Оценка формационного подхода и его практических результатов.


Формационный подход (Ф.П.) представляет собой логичную, стройную, близкую и понятную «униженной и оскорбленной» части человечества теорию общественного развития. Ф.П. дает общечеловеческий прогноз на основе коммунистического идеала, выражающего тысячелетние мечты наиболее слабой и угнетенной части человечества. Этот идеал близок религиозным представлениям о справедливом обществе. Близок, но не тождественен (в этой связи знаменателен конфликт лидера КПРФ Г. Зюганова с верующей частью избирателей, когда руководитель партии назвал И. Христа первым коммунистом. Если создатель христианства призывал: «Отдай свое», коммунисты требуют: «Возьми чужое» (по К. Марксу, «экспроприаторов экспроприируют»).

Ф.П. свойственны и серьезные теоретические ошибки:

1. схематизация исторического процесса, его линейное понимание (пресловутая лестница из пяти ступеней. В такую упрощенную логику истории ни как не вписывается попятное движение России от социализма к «дикому, варварскому капитализму»):

 

 


Коммунизм (I фаза социализм)

 


Капитализм

 

2. фатализм, – представление об истории как движении к заранее поставленной цели (коммунизму). В истории всегда останется непознанным некий высший, сокровенный, даже мистический смысл.

3. антиисторизм, т.е. своего рода грех исторической гордыни, когда вся предшествующая «светлому коммунистическому будущему» история рассматривается как некий подготовительный этап, исполненный всякого рода недостатков, несовершенств. Каждая общественно-экономическая формация самодостаточна с точки зрения задач и целей ей присущих.

Ф.П. определял стратегию развития России на протяжении целого столетия (с конца XIX до конца XX в.). На его основе была создана мощнейшая планово-административная мобилизационная экономика, позволявшая концентрировать усилия общества на определенной задаче, сильнейшая армия, осуществлен выход в космос, достигнута высокая социальная защита всего населения, обеспечен уровень жизни, уступающий только западным странам. Впечатляющие достижения имелись в науке, образовании, духовной культуре, литературе, искусстве. Однако все эти несомненные успехи социалистического общества были обеспечены непомерно и неоправданно высокой ценой.

Сразу после революции Родину покинула большая часть интеллигенции, новая советская интеллигенция утратила свою сущность быть совестью общества, став кадрами умственного труда, обслуживающими потребности государства.

В результате коллективизации была уничтожена самая инициативная и трудолюбивая часть крестьянства, тем самым изменилось само качество российского народа. Перед коллективизацией (1929 г.) 74,9% населения России составляли крестьяне-единоличники (фермеры), к 1939 г. их осталось 2,4%. Самостоятельные хозяева на земле стали поденщиками у государства, что поставило их в полную зависимость от власти (произошло, по сути, новое закрепощение крестьян). Было создано репрессивное государство, обратившее свой карающий меч против лучшей части собственного народа. Масштаб репрессий не поддается никакому рациональному объяснению.

Имели место серьезные диспропорции в самом хозяйственном механизме: основной упор делался на развитие тяжелой промышленности, ВПК; легкая промышленность, сельское хозяйство безнадежно отстали. Планово-административная экономика явно проигрывала рыночной, и СССР, включившись в гонку вооружений, истощил себя.

И все же неудачный опыт СССР по практической реализации коммунистической теории не дискредитирует, не отрицает саму теорию. Замечательный опыт Китая, Белоруссии, «покраснение» Латинской Америки, свидетельствуют о конвергенции капитализма и социализма, о возможности сочетания рыночной экономики с коммунистическими принципами организации общества. Коммунистическая идея сохранилась в сознании миллионов людей и вновь может стать материальной силой.