ИСТОРИЯ РОССИИ 7 страница


Обретение независимости позволило московскому государю проводить достаточно активную внешнюю политику. В разное время Иван III вполне успешно воевал с Литвой, Ливонским орденом и Швецией; против Литвы и хана Ахмата был заключен союз с Крымским ханством. В этот же период были налажены дипломатические связи с рядом европейских государств (с Данией, Венгрией, Священной Римской империей и итальянскими государствами). Все свидетельствовало о том, что на рубеже XV–XVI вв. молодое Русское государство было уже равноправным субъектом международных отношений.

В результате успехов в деле объединения русских земель, освобождения от ордынской зависимости и активной внешней политики авторитет власти великого князя московского существенно возрос, что отразилось на его титуловании. Приблизительно после 1485 г. Иван III формально принял титул «государь всея Руси». Периодически он также использовал титулы «царь» и «самодержец». (Следует подчеркнуть, что до этого на Руси называли царями только византийских императоров и монгольских ханов). Особую роль в повышении престижа власти Ивана III сыграла его женитьба в 1472 г. на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог. Под ее влиянием при московском дворе зарождается пышный церемониал по византийскому образцу, а в качестве государственного герба был принят двуглавый орел.

Идеологическим обоснованием возросшего статуса московского правителя должны были служить новые политические теории. В «Сказании о князьях Владимирских» доказывалось происхождение рода Рюриковичей от древнеримского императора Августа. К этому же времени относится появление теории «Москва – третий Рим» псковского монаха Филофея. В формуле «два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать» была выражена всемирно-историческая роль московских правителей как главных защитников православного мира. Первый Рим пал, погубленный католичеством, второй Рим (Константинополь) за грехи был завоеван в 1453 г. турками-османами, третий Рим (Москва) будет непоколебимой твердыней православия. Тем самым обосновывалось историческое значение столицы Русского государства – Москвы как всемирного политического и церковного центра.

Таким образом, к началу XVI в. завершился процесс объединения земель Северо-Восточной и Северо-Западной Руси в одно политическое целое. Молодое Российское государство стало одним из крупнейших в Европе. Общие итоги процесса централизации сводятся к следующим моментам:

− с ликвидацией раздробленности прекратились усобицы внутри страны;

− были созданы благоприятные условия для развития хозяйства;

− создание единого государства привело к свержению ордынского ига и развитию национального самосознания русского народа;

− вырос международный авторитет Российского государства;

− исторические особенности формирования Российского государства привели в конечном итоге к складыванию деспотизма как формы политического правления и крепостничества как основы экономики.


Лекция 5. Российское государство в XVI в. Иван IV Грозный

ПЛАН

1. Социально-экономическое развитие страны.

2. Начало правления Ивана IV. Реформы «Избранной Рады».

3. Политика опричнины и ее последствия.

4. Внешняя политика.

В современной историографии XVI столетие обычно рассматривается как период, когда определился особый путь социально-экономического и политического развития Российского государства. До этого Русские земли в целом развивались в общеевропейском контексте. После освобождения от ордынской зависимости стали определяться специфические черты общественного и государственного строя, отличающие Россию от стран Европы, – самодержавие и система крепостного права (А.А. Горский).

Первая треть XVI в., совпадающая со временем правления Василия III (1505–1533 гг.), характеризуется большинством историков как важная веха в развитии и укреплении единого централизованного государства, время устойчивого экономического роста и внешнеполитической стабильности. Несколько противоречиво оценивается историками личность самого великого князя Василия III. Одни считают его осторожным и умным политиком (А.А. Зимин). Другие характеризуют его как «бледную тень» Ивана III, слабого правителя, не обладающего и десятой долей талантов отца (Д.М. Володихин).

Центральное место в истории России XVI в. занимает эпоха Ивана IV Грозного (1533–1584 гг.). До сих пор, как среди историков-профессионалов, так и в обществе не прекращаются споры по поводу содержания реформ «Избранной Рады», политики опричнины, итогов правления Ивана IV в целом. Крайне неоднозначно и полярно оценивается личность самого царя. Одни видят в нем кровавого тирана, принесшего неисчислимые бедствия, другие – мудрого правителя, ставшего жертвой заговоров недоброжелателей. Больше всего у исследователей вызывает недоумение политика опричнины, ее суть, содержание и последствия. Н.М. Карамзин, не находя никакого рационального объяснения террору, видел в опричнине проявление психического заболевания царя. Другой дореволюционный историк, С.М. Соловьев, понимал опричнину как борьбу и утверждение новых государственных начал против старых родовых. Не одобряя массовый террор Ивана Грозного, С.М. Соловьев, тем не менее, придавал опричнине закономерный и прогрессивный характер. Выдающийся историк конца XIX – начала XX в., С.Ф. Платонов разработал концепцию об антибоярской направленности опричнины, что это была борьба прогрессивного дворянства во главе с царем с реакционным боярством, стоявшим на пути окончательной централизации страны. Эта точка зрения надолго утвердилась в историографии. Эту концепцию поддерживали и развивали такие видные историки, как М.Н. Покровский, С.В. Бахрушин, В.К. Корецкий, Р.Г. Скрынников и многие другие. Такая трактовка опричнины была аргументировано опровергнута исследованиями С.Б. Веселовского, А.А. Зимина и В.Б. Кобрина. Они доказали, что, во-первых, боярство не находилось в оппозиции централизаторским силам, во-вторых, от репрессий страдали не только бояре, но все слои общества. Современные историки рассматривают опричнину как политику форсированного завершения централизации, проводимую в формах, которые нельзя считать прогрессивными. Практически все историки видят в опричнине один их главных факторов, вызвавших Смуту начала XVII в.

Правлению царя Федора Ивановича (1584–1598 гг.) в историографии традиционно не уделялось достаточно внимания. Полтора десятилетия его царствования обычно рассматривались как своего рода передышка между взбалмошным правлением Ивана IV и Смутой. Самого царя Федора обычно характеризовали как человека болезненного, неспособного к самостоятельному правлению и даже слабоумного. Эта точка зрения до сих пор широко распространена в литературе. Однако современные исследователи (Л.Е. Морозова, Д.М. Володихин) убедительно опровергают такой взгляд на Федора Ивановича, доказывая, что это был вполне адекватный правитель, отличавшийся искренней набожностью и скромностью. В отличие от своего отца и многих других российских правителей Федор наиболее всего соответствовал идеалу русского православного царя.

1. Социально-экономическое развитие страны

К 20-м гг. XVI в. в результате централизаторской политики великих князей московских Ивана III и Василия III завершился процесс объединения русских земель в единое государство. Россия являлась крупнейшим государством Европы с площадью территории около 2,5 млн. кв. км в середине XVI в. К концу столетия территория страны увеличилась почти в два раза за счет присоединения Казанского, Астраханского, Сибирского ханств и ряда других земель. Основной административно-территориальной единицей в России в XVI в. становится уезд, делившийся в свою очередь на волости и станы. Очень немногочисленные уделы как пережиток предшествующей эпохи сохраняются только за некоторыми представителями великокняжеской фамилии (последний удел был ликвидирован в ходе опричной политики в 1569 г.). Вся полнота власти на местах до середины 1550-х гг. принадлежала назначаемым из центра наместникам-кормленщикам. В 1555–1556 гг. в результате земской реформы управление во многих районах страны стало функционировать на принципах местного самоуправления.

В первой половине XVI в. население страны стабильно росло – с 5,6 млн. человек в 1500 г. до 6,5 млн. человек в 1550 г. При этом естественный прирост населения составлял в целом 15 % даже с учетом потерь в результате войн и набегов. Во второй половине XVI в. по подсчетам специалистов темпы естественного прироста снизились до 5 % в результате опричной политики Ивана IV, изнурительной Ливонской войны, неурожаев, голодных лет и ряда других факторов. Таким образом, в 1600 г. население Российского государства насчитывало уже около 7 млн. человек.

В середине XVI в. городское население составляло около 5 % от остальной части населения. Всего в России насчитывалось приблизительно 220 городов, крупнейшим из которых была Москва с населением около 100 тыс. человек. Население остальных городов России колебалось в основном в пределах от 3 тыс. до 8 тыс. человек в среднем.

В первой половине столетия в городах стабильно развивались ремесло и торговля. В XVI в. наметился существенный рост крупнооптовой заграничной торговли, который, правда, сдерживался отсутствием у России полноценных выходов к Балтийскому и Черному морям. Основание в 1584 г. Архангельского порта на Белом море решало проблему лишь частично. Важным центром торговли со странами Востока со второй половины XVI в. стала Астрахань.

Ведущей отраслью экономики являлось сельское хозяйство, в котором было занято свыше 90 % населения. Главным занятием было земледелие, сохранявшее традиционный натуральный уклад. Основной формой землепользования становилась трехпольная система. При этом подсечное земледелие все более вытеснялось в северные районы страны. Принципиальных изменений в технике сельскохозяйственного труда не наблюдалось, хотя исследователи отмечают некоторое усовершенствование традиционной сохи (появление сохи-косули, близкой по своим характеристикам к плугу). Повышение производительности труда в сельском хозяйстве происходило в основном путем увеличения пахотных территорий как за счет вновь присоединяемых территорий, так и в результате так называемой внутренней колонизации. По мнению большинства историков, наличие обширных слабозаселенных территорий во многом предопределило экстенсивный характер развития сельского хозяйства России. Эта тенденция оставалась доминирующей на протяжении многих веков российской истории.

Крестьяне составляли основную массу населения страны. По своему социальному статусу они делились на владельческих (зависимых от владевших вотчинами и поместьями бояр и дворян), монастырских (принадлежавших церкви) и черносошных (государственных). Первую половину XVI в. некоторые исследователи характеризуют как «золотой век» русского земледельца. Это связано с относительно благополучными условиями для развития крестьянских хозяйств и улучшением социального и правового статусов основной части земледельцев. В этот период государственные налоги и повинности в пользу феодала составляли в общей сложности около 30 % от продукта производимого средним крестьянским хозяйством. Относительно небольшая фискальная нагрузка позволяла крестьянам не только удовлетворять собственные потребности в пище, одежде и жилище, но и развивать свои хозяйства.

Заметной тенденцией стал процесс превращения черносошных крестьян во владельческих. Происходило это за счет передачи государством «черных» земель в поместные владения. В результате такой политики уже ко второй половине столетия черносошные крестьяне фактически исчезли в центральных уездах страны. Более или менее значительные «анклавы» расселения государственных крестьян сохранились только на окраинах (Поморский Север, Поволжье, позднее Сибирь). В связи с относительно малоплодородными почвами в этих районах раздавать здесь земли в поместья было экономически невыгодно.

Правовое положение крестьян в первой половине XVI в. определялось нормами Судебника 1497 г., согласно которому русский земледелец являлся полноправным субъектом правоотношений. Это выражалось, например, в том, что крестьянин не нес материальную ответственность за несостоятельность своего феодала, имел возможность судиться с ним и свидетельствовать против него в суде. Важным было сохранение права крестьян переходить от одного землевладельца к другому за неделю до и неделю после Юрьева дня осеннего (26 ноября) при условии выплаты так называемого «пожилого» - платы за проживание на земле конкретного владельца и одновременно компенсации за потерю им рабочих рук.

До последней четверти XVI в. каких-либо серьезных перемен в правовом положении крестьян не происходило. Судебник 1550 г. подтверждал право перехода в Юрьев день, хотя крестьянские переходы несколько затруднялись за счет увеличения размера «пожилого». К концу столетия ситуация резко изменилась, что было связано с потрясениями второй половины царствования Ивана IV. В результате последствий опричного террора, затянувшейся Ливонской войны, неурожаев и эпидемий в центральных и северо-западных районах страны сложилась крайне тяжелая экономическая ситуация. В этих условиях переход крестьян с прежних мест жительства в более благополучные районы принял массовый характер. В перспективе это вело к обеднению служилых землевладельцев и невозможности полноценного исполнения ими «государевой службы». В связи с этим государство вынуждено было пойти на серьезные меры по прикреплению крестьян к земле и личности феодала.

Первым шагом в этом направлении стало издание в 1581 г. указа о «заповедных летах», согласно которому запрещались крестьянские переходы в некоторых наиболее пострадавших районах государства. Изначально предполагалось, что эта чрезвычайная мера будет иметь временный характер (до издания соответствующего «государева указа»). Однако дальнейшее ухудшение экономической ситуации привело к тому, что режим «заповедных лет» был введен повсеместно и без ограничения срока. Соответствующий указ, текст которого не сохранился, был издан, по всей видимости, в начале 1590-х гг. Эта мера позволила приступить к созданию писцовых описаний (т.е. описи всех земель с сидящими на них крестьянами). Ужесточение режима вело к тому, что крестьяне стали уходить с насиженных мест в нелегальном порядке. В результате следующим шагом стало издание в 1597 г. указа об «урочных летах», который вводил пятилетний срок сыска беглых крестьян. Беглецы подлежали возвращению на прежнее место жительства в случае их обнаружения в течение пяти лет. По истечении этого срока беглые крестьяне должны были закрепощаться на новом месте. Таким образом, были сделаны первые шаги к складыванию в России общегосударственной системы крепостного права, когда основная часть крестьян была прикреплена к земле, а по своему правовому статусу они стали сближаться с категорией холопов, т.е. лично зависимых, несвободных людей.

Основной формой повинности крестьян в пользу землевладельца в XVI в. был оброк (чаще натуральный, реже денежный), т.е. выплаты феодалу некоторой части созданного крестьянским трудом продукта. Новой тенденцией в это время стало более широкое распространение такой повинности как барщина, которая представляла собой отработку крестьянами определенного времени в собственном хозяйстве помещика. Следует отметить, что в предшествующий период на «барской запашке» в основном трудились холопы, т.е. лично зависимые от землевладельца люди.

В XVI в. менялась структура феодального землевладения, что выражалось в увеличении поместных раздач и постепенном стирании различий между вотчинной и поместной формами землевладения. С конца XV в. наметилась тенденция некоторой деградации вотчин – наследственных земельных владений. Это было связано с измельчанием вотчин в результате постоянных семейных переделов, а также обезземеливанием вотчинников вследствие закладов земли монастырям. Вотчинники передавали часть земель церкви, надеясь тем самым замолить свои грехи. Обмельчание вотчин в перспективе вело к неспособности землевладельцев нести службу и, как следствие, угрожало обороноспособности страны, подрывая его вооруженные силы. Поэтому в XVI в. еще большее развитие получила практика раздачи земель в поместье – условное земельное владение, дававшееся за службу без права свободно им распоряжаться (т.е. продавать, дарить и закладывать). Это привело к появлению новой категории служилых землевладельцев – помещиков, т.е. «испомещенных на землю». В дальнейшем за ними закрепился термин «дворяне». В то же время не стоит абсолютизировать различия между вотчинами и поместьями. Во-первых, поместья как и вотчины обычно передавались по наследству в связи с тем, что сыновья дворянина как правило наследовали службу своего отца. Во-вторых, разные группы служилых землевладельцев часто могли владеть одновременно как наследственными вотчинами, так и получаемыми за службу поместьями. Кроме того, в XVI в. меняется представление о характере «государевой службы». По мере ликвидации последних уделов происходит «обояривание» местных князей. С конца XV в. бояре удельных князей уже стали считаться «слугами» великого князя. Главное же заключалось в том, что на рубеже XV–XVI вв. отношения между великим князем и боярами окончательно трансформировались из вассальных в подданнические. Некогда обычный «отъезд» боярина от князя к другому господину теперь стал квалифицироваться как государственная измена. Видимым выражением подчиненного и зависимого положения знати стала утвердившаяся со времен Ивана III традиция именования бояр «холопами» великого князя.

2. Начало правления Ивана IV. Реформы «Избранной Рады»

Будущий царь Иван IV родился 25 августа 1530 г. Он был первым ребенком в семье великого князя Василия III от его второго брака с Е.В. Глинской (первый брак с С. Сабуровой оказался бездетным, что стало причиной развода). Спустя два года после Ивана родился его брат Юрий, который был глухонемым и какой-либо роли в дальнейших событиях не сыграл.

В 1533 г. в результате болезни скоропостижно скончался Василий III. Таким образом, формально Иван IV начал править, будучи еще трехлетним ребенком. Фактически власть оказалась в руках его матери Елены Глинской и ее окружения. Регентство Е.В. Глинской продолжалось до 1538 г., когда она неожиданно скончалась (по всей видимости, была отравлена в результате боярского заговора). Так в восемь лет Иван Васильевич окончательно осиротел.

Период с 1538 по 1547 г. обычно характеризуют как боярское правление пи малолетнем великом князе. Сам Иван IV на склоне лет вспоминал это время как худший период в своей жизни, наполненный чувствами одиночества, брошенности и даже страха за свою жизнь. Отличительной чертой этого времени была борьба за власть между боярскими группировками Шуйских, Бельских и Глинских. Сначала власть оказалась в руках Шуйских, затем Бельских, потом опять Шуйских, а с 1543 г. – Глинских, родственников Ивана IV по матери.

В условиях боярского правления произошло ослабление центральной власти, в результате чего произвол наместников на местах достиг невиданных масштабов. Боярское правление сопровождалось разворовыванием казны, бесконтрольными земельными раздачами, дележкой важных государственных постов и «доходных» мест. Почти десятилетний период правления бояр привел к падению авторитета власти и острому недовольству простых людей, доведенных почти до отчаяния произволом вотчинников и наместников. В результате летом 1547 г. в Москве вспыхнуло стихийное народное восстание. Поводом к нему послужил пожар, из-за которого сгорела значительная часть города. В соответствии с представлениями эпохи Средневековья в случившемся люди усматривали Божье наказание за произвол и грехи «сильных мира сего», т.е. бояр и разного рода должностных лиц. Гнев посадских людей был прежде всего направлен против Глинских и некоторых особо запятнавших себя злоупотреблениями должностных лиц Москвы. С большим трудом москвичей удалось утихомирить, причем Ивану IV пришлось лично выходить к народу и чуть ли не на коленях умолять людей успокоиться и разойтись. Восстание продемонстрировало Ивану и его окружению, что страна нуждается в переменах и серьезных реформах, которые смогли бы восстановить пошатнувшийся баланс между властью и обществом.

Необходимо отметить, что еще накануне этого произошло важное событие как в истории Российского государства, так и в жизни самого Ивана IV. 16 января 1547 г. в Успенском соборе Московского кремля произошло торжественное венчание Ивана на царство. Руководство церемонией осуществлял глава русской церкви, митрополит Макарий. Отныне титул Ивана IV стал начинаться словами «царь и великий князь всея Руси». Тем самым новый статус русского правителя стал равняться императорскому титулу (русское слово «царь» является сокращением от «цесарь», т.е. «император»). До этого царями на Руси именовали только византийских императоров, а позже – золотоордынских ханов. К середине XVI в. не было уже ни тех, ни других. Византия пала в 1453 г. под ударами турок-османов, на ее месте образовалась мощная мусульманская держава – Османская империя. Золотая орда окончательно распалась к началу XVI в. на ряд враждовавших между собой татарских ханств. Согласно византийской теории «симфонии» властей (т.е. единства светской власти императора и духовной власти патриарха) православный мир не может существовать без царя. Исходя из этой логики Иван IV не просто мог, но был обязан принять царский титул как последний независимый православный правитель, чтобы не оставить православный мир без защиты. Таким образом, Иван IV принял титул, который его предшественники Иван III и Василий III решались использовать только неофициально, от случая к случаю. Через полтора десятка лет царский титул русского правителя получил признание со стороны православных патриархов. Спустя еще некоторое время изменение титула воспринималось всеми соседями России как свершившийся факт.

Таким образом, с 1547 г. начинается самостоятельное правление Ивана IV, вошедшего в историю с прозвищем Грозный. С этого времени и до 1560 г. царь правил совместно с так называемой «Избранной Радой». У историков нет единого мнения по поводу сути и точного состава этого властного органа. Одни считают Раду своего рода неофициальным правительством или правительственным кружком при молодом Иване IV. Другие видят в ней аналог Ближней думы. В любом случае в Раду входили ближайшие соратники и единомышленники царя. Во главе Рады стоял окольничий А.Ф. Адашев, сделавший очень много в ходе реформ 1550-х гг. Заметную роль в ее деятельности сыграли дьяк И.М. Висковатый, князь А.М. Курбский, благовещенский протопоп Сильвестр, который был личным духовником Ивана. Также в состав Рады входили бояре И.Ф Мстиславский, В.И. Воротынский, Д.И. Курлятев, Д.Ф. Палецкий и некоторые другие. Некоторые историки считают, что в состав Рады входил также митрополит Макарий. По крайней мере, несомненным является тот факт, что в этот период митрополит оказывал существенное влияние на царя.

Большинство историков начало реформ «Избранной Рады» обычно связывают с созывом в 1549 г. первого Земского собора – сословно-представительного совещательного органа. В его состав в обязательном порядке входили Боярская дума и так называемый Освященный собор (собрание высшего духовенства во главе с митрополитом, позже - патриархом), а также выборные представители от столичного и провинциального дворянства, купечества, посадских «миров» и черносошных крестьян. Начало созыва Земских соборов (в XVI в. созывались трижды) знаменовало собой оформление в России сословно-представительной монархии, которая в Европе обычно формировалась при переходе от раздробленности к централизованным государствам. В отличие от аналогичных органов в Западной Европе (Парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции), которые реально ограничивали власть монарха, русские Земские соборы созывались нерегулярно и чаще всего по инициативе царя. Главная функция Земского собора заключалась, как правило, в одобрении и утверждении уже принятых царем и его правительством решений. Тем самым эти решения должны были получать дополнительную легитимацию со стороны общества. Тем не менее, до начала 50-х гг. XVII в., можно сказать, что ни одно важное решение в России не принималось без участия Земского собора.

На Соборе 1549 г. (его еще иногда называют «собором примирения», т.к. был достигнут компромисс между властью и обществом) в общих чертах была обсуждена программа реформ. Конкретно эта программа разрабатывалась и воплощалась в жизнь «Избранной Радой» при содействии царского правительства.

Первым мероприятием в ходе реформ было издание в 1550 г. нового Судебника, который вводился вместо Судебника Ивана III 1497 г. В отличие от предшествующего он был лучше систематизирован и существенно расширен. Согласно этому законодательному акту у крестьян сохранялось право на выход в Юрьев день при некотором увеличении размера уплачиваемого при переходе «пожилого». В то же время впервые вводилась ответственность землевладельца за преступления своих крестьян. Все это свидетельствовало о стремлении государства усилить контроль над крестьянами со стороны феодалов. Также по новому Судебнику впервые вводились наказания за взяточничество. Несколько ограничивались права и привилегии наместников-кормленщиков. Право сбора торговых пошлин окончательно изымалось у частных лиц и переходило государству.

Одновременно с реформированием законодательства началось проведение военной реформы. В 1550 г. было создано стрелецкое войско, в котором некоторые историки видят прообраз регулярной армии. Стрельцы должны были нести постоянную службу и частично содержались за счет государства. Из казны они получали единообразное обмундирование и вооружение (фитильная пищаль, сабля, бердыш). За свою службу стрельцы получали небольшое денежное (иногда натуральное) жалованье, поэтому они имели право заниматься домашним ремеслом и мелкой торговлей. Селились они, как правило, в отдельных слободах. Управлением стрелецким войском занимался специальный Стрелецкий приказ. Право пойти на эту службу имел любой свободный человек, но обычно верстались в стрельцы представители социальных низов. Впоследствии дети стрельцов, как правило, наследовали службу своих отцов. Создание войска стрельцов означало появление новой категории служилых людей – так называемых служилых «по прибору» (в отличие от служилых «по отечеству», т.е. по происхождению – бояр и дворян). Помимо стрельцов к «приборным» относились также пушкари, городовые казаки, затинщики, воротники, казенные кузнецы. В мирное время в городах стрельцы обычно выполняли функции полицейских, судебных приставов и даже пожарников. Появление стрельцов существенно повысило боеспособность русского войска.

К военной реформе относится и принятие в 1556 г. «Уложения о службе» – документа, который четко определял порядок прохождения службы служилой аристократией. Служба для дворян теперь стала считаться наследственной и должна была начинаться с 15 лет (возраст достижения совершеннолетия в то время). Вводилось правило, по которому на время военных действий должны были прекращаться местнические споры, а также сокращался круг лиц, имевших право «местничаться». Вводилась практика проведения регулярных военных сборов, на которые служилые люди должны были являться «конно, людно и оружно». Также устанавливалось четкое правило, согласно которому каждый служилый землевладелец с определенного количества имеющейся у него земли (конкретно с каждых 100 четвертей, т.е. 50 десятин) обязан был выставить одного боевого холопа «на коне и в доспесе полном, а в далной поход о дву конь». Денежную компенсацию при этом давали тем, кто вывел больше военных холопов, чем требовалось. И наоборот - штрафные санкции предусматривались в отношении тех, кто выводил меньше людей.

Важнейшей реформой 1550-х гг. было окончательное формирование единой системы органов центральной власти. Именно в это время окончательно сложились приказы – центральные ведомства, в компетенции которых находилась та или иная сфера государственного управления, либо конкретная территория. В связи с этим обычно выделяют приказы отраслевые и территориальные. К первой группе относились следующие приказы: Посольский (ведал внешней политикой), Разрядный (служилые люди), Разбойный (преступления и уголовные дела), Поместный (поместный фонд земель), Большой приход (сбор налогов, государственные доходы), Ямской (связь и организация почтовой службы) и некоторые другие. Примером территориального приказа является Приказ Казанского дворца, в ведении которого было решение всех вопросов на территории завоеванных татарских ханств – Казанского, Астраханского, позже Сибирского. Во главе важнейших приказов обычно стояли знатные бояре, однако все делопроизводство в этих учреждениях держалось на дьяках и подьячих.

Земская реформа 1555–1556 гг. привела к серьезным изменениям в сфере местного управления. Власть на местах отныне переходила от назначаемых из центра наместников-кормленщиков к выборным представителям местного населения. Вся полнота административной и судебной власти теперь передавалась в руки земских старост и земских судей, которых выбирали сельские и городские «миры» (т.е. общины). В районах, где преимущественно проживали дворяне, выбирались губные старосты (губа – судебный округ в Московском государстве). Прежняя система сохранялась только в пограничных районах в виде так называемого воеводского управления, когда вся полнота власти была в руках назначаемых из Москвы воевод. Таким образом, в России в середине XVI в. местная власть стала функционировать в основном на принципах самоуправления.

В 50-е гг. XVI в. важные преобразования произошли и в русской православной церкви. В начале 1551 г. по инициативе царя и митрополита Макария был созван большой Собор русской церкви, позже получивший название «Стоглавого». (По итогам работы собора был принят документ, состоявший из 100 глав (пунктов) – отсюда его название «Стоглав»). Собор своим авторитетом освятил только что принятый новый Судебник и начавшиеся реформы. Важнейшие решения Собора касались внутрицерковной жизни. В частности, были унифицированы обряды (например, как обязательное было утверждено двуперстное крестное знамение), наведен порядок в иконописи (в качестве канонического был признан стиль Андрея Рублева). Многие местночтимые святые были признаны как общерусские. Были осуждены пороки в светской и церковной жизни. Церковникам отныне было категорически запрещено заниматься ростовщичеством. Кроме того, на Соборе был достигнут компромисс со светской властью, когда приняли решение о возвращении государству части церковных земель. В частности, царю вернули те земли, которые достались церкви в период малолетства Ивана IV и боярского правления.