МЕТОД ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ


Метод экспертной оценки в социологии — в котором респондентами являются эксперты -ной области деятельности.

Основное назначение метода экспертной оценки —выявление наибо­лее сложных аспектов исследуемой проблемы, повышение надежности по­лучаемой информации, выводов.

Экспертный опрос применяется при изучении всех сфер деятельности для диагностики и прогнозирования, проектирования, для оценки состояния со­циального субъекта и принятия решений. Разновидности экспертного опроса применяются и на всех этапах прикладных социологических исследований.

Отличительная особенность метода состоит в том, что он предполагает компетентное участие экспертов (экспертизу) в анализе и решении проблем исследования.

Экспертиза — процедура получения информации от экспертов.

Экспертные оценки — это суждение экспертов о различных сферах че­ловеческой деятельности, предполагающий процедуру сравнения объектов и их свойств по выделенным критериям.

Основные нормативные требования:

• тщательность подбора экспертов;

• оценка надежности представленной экспертами информации;

• создание условий для наиболее продуктивного использования экс­пертов в ходе исследования;

• учет факторов, влияющих на суждения экспертов;

• сохранение информации экспертов без искажения на всех этапах ис­следования.

Специфика опроса экспертов:

1. Нет необходимости применять в анкете косвенные или контрольные вопросы.

2. Программа опроса экспертов не детализирована и носит концепту­альный характер.

3. В анкете используются преимущественно открытые вопросы с пол­ной свободой выбора формы ответа.

Качество и надежность экспертных оценок снижает неупорядоченный подбор экспертов. Критерии отбора экспертов:

1. Степень компетентности эксперта. Ее показатели — ученая степень, ученое звание, стаж работы по специальности, служебное положение, число опубликованных работ и т.д.

2. Эксперт должен ориентироваться в последних достижениях со­временной науки в тех областях, которые являются предметом экспер­тизы.

3. Сочетание узкой специализации и общего кругозора эксперта.

4. Способности эксперта к анализу и синтезу изучаемых проблем, уме­ние перерабатывать и усваивать качественно новую информацию.

5. Высокие моральные качества эксперта.

6. Требуется сочетание психологически приемлемых друг для друга в группе экспертов различного возраста, различных научных школ и т.д. Экспертная группа не может быть многочисленной.

Методы отбора экспертов:

объективный — использование специальных методик отбора,

субъективный— привлечение к процедуре отбора самих потенциаль­ных экспертов.

~ Объективный подход имеет два варианта:

а) документальный метод — подбор экспертов на основе социально-демографических данных.

б) экспериментальный метод — отбор на основе тестирования кан­дидата.

Субъективный подход также имеет несколько вариаций:

а) аттестация — подбор экспертов осуществляется с помощью откры­того или тайного голосования потенциальных членов будущей экспертной группы(может проводиться в несколько туров);

б) метод взаимной оценки в баллах или ранжированием;

в) метод самооценки компетентности. Формы экспертного опроса:

1) разовый индивидуальный опрос (анкетирование или интервью);

2) однократный коллективный опрос (совещания, мозговой штурм);

3) индивидуальный опрос в несколько туров (дельфийская техника);

4) коллективный опрос в несколько туров (дискуссия, совещание, многоступенчатый отбор).

Важной формой экспертного опроса является метод мозгового штур­ма. Сущность такого метода заключается в исключении в процессе обсуж­дения какой-либо критики выдвигаемых идей. Исходным пунктом прове­дения мозгового штурма является предположение, что чем больше идей и чем они разнообразнее по качеству, тем больше шансов, что среди них окажутся необходимые.

Результаты мозговой атаки оказывают влияние на развитие личных качеств членов коллектива. Особое значение она имеет в социальном про­гнозировании.

Американские исследователи отмечают, что ситуация мозгового штур­ма повышает общую производительность его участников при соблюдении следующих правил:

1. Сформируйте проблему в основных терминах, выделив единствен­ный центральный пункт,

2. Не объявляйте ложной и не прекращайте исследовать ни одну идею,

3. Подхватывайте идею любого рода, даже если ее уместность кажет­ся вам в данное время сомнительной.

4. Оказывайте поддержку и поощрение, столь необходимые для того, чтобы освободить участников от скованности.

Наиболее трудная задача для организаторов мозгового штурма — комп­лектация группы, которая должна включать специалистов в области иссле­дуемой проблемы и одновременно людей с развитым творческим вообра­жением. Один из ведущих экспертов назначается руководителем, прези­дентом круглого стола, удерживающим внимание на центральной теме дискуссии. Дискуссию может назначить специально выделенный докладчик.

Эксперты-аналитики раскрывают современное состояние и тенден­ции исследования поставленной проблемы.

Эксперты-генераторы высказывают нетривиальные, оригинальные идеи. Эксперты-регуляторы “притормаживают” обсуждение случайных идей:

Эксперты-стимуляторы стремятся оживит оставленные в стороне кон­структивные идеи.

Эксперты-селекторы оценивают высказанные предложения и дают слово руководителю, который подводит итоги.

Эксперты-методисты отвечают за подготовку, проведение и обра­ботку материалов дискуссии. Оптимальное число экспертов — 20-25 человек. Продолжительность дискуссии не должна превышать 1,5-2 часа.

Важным средством выяснения возможный путей решения проблемы является “традиционная дискуссия” — метод беседы с небольшой груп­пой экспертов на тему социологического исследования. Целью дискуссии является выработка группового коллективного мнения. Предпосылкой ус­пешной групповой дискуссии является четкая формулировка предмета дискуссии и знакомство с ней подавляющего большинства участников. В значительной мере успех дискуссии зависит от культуры, подготовки, проведения и оформления коллективного мнения экспертов.

“Метод отнесенной оценки” — повторение нескольких циклов дис­куссии с выявлением сущности наметившихся разногласий и постепен­ной выработки единого мнения всех или большинства участников экспер­тизы, с оставлением за несогласными права на частное заключение.

Методы экспертизы при коллективной работе ее участников имеют много явных преимуществ, но одновременно обладают и рядом недостат­ков. Главный недостаток связан с воздействием экспертов друг на друга. Этот недостаток преодолевается с помощью индивидуального опроса в несколько туров.

Заочный вариант “метода отнесенной оценки” приобрел название метода Дельфи, или дельфийской техники (от названия древнегреческого города, получившего известность как центр предсказаний оракулов).

Дельфийская техника гарантирует соблюдение анонимности респон­дентов — эксперты друг с другом не встречаются и заполняют анонимные анкеты или подключаются непосредственно к работе с ЭВМ.

После первого тура эксперты знакомятся с итоговыми характеристи­ками позиции группы в целом. Во втором туре они получают возможность либо сблизить свое мнение с позицией большинства, либо изучит причину отклонения. В третьем туре новая информация открывает возможность еще раз пересмотреть свою точку зрения.

Упрощенные вариации дельфийской техники (“минидельфи”) позво­ляют собрать экспертные оценки по 2-3 турам за несколько часов или дней.

Недостатки “метода Дельфи”:

- сложность подготовки, проведения и обработки результатов,

- сравнительно большие временные затраты времени и средств.

Несмотря на недостатки, дельфийская техника получила значитель­ное распространение. По масштабам применения во многих странах она оказалась впервой пятерке наиболее популярных методов социального прогнозирования.

Экспертный опрос в современном виде часто строится на совместном использовании различных методов, форм и процедур. Так, на основе ис­пользования дельфийской техники построена одна из американских сис­тем прогнозирования — “Паттерн”, которая позволяет создать систему ин­формационных моделей в виде дерева целей.

Работа по созданию системы начинается с создания сценария, т.е. опи­сания состояния и направления развития исследуемого объекта. На сле­дующем этапе строится дерево целей, для всякой цели разрабатываются необходимые и достаточные подцели, являющиеся условием достижения общей цели. На третьем этапе определяются коэффициенты относитель­ной важности критериев и целей на всех уровнях. Далее определяются конкретные виды необходимых работ, ресурсы и сроки их осуществления ^ Самая длинная цепочка есть время исполнения всего комплекса работ.