, правительство и парламент РСФСР. 21 августа попытка ГКЧП сохранить единое союзное государство провалилась. Августовские события 1991 г. означали завершения периода «перестройки», полной дискредитации КПСС. С крахом КПСС распался и СССР, поскольку государство держалось именно на власти коммунистической партии. Большинство республик отказались от дальнейшей работы над союзным договором.

В декабре 1991 г. президенты России, Украины и Белоруссии (Б. Ельцин, Л. Кравчук, С. Шушкевич), проигнорировав волеизъявление народа (мартовский референдум 1991 г. о сохранении СССР), подписали в Беловежской Пуще заявление о прекращении действия Союзного договора 1922 г. и о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 21 декабря состоялась алма-атинская встреча лидеров 9 республик, где была принята Декларация об окончательном прекращении существования СССР. После этих событий 25 декабря 1991 г. президент СССР М. Горбачев заявил о своем уходе в отставку.

Распад СССР стал возможен в условиях экономического кризиса, резкого ослабления власти, реальным носителем которой долгие годы была КПСС, стремления национальных элит к независимости. Безусловно, страна нуждалась в реформах, но отсутствовали и глубинные системные причины, указывающие на невозможность реформирования этой системы. К сожалению, в стране не было политических сил, кроме ГКЧП, заинтересованных в сохранении СССР.

Последствия распада СССР:

1. Политические: распад СССР привел к исчезновению с геополитической карты мира самого крупного и одного из могущественных государств и к образованию на его месте новых независимых государств.

2. Внутриполитические: Россия столкнулась с сепаратизмом своих национальных республик. Их законодательство часто противоречило федеральному. Долгое время они рассматривали себя как самостоятельные субъекты международного права.

3. Экономические: вновь образованные государства длительное время, а некоторые и до сих пор, столкнулись с колоссальными экономическими трудностями, поскольку все отрасли их экономики были ориентированы на СССР. В новых же рыночных условиях их продукция, не всегда высокого качества, оказалась не востребованной, прежде всего в странах Запада, куда они все так стремились.

4. Международные: Россия как правопреемник СССР потеряла свой международный авторитет. Во многом с ней перестали считаться, в том числе и республики бывшего СССР. Яркими примерами тому являются нарушения прав русскоязычного населения на территории Украины (Крым), в странах Прибалтики, позиция Грузии и т.д.

5. Международно-экономические: Россия признала себя правопреемником СССР, в связи с этим на нее пришлась большая доля как собственности СССР за рубежом, так и долгов СССР.

6. Социальные: следствием распада СССР стали катастрофическое падение уровня жизни населения, падение нравов и культуры, стремительный рост алкоголизма и наркомании, засилье религиозных сект, подавляющие волю и разум людей, превращая их в запрограммированных «зомби», социальная апатия, разочарование и усталость от проводимых социальных экспериментов. Более 25 млн. русскоязычного населения после развала Союза остались за пределами исторической родины – России. Появились очаги обострения межнациональных отношений (Приднестровье, Карабах, Абхазия, Южная Осетия и др.).

7. Культурные: культурные ценности, которые раньше были достоянием всего советского народа, оказались разбросанными по всему пространству бывшего СССР, что в свою очередь оказало влияние на культуру каждой из республик, объединенных до этого в единый Союз. Единая советская культура канула в небытие. Многие деятели советского искусства оказались невостребованными в своих национальных республиках.

Следствием крупнейшей геополитической катастрофы ХХ в. стало появление на карте мира нового государственного образования – России, независимость которой была провозглашена Декларацией от 12 июня 1990 г. на I съезде народных депутатов РСФСР. Российские органы власти начали борьбу с союзными властными структурами. Противостояние двух центров власти персонифицировалось в борьбе двух президентов – избранного 15 марта 1990 г. на союзном съезде народных депутатов Президента СССР М. Горбачева и избранного 12 июня 1991 г. всенародным голосованием Президента России Б. Ельцина. С осени 1991 г. Конституция и законы РСФСР, съезд народных депутатов и Верховный Совет РСФСР, президент РСФСР получили полное верховенство на территории России.

Как и в начале XX в. новая российская государственность рождалась в атмосфере хаоса и безвластия. Содержание и последовательность экономических и политических реформ диктовалась кризисным состоянием общества, а не субъективным выбором тех или иных политических лидеров. Вопрос о цели трансформации российского общества не мог быть сразу гласно поставлен осенью-зимой 1991 г. ни властными структурами, ни средствами массовой информации. Президент Б. Ельцин ни в одном из своих программных выступлений 1991–1992 гг. не говорил о них. Вопрос, куда должна идти Россия, чтобы не утратить свои государственные и международные позиции, фактически был оставлен без ответа.

Судьба российской государственности в 1991–1993 гг. во многом определялась противостоянием республиканских региональных властей и федеральной власти. Причины, приведшие к распаду СССР, сказались на нарастании центробежных, сепаратистских тенденций внутри России. Угроза распада России нарастала в течение всего 1992 г. К лету этого года десятки субъектов Федерации – Татарстан, Башкортостан, Якутия (Саха), Удмуртия, Новосибирская и Тюменская области задерживали или вообще прекратили отчисление налогов в федеральный бюджет. Претензии республик и других национальных образований в России на особый статус, а тем более выход из нее, грозили полным распадом страны и междоусобицей. В этих условиях правительство Российской Федерации проводило непоследовательную национально-государственную политику. Незаконные вооруженные формирования Д. Дудаева, разогнавшие в сентябре 1991 г. Верховный Совет Чечено-Ингушской автономии и демонстративно объявившие об отделении Чечни от России, не были разоружены, что впоследствии обернулось тяжелым кризисом в этом регионе.

Первым серьезным шагом на пути сохранения единства России стал Федеративный договор, над которым работа началась еще в 1990 году. Подписанный 31 марта 1992 г. большинством субъектов Федерации, за исключением Татарстана и Чечни, Федеративный договор разграничил в общих чертах полномочия общефедеральных органов и органов субъектов Федерации.

Законодательное оформление новой российской государственности в первые годы реформ было серьезно осложнено противостоянием внутри самой власти, между двумя ее ветвями – законодательной и исполнительной. Разочарование ходом реформ в большей части общества, экономические трудности лишили реформаторские силы поддержки многих слоев общества. Правительство постепенно лишалось «кредита доверия», стал расти авторитет оппозиционных сил. В 1992–1993 гг. в центре политической жизни России был конфликт между исполнительной (президент России) и представительной (Съезд народных депутатов - Верховный Совет) властями, т.к. между ними отсутствовало разделение полномочий. Он отразил два подхода к будущему развитию страны: либерально-демократического и державно-коммунистического.

В апреле 1992 г. на VI Съезде народных депутатов РФ сложился оппозиционный блок «Российское единство», который объединил противников правительственного курса реформ. Сторонниками блока постепенно стала большая часть депутатов. В декабре 1992 г. на VII Съезде народных депутатов РФ президент РФ Б. Ельцин предложил провести референдум о доверии президенту и Съезду народных депутатов. В результате упорной борьбы между двумя ветвями власти решено было провести референдум 25 апреля 1993 г. В референдуме приняли участи более 69 млн. чел. (64 % от общего числа граждан), в целом граждане России поддержали президента Б. Ельцина и проводимые им реформы. Но формула подсчета голосов позволила оппозиции продолжать борьбу против реформ. Часть оппозиции перешла к насильственным действиям. В результате столкновений демонстрантов с милицейскими силами во время первомайского праздника 1993 г. получили ранения несколько сот человек и погиб один работник милиции. Складывающаяся обстановка приобретала все более опасный характер.

Осенью 1993 г противостояние властей особенно усилилось. К этому времени президентом и его советниками был подготовлен проект новой Конституции РФ, который предоставлял президенту все более широкие права. Парламент стал откладывать принятие новой конституции.

21 сентября 1993 г. Б.Н. Ельцин объявил о роспуске представительных органов власти - Верховного Совета РФ и Съезда народных депутатов и на 12 декабря 1993 г. были назначены выборы нового парламента.

Безусловно, это был антиконституционный шаг со стороны президента. Часть депутатов отказалась признать законность действий президента и заявила об отстранении его от власти. К присяге был приведен новый президент – А. Руцкой, до того момента занимавший пост вице-президента РФ. Было сформировано параллельное правительство и выпущено обращение «К народу», в котором отмечалось, что проводимые реформы исполнительной власти «ведут к развалу экономики, науки, образования, здравоохранения, культуры, армии, к всеобщему обнищанию народа и началу вымирания россиян, к невиданному разгулу преступности». Указ президента расценивался как «государственный переворот». Также в ответ на антиконституционный акт президента в Москве силами оппозиции были организованы демонстрации, в ряде мест возведены баррикады (2-3 октября). Была предпринята неудавшаяся попытка штурма мэрии и Останкинского телецентра.

В попытке изменить курс социально-экономических реформ участвовали несколько десятков ты­сяч человек. В столице было объявлено чрезвычайное положение, в город введены войска. Белый дом, где находился Верховный Совет, был блокирован армейскими частями. Президент принял решение о насильственном разгроме Верховного Совета. Армия выступила на стороне президента. 4 октября после огня из танковых орудий Белый дом был взят, а его защитники арестованы. Среди них были убитые и раненые. События октября 1993 г. различные слои общества восприняли по-разному, но это были трагические страницы посткоммунистической российской истории.

Вне зависимости от правовых и иных оценок действий сторон октябрьский кризис окончательно разрушил систему Советов и Советской власти, начался новый, постсоветский этап в развитии российской государственности.

12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации. Она получила поддержку населения страны при низком кворуме и предельно допустимом числе голосов, поданных «за» (28 % избирателей, что почти на 22 % меньше принятых цивилизационных норм для утверждения конституционных правил в обществе посредством референдума).

Новая Конституция провозгласила Россию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Главой государства являлся избираемый всенародным голосованием президент. В состав РФ входили 21 республика и 6 краев, 1 автономная область и 10 автономных округов, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) и 49 областей. Были определены принципы построения высших органов государственной власти и управления. Законодательно закреплялась двухпалатная структура Федерального собрания – постоянно действующего законодательного органа РФ. К ведению высших органов власти России были отнесены: принятие законов и контроль за их исполнением, управление федеральной государственной собственностью, основы ценовой политики, федеральный бюджет. Им также принадлежало решение вопросов внешней политики и международных отношений, объявление войны, заключение мира. Подчеркивалась самостоятельность органов трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной. Законодательно закреплялись политическая многопартийность, право свободы труда и право частной собственности.

Таким образом, новая политическая власть, установившаяся в результате событий 21 сентября - 4 октября 1993 г. получила формальное одобрение на свое существование 30 млн. российских граждан из 106 и 72 регионов из 89.

В декабре 1993 г. состоялись и выборы в но­вый орган государственной власти – Федеральное собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. В канун выборов возникли несколько политических блоков и коалиций. Широкую известность приобрели блоки «Выбор России» и «Явлинский, Болдырев, Лукин» («ЯБЛоко»), Российское движение демократических реформ, предвыборное объединение «Отечество». Большинство объединений и партий выступали за многообразие форм собственности, усиление социальной защиты населения, за единство и целостность России. Однако в вопросах национально-государственного строительства их позиции основательно расходились. Блок «ЯБЛоко» отстаивал идею конституционной федерации, КПРФ – восстановление на новой основе союзного государства, ЛДПР – возрождение российского государства в рамках до 1917 г.

В результате проведенных на многопартийной основе выборов в парламент вошли представители 8 партий. Наибольшее число мест по­лучили «Выбор России», ЛДПР, Аграрная партия и КПРФ.

Первым председателем Совета Федерации стал В.Шумейко. Государственную Думу возглавил И.Рыбкин. С первых дней работы Государственной Думы в ее составе возникли несколько партийных фракции, наиболее многочисленной среди которых являлась фракция «Выбор России» (председатель Е. Гайдар).

Центральное место в работе Государственной Думы I созыва заняли вопросы экономической и национальной политики, социального обеспечения и международных отношений. В течение 1993-1995 гг. депутаты приняли свыше 320 законов, подавляющая часть которых была подписана президентом. Среди них – законы о правительстве и конституционной системе, о новых формах собственности, о крестьянском и фермерском хозяйстве, об акционерных обществах, о свободных экономических зонах.

На выборы в Государственную Думу 1995 г. общественные объединения и партии шли с четкими требованиями в экономической, полити­ческой областях. Центральное место в предвыборной платформе КПРФ (председатель ЦК КПРФ - Г. Зюганов) занимали требования восстановления в России мирным путем советского строя, прекращения процесса разгосударствления и национализации средств производства. КПРФ выступала за расторжение внешнеполитических договоров, кото­рые «ущемляли» интересы страны.

Сформировавшиеся накануне выборов Всероссийское общественно-политическое движение «Наш дом – Россия» объединило представите­лей исполнительных структур власти, хозяйственных и предпринима­тельских слоев. Главную экономическую задачу участники движения видели в формировании смешанной экономической системы на принци­пах, присущих рыночной экономике. Роль государства должна была заключаться в создании благоприятных условий для развития мелкого и среднего предпринимательства, деловой активности населения.

В состав Государственной Думы II созыва было избрано 450 депутатов. Подавляю­щую их часть составляли работники законодательных и исполнительных органов власти, многие из них являлись членами предыдущего депутатского корпуса. 36 % общего числа мест в Думе получила КПРФ, 12 % - «Наш дом – Россия», 11 % - ЛДПР, 10 % - блок Г. Явлинского («ЯБЛоко»), 17 % - независимые и 14 % — другие избирательные объединения.

Состав Государственной Думы предопределил острый характер межпартийной борьбы по всем рассматриваемым в ней внутриполитическим вопросам. Основная борьба развернулась между сторонниками избранного пути экономического и политического реформирования и оппозицией, в ря­дах которой находились фракции КПРФ, ЛДПР и блок Г. Явлинского. Особую остроту и драматичность событиям придавала нестабильность внутриполитической жизни, вызываемая, в частности, напряженностью в межнациональных отношениях. Один из очагов межнациональных кон­фликтов находился на Северном Кавказе. Лишь при помощи россий­ской армии удалось прекратить возникшие из-за территориальных спо­ров вооруженные столкновения между ингушами и осетинами. В 1992 г. состоялось разделение на две самостоятельные республики Чечено-Ингушетии. Развитие сепаратистского движения в Чечне привело к рас­колу в руководстве республики и вооруженным конфликтам сепарати­стов с официальной властью. В декабре 1994 г. на территориюЧечни были введены вооруженные силы России. Это положило начало чеченской войне. Подписанное в ноябре 1996 г. между российским и чеченским руководством соглаше­ние о мире предусматривало вывод федеральных вооруженных сил из Чечни и проведение в республике президентских выборов.

Важным этапом политической и экономической жизни России стали думские выборы декабря 1999 г. и президентские выборы 2000 года. За несколько часов до наступления нового 2000 г. президент Б. Ельцин неожиданно заявил о досрочном (за полтора года до формального срока) завершении своих полномочий и назначении В. Путина исполняющим обязанности президента на период до новых выборов. Первый президент РФ оставил неоднозначное наследство, которое еще предстоит оценить историкам. Важно, что, являясь «продуктом» советской эпохи, Б. Ельцин дал возможность появиться людям новой России. За десять лет его правления страна стала другой. За минувшее десятилетие в России произошла полномасштабная социальная революция. Радикально изменилась система политических институтов и экономических отношений.

Новый президент РФ В. Путин пришел к власти, минуя сложный и длительный период политической борьбы. Если первоначально политика В. Путина сочетала новые идеи и наработками и заблуждениями предыдущего режима, то постепенно он начал по ряду направлений ревизию ельцинского наследия. В. Путин провозгласил главной задачей объединение общества и укрепление российской государственности. Политика президента В. Путина и правительства в первые годы нового XXI века была нацелена на обеспечение благоприятных условий для дальнейшего продвижения российского общества по пути реформ, его включения в мировое хозяйство, на создание предпосылок устойчивого, а не восстановительного роста.