Тема 1. Социология как наука, её предмет, метод и функции.

Тема 1. Социология как наука, её предмет, метод и функции………..4

По социологии

КУРС ЛЕКЦИЙ

Библиографический список

1 ГОСТ Р/ИСО 9000-2000 Система менеджмента качества. Основные положения и словарь [Текст]. – М. : Госстандарт России : Изд-во стандартов, 2001. - 15с.

2 ГОСТ Р/ИСО 9001-2001 Система менеджмента качества. Требования [Текст]. – М. : Госстандарт России : Изд-во стандартов, 2002. - 36 с.

3 ГОСТ Р/ИСО 9004-2001 Система менеджмента качества. Руководство по улучшению деятельности [Текст]. – М. : Госстандарт России : Изд-во стандартов, 2002.- 61 с.

4 ГОСТ Р/ИСО 19011-2003 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и / или систем экологического менеджмента [Текст]: - М. : Госстандарт России : Изд-во стандартов, 2004. - 23 с.

5 Р 50.3.005-2003 Временный порядок сертификации систем менеджмента качества на соответствие ГОСТ Р/ИСО 9001-2001 [Текст].- М. : Госстандарт России : Изд-во стандартов, 2003. - 53 с.

6 Методы менеджмента качества [Текст] : инфор.-аналит. журн./ учредитель Гостандарт России. - М., 2004, № 7.

7 Круглов, М.Г. Менеджмент систем качества [Текст] / М.Г. Круглов, С.К. Сергеев, В.А. Такташов и др.: учеб. пособие. – М. : ИПК Издательство стандартов, 1997. – 368 с.

8 Репин, В.В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов [Текст] / В.В. Репин, В.Г. Елиферов: практический менеджмент. – М. : РИА стандарты и качество, 2004. – 408 с.

9 Пономарев, С.В. Управление качеством продукции. Введение в системы менеджмента качества [Текст] / С.В. Пономарев, С.В. Мищенко, В.Я. Белобрагин: учеб. пособие. – М. : РИА стандарты и качество, 2004. – 245 с.

 

 

(

(Учебное пособие)

 

Пермь 2012

 

ББК 72

 

Курс лекций по социологии (учебное пособие). /Чупина Г.Н./ – Пермь, 2012. – 230 с.

 

Содержание

Тема 2-1. История становления и развития социологии ……………13

Тема 2-2. Возникновение и развитие отечественной социологии…...23

Тема 3-1. Социология культуры……………………………………….27

Тема 3-2. Социология культуры……………………………………….36

Тема 4-1. Понятие «социальный институт». Институционализация общественной жизни…………………………………………48

Тема 4-2. Социальный институт семьи и брака………………………55

Тема 5-1. Социология личности……………………………………….69

Тема 5-2. Личность и общество…………………………………..........80

Тема 6. Социальные группы и организации…………………………..86

Тема 7. Социальная стратификация и социальная мобильность…...118

Тема 8-1. Социальные процессы, изменения и движения…………..130

Тема 8-2. Социальные конфликты…………………………………....151

Тема 9-1. Методы социологического исследования………………....168

Тема 9-2. Качественные методы в социологии………………………200

Тема 10-1. Социально-этнические общности и отношения.

Национально-государственное устройство

Российской Федерации……………………………………215

 

 

 

 

 

Обычно дисциплина «Социология» ассоциируется с проведением опросов, изучением общественного мнения. Этому убеждению во многом способствуют телевизионные передачи, статьи в газетах, в которых приводятся результаты опросов и сведения о процентах высказавших своё мнение относительно того или иного события, признания или непризнания политического деятеля или об удовлетворённости либо неудовлетворённости условиями существования. При сведении социологии к проведению опросов сознательно упрощается её глубокое содержание и не оставляется ей права быть наукой. Судить о социологии только как об опросах общественного мнения – значит уподобляться тем, кто сводит всю радиоэлектронику к работе осциллографа.

Конечно, опросы – важный инструмент исследования в социологии, однако основной задачей социологов следует считать анализ и осмысление проблем, связанных с функционированием и развитием общества в целом, так и отдельных социальных групп, общностей, институтов и других социальных элементов.

Термин «социология» происходит от латинского слова - «социо» (общество) и греческого - «логос» (слово, учение). В буквальном смысле слово «социология» - есть наука об обществе. Термин «социология» был введен французским социологом Огюстом Контом в середине 19 века и первоначально означал обществоведение. Стремление понять, осмыслить общество, равно как и выразить свое отношение к нему, было свойственно человечеству на всех этапах истории. Будущее человечества, полагал выдающийся русский философ Н.А. Бердяев, зависит от того, удастся ли соединить духовное и социальное движение, будет ли связано создание более справедливых и более человечных обществ с защитой духовных ценностей, с духовной свободой, с достоинством человека как духовного существа.

Наша с вами задача гораздо скромнее, тем не менее, по итогам обучения студенты должны овладеть знаниями общих и специальных социальных законов и закономерностей развития и функционирования исторически определённых социальных систем, методикой и техникой проведения социологических исследований.

В результате изучения данного курса студент должен:

знать:

- основные принципы и понятия социологии, их проявление в научном познании;

- методологические и теоретические подходы к изучению общества и его подсистем;

уметь:

- анализировать события и факты с позиций социологии;

иметь представления:

- о некоторых главных социологических категориях и отраслях социологического знания;

 

- об организации и проведения социологических исследований, использования его результатов в организации финансово-экономической деятельности.