Разработка проекта санации предприятия-должника.


Санация предприятия-должника путем реорганизации предприятия.

Санация предприятия-должника путем реорганизации долга.

1. Санация предприятия-должника: понятия, цели, концепции осуществления, виды.

Учредители (участники) должника — юридического лица, собственники имущества должника — унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполни­тельной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по предупреждению банкротства. До момента подачи заявления о признании должника банкротом применяются меры направленные на восстановление платежеспособности. Данные меры могут принимать не только учредители (участники), собственники имущества, но и кредиторы или иные лица на основании соглашения с должником.

Санация (от лат. sanatio — лечение, оздоровление) представляет со­бой систему мероприятий, направленных на улучшение финансово-экономического положения организации и реализуемых с помощью сторонних юридических или физических лиц в целях предотвращения ее банкротства и повышения ее конкурентоспособности на рынке то­варов и услуг.

Санация (ст. 2 ЗоБ) - меры, принимаемые собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности должника, в том числе на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве;

Санация может проводиться собственниками самой организации, организациями-креди­торами, организациями-покупателями, сторонними организациями (заинтересованными в данной организации), банком, а также органами федеральной и муниципальной власти.

В условиях рыночной экономики санация организаций имеет значительный экономический потенциал, служит важным инструментом регулирования структурных изменений и входит в систему наиболее действенных механизмов финансовой стабилизации организаций. Санация организации проводится в трех основных случаях:

1) до возбуждения кредиторами дела о банкротстве, если организа­ция в попытке выхода из кризисного состояния прибегает к внешней помощи по своей инициативе;

2) если сама организация, обратившись в арбитражный суд с заявлением о своем банкротстве, одновременно предлагает условия своей санации (такие случаи санации наиболее характерны для государственных организаций);

3) если решение о проведении санации выносит арбитражный суд по поступившим предложениям от желающих удовлетворить требования кредиторов к должнику и погасить его обязательства перед бюджетом.

В двух последних случаях санация осуществляется в процессе производства дела о банкротстве организации при условии согласия собрания кредиторов со сроками выполнения их требований и на перевод долга.

Наиболее широкий диапазон форм имеет санация, инициируемая самой организацией до возбуждения кредиторами дела о ее банкротстве. В этом случае она носит упреждающий характер.

Целесообразность проведения санации обусловливается тем, что использование внутренних механизмов финансовой стабилизации организации не достигло своих целей и кризисное финансовое состояние организации мало улучшается или продолжает ухудшаться. В зависимости от принципиального подхода различают оборонительную и наступательную концепции осуществления санации организации.

Оборонительная концепциясанации направлена на сокращение объ­емов операционной и инвестиционной деятельности организации, обеспечивающее сбалансированность денежных потоков на более низком объемном их уровне. Эта концепция предполагает привлече­ние внешней финансовой помощи для соответствующей реструкту­ризации организации, в процессе которой она избавляется от ряда производственных структурных подразделений, незавершенных реальных инвестиций и других видов активов с целью финансовой стабилизации.

Наступательная концепция санации направлена на диверсификацию операционной и инвестиционной деятельности организации, обеспечивающую увеличение размера чистого денежного потока в предсто­ящем периоде за счет роста эффективности хозяйственной деятельно­сти. В этом случае внешняя финансовая помощь и другие реорганиза­ционные мероприятия, осуществляемые в процессе санации, используют­ся в целях расширения ассортимента конкурентоспособной продукции, выхода на другие региональные рынки, быстрого завершения начатых реальных инвестиционных проектов. Наступательная концепция сана­ции не противоречит основным параметрам общей стратегии экономи­ческого развития организации. Внешняя помощь может оказываться в виде денежных средств, товарных ресурсов (новое оборудование, совре­менные материалы), современных технологий и патентов и других ре­сурсов для изготовления новейших продуктов.

Под досудебной санацией понимаются - меры по восстановлению платежеспособности должника, применяемые собственни­ком имущества должника, учредителями (участниками) долж­ника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства. Досудебная санация осуществляется в форме предоставления финансовой помощи должнику в разме­ре, достаточном для погашения денежных обязательств и обяза­тельных платежей и восстановления платежеспособности долж­ника — предприятия. Основанием для проведения досудебной санации должно быть наличие реальной возможности восстано­вить платежеспособность предприятия-должника путем как предоставления финансовой помощи, так и проведения иных мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия.

Законом предусматривается возможность проведения досу­дебной санации за счет средств федерального, местного бюдже­тов или государственных внебюджетных фондов. Для реализа­ции этого положения необходимы два условия: во-первых,чтобы в соответствующих бюджетах были предусмотрены статьи рас­ходов на эти цели; во-вторых, условия проведения санации должны быть установлены в Федеральном законе о федераль­ном бюджете.

В зарубежном законодательстве государственная поддержка (санация) рассматривается как несоответствующая принципам рыночной экономики, поскольку означает прямое вмешатель­ство в правила конкуренции и хозяйственную деятельность предприятия. В законе не регламентируются ни порядок, ни сроки, ни ответственность участников, ни контроль за проведе­нием процедуры досудебной санации. Фактически все эти меры осуществляются в рамках антикризисного управления, т.е. управления, направленного на вывод предприятия из кризисно­го состояния и предотвращение появления такого состояния.

Основанием для проведения как досудебной санации, так и санации осуществляемой в процессе производства дела о банкротстве, служит наличие реаль­ной возможности восстановить платежеспособность предприя­тия-должника для продолжения его деятельности после оказа­ния этому предприятию финансовой помощи собственником и иными лицами.

Достижение цели санации дает основание арбитражному суду для вынесения определения о ее завершении и прекраще­нии производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия. При этом сохраняются все права участников сана­ции, установленные в соглашении о санации.

В зависимости от глубины кризисного состояния предпри­ятия и условий предоставления ему внешней помощи различа­ют два основных вида санации (реорганизации):

без изменения статуса юридического лица санируемого предприятия (такая санация осуществляется обычно для помо­щи предприятию в устранении его неплатежеспособности, если его кризисное состояние рассматривается как временное явле­ние);

с изменением статуса юридического лица санируемого предприятия. Эта форма санации носит название реорганизации предприятия и требует осуществления ряда реорганизационных процедур, связанных со сменой его формы собственности, орга­низационно-правовой формы деятельности и т.п. Она осущест­вляется при более глубоком кризисном состоянии предприятия.

Каждый из этих видов санации предприятия имеет ряд форм, которые давайте рассмотрим подробно.