Функции политической системы.


В вопросе о функциях П.С. политология использует язык кибернетики – науки о сложных самоуправляющихся системах. Так, сама политическая система получила название «черного ящика». Подумайте, в чем смысл подобной аналогии? Вспомните в этой связи рассуждение Великого Инквизитора из романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»: «Власть стоит на 3-х китах: чуде, тайне, авторитете».

Многое из происходящего внутри «черного ящика» скрыто от общества, но оно может и обязано знать, что происходит «на входе» и «выходе».

 

- - - - - - - - - - - -W - - - - - - - - - - - -

 

 


Вход Выход

 

В процессе функционирования «черного ящика» возникает обратная связь: П.С. анализирует результаты своей деятельности «на входе» и корректирует работу «на входе».

Входящие функции основаны на требованиях и поддержках общества. Оно требует от П.С. 4-х больше:

1. безопасности;

2. доходов и благ;

3. участия в управлении;

4. уважения к себе (традиционная фраза: «Ты меня уважаешь?!» – относится не только к известной ситуации, но и к взаимоотношениям власти и общества). Если власть учитывает требования общества, народ оказывает ей определенную поддержку и система начинает функционировать.

Входящие функции:

1. функция рекрутирования – набора кадров, заполнения ролей в П.С. осуществляется по 3-м критериям:

а) универсальный – оцениваются все качества личности, включая внешность. Критерий используется при подборе «публичных» политиков самого высокого уровня: взаимодействуют с большими массами, часто появляются на экране телевидения;

б) ограниченный (профессиональный) – оцениваются в основном деловые качества, уровень образования. Используется при подборе основной массы управленцев;

в) смешанный – оценивает деловые и личностные качества, но менее строго, чем в универсальном. Конечно, помимо данных (цивилизованных) критериев используются и другие: покупка должностей, связи (родственные, прежде всего), лояльность по отношению к существующей власти. Подобные (нецивилизованные) критерии в Р.П.С. зачастую выходят на первый план;

2. артикуляции (озвучивания) интересов различных социальных слоев и групп. В Р.П.С. многомиллионные социальные слои, задавленные борьбой за существование (нищие, бомжи…) свои интересы не артикулируют;

3. агрегирования (собирания, обобщения) интересов и перевода их на уровень политических программ – идеологий. Где нет артикуляции, нет и агрегирования интересов, такова специфика Р.П.С. применительно к данной функции.

Результаты деятельности П.С. воплощаются в совокупной деятельности исходящих функций:

1. функция законотворчества является прерогативой законодательной ветви власти, которая представлена нижней палатой Российского парламента (Федеральное собрание), Государственной Думой. Представленный Думой закон поступает на рассмотрение в верхнюю палату – Совет Федерации. Последняя инстанция, утверждающая или отклоняющая закон, Президент. Основной недостаток нормотворческой функции в Р.П.С. – слабая экспертиза законов на коррупционность (взяткоемкость).

Второй недостаток заложен в самом механизме функции, включающем 2 этапа в разработке законов и норм:

а) разработка федеральных законов – сфера деятельности центральной власти;

б) разработка подзаконных актов и норм – сфера деятельности региональных и муниципальных органов власти.

Такой механизм обусловлен федеративным устройством российского государства, необходимостью учитывать региональные особенности. Организованный президентом Ельциным «Парад суверенитетов» заложил возможность конфликта этих этапов, угрожающего целостности страны. Во время 1-й Чеченской войны (1994 г) меджлис (парламент) Татарстана отменил закон о воинской обязанности. И в настоящее время на территориях национальных республик местные (региональные) законы и нормы зачастую влиятельнее федеральных (центральных) законов;

2. функция применения законов и правил, являющаяся прерогативой исполнительной власти. Традиционно в Р.П.С. исполнительная власть доминировала над двумя другими. Еще до революции данный «перекос» (диспропорцию) во взаимодействии ветвей власти не без остроумия определил русский правовед: «Строгость российских законов смягчается их неисполнением», т.е. законы, которые не импонируют исполнительной власти, просто игнорируются;

3. функция контроля за применением законов и правил, представленная, прежде всего, судебной властью. Это самая слабая функция, что обусловлено зависимостью судебной власти от исполнительной, высокой степенью ее коррумпированности, правовым нигилизмом населения, т.е. неуважением к закону и его служителям: «Закон, что гармонь, тяни хоть до Самары», «Закон, что дышло, куда поверни, туда и вышло», «В суд ногой, в карман рукой», «Судья, что брюхо, хоть молчит, но просит» и т.п. В сталинский период судебная власть служила не закону, а государству, из права был изъят стержень – принцип презумпции невиновности. По сей день существует, так называемое, «телефонное право», когда представитель исполнительной власти диктует судье решение по тому или иному делу.

Таким образом, в Р.П.С. важнейший демократический принцип разделения властей не реализован в должной мере.