Современное развитие хорового исполнительства


После революции некоторые хоровые коллективы, существовавшие ранее, получили новые названия. Так Придворная Певческая Капелла была переименована в 1918 года в Петроградскую Хоровую Академию, а затем, в 1922 году Ленинградскую Государственную Академическую Капеллу (позднее - имени Глинки).
Синодальное училище (вместе с Синодальным хором) были ликвидированы.
Отдельного внимания заслуживает Республиканская русская хоровая капелла (ныне Государственная Академическая хоровая капелла им. Юрлова) и ее руководитель Александр Александрович Юрлов. Он был выпускником хорового училища и консерватории, талантливым дирижером и организатором. Возглавлял кафедру хорового дирижирования в институте им. Гнесиных. Как мы знаем, в советское время доступ к культуре был строго дозирован. Многие шедевры духовной музыки были запрещены, другие - исковерканы "накладным" текстом, не имеющим ничего общего с самой музыкой. Юрлов приложил титанические усилия и, ценой собственного здоровья, добился разрешения исполнять духовную музыку на эстраде.
В 70х годах XX века появилось новое направление, пришедшее с Запада - стали появляться камерные хоры (после гастролей в Москве камерного хора их США под руководством Роберта Шоу). Итак, в 1972 году в Москве появился первый камерный хор, созданный профессором института им. Гнесиных Мининым. В состав хора вошли студенты дирижерско-хорового факультета. Хор получил название "Государственный Академический Московский Камерный хор" под руководством Владимира Николаевича Минина. (отличительной особенностью работы Минина было то, что он добивался особой тембровой окрашенности от звука. Не убирал из пения полностью вибрато, но следил за тем, чтобы не было "перебора". Репертуар хора был крайне сложен, но уровень коллектива был столь велик, что композиторы (в частности Свиридов и Гаврилин) доверяли первое исполнение своих новых произведений этому хору. В 80-е годы был создан Государственный камерный хор под руководством В.К. Полянского (ныне хор Симфонической капеллы России). В отличие от Минина, Полянский не увлекался тембровой окрашенностью звука. Ему была более близко западная ровная традиция пения. Профессиональный уровень этого хора был так же очень высок - в репертуаре его присутствовали произведения Сидельникова, Шнитке. Хоровое искусство в советские времена процветало. Было очень много детских, профессиональных и любительских коллективов.
В 1936 году на базе Института Художественного воспитания детей был создан детский хор под управлением Соколова, который благодаря своим профессиональным качествам быстро приобрел широкую известность и уважение.
Так же был создан детский хор радио и телевидения под управлением Попова.
В последние десятилетия XX века получили известность студенческие коллективы - камерный хор студентов МГК под руководством Тевлина, хор МВТУ им. Баумана под руководством Живова, мужской хор МИФИ

 

 

    Государственный академический Русский хор им. А. В. Свешникова.   «Моя жизнь не раз давала мне серьезный повод думать и утверждать, что один из самых доступных и при этом наиболее действенных способов приобщить людей к высокой музыкальной культуре лежит через музицирование в хоре». Профессор Александр Свешников, Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, лауреат Государственной премии, основатель хора и его художественный руководитель в 1936-37 и 1941-1980 гг. Художественный руководитель и главный дирижер хора народный артист России Игорь Раевский. Государственный академический русский хор им.А.В.Свешникова - хорошо известный во всем мире исполнительский коллектив - вот уже более полувека дарит людям свое искусство. Биография хора неразрывно связана с именем корифея отечественной музыкальной культуры, его создателя и блистательного руководителя на протяжении более сорока лет Александра Васильевича Свешникова. «Его богатому творческому опыту, зрелости яркого таланта и мастерству хор обязан своими достижениями» - так писал о нем Д.Д.Шостакович. Выдающийся художник современности А.В.Свешников почитал хоровое пение величайшим из искусств, способным объединить людей, сделать их счастливее: «Моя жизнь не раз давала мне серьезный повод думать и утверждать, что один из самых доступных и при этом наиболее действенных способов приобщить людей к высокой музыкальной культуре лежит через музицирование в хоре». С древних времен славилась Русская земля своим певческим искусством. Незримые, но прочные нити связали мастеров-распевщиков XVI века и первых русских профессиональных композиторов Николая Калашникова, Максима Березовского, Дмитрия Бортнянского, Михаила Глинку с авторами, пишущими в наши дни. Хоровая музыка Георгия Свиридова, Родиона Щедрина и других современных отечественных композиторов, исполняемая коллективом, пропитана животворными соками русской певческой традиции, оставляющей место и богатой творческой фантазии, и ярким краскам, и стремительным ритмам современности. В исполнительском стиле хора, теплом и проникновенном, в выразительной фразировке, в выровненном, свободно льющемся вокале мы слышим неустанное стремление постичь великую тайну поющей Руси, постичь и передать ее людям. История Государственного академического русского хора им. А.В.Свешникова насчитывает более пяти десятков лет. Он был создан в 1936 году на базе вокального ансамбля Всесоюзного радио, когда в стране начинали свою деятельность многие ныне прославленные музыкальные коллективы. Первыми художественными руководителями хора стали выдающиеся музыканты - заслуженный артист РСФСР А.В.Свешников и старейший профессор Московской консерватории Н.М.Данилин. Буквально с первых дней своего существования Госхор СССР - так именовался он в то время, - показал себя ярким, высокопрофессиональным и универсальным по своим возможностям коллективом, собравшим лучшие исполнительские силы страны. Блестящие концертные программы включали произведения русской и зарубежной классики, современную хоровую музыку, обработки русских народных песен. В исполнении хора звучали сочинения П.Чайковского, Н.Римского-Корсакова, А.Даргомыжского, А.Аренского, М.Мусоргского, С.Танеева, В.Иванникова и других композиторов. Исполнялись монументальные произведения западноевропейской классики: оратория «Самсон» Генделя, Девятая симфония Бетховена, Траурно-триумфальная симфония Берлиоза. Многие сочинения современников: С.Прокофьева, Д.Шостаковича, Ю.Шапорина, В.Мурадели, А.Хачатуряна, Е.Голубева, С.Василенко, А.Гедике и других не раз находили своего первого исполнителя в лице Госхора СССР. Суровые военные годы внесли свои поправки и в творческий облик коллектива, и в его название: «Государственный хор русской песни» - так он стал именоваться в 1942 году. И действительно, основой репертуара хора стала русская народная песня, которая приобрела в военные годы огромную значимость, стала выразителем патриотического духа народа, его единства и несгибаемой воли. Множество прекрасных забытых песен рабочих и крестьян, солдат и студентов получили свое второе рождение в обработках А.В.Свешникова - великолепного аранжировщика, знатока исполнительских возможностей хора. Такие песни, как «Гибель «Варяга» и «Ермак», «Ах ты, степь широкая», «Однозвучно гремит колокольчик», «Вдоль да по речке» и поныне являются неотъемлемой частью репертуара коллектива. «Мы ездили с концертами по фронтам, и надо было видеть, с каким волнением слушали песни бойцы и командиры, которым нередко в тот же день предстояло идти в бой», - вспоминал А. В. Свешников. Яркой страницей в истории хора стал концерт в освобожденном от фашизма Берлине. «Русские второй раз завоевали Берлин», - писал о концерте журнал «Иллюстрирт». Это событие положило начало большому «триумфальному шествию» хора по европейским странам. Жители Австрии, Венгрии, Польши, Чехословакии, Норвегии, Швеции и других государств восторженно встречали искусство русского хора, называя его достижения «неслыханными». «Русская песня, то грустная и задумчивая, то веселая и задорная, покорила зал. И хотя слова не были понятны, смысл песен прекрасно понимали все»,- писала одна из венских газет после концерта хора в австрийской столице. Бельгийская газета «Метрополь» так отзывалась об искусстве коллектива: «Нас поражает артистизм хора, его поразительная дисциплина, восхищают чистота, точность и просветленность женских голосов, теплые тембры мужских, особенно басовой партии». В 1955 году хору было присвоено звание «академический». Популярность коллектива стремительно растет, расширяются его репертуарные рамки, появляются концертные программы, посвященные хоровой музыке разных стран, а также творчеству выдающихся зарубежных композиторов. Эти программы во многом способствовали укреплению дружбы и взаимопонимания между народами, расширили музыкальный кругозор. После исполнения хором «Венгерского псалма» Золтана Кодаи автор писал: «Я очень благодарен Вам и Вашему чудесному хору за удивительное представление «Псалма» на венгерском языке». Не менее красноречиво и высказывание японского рецензента: «Когда я прослушал «Колыбельную песню» Ицуки, у меня выступили невольно слезы. Этот хор вновь напомнил нам простоту и атмосферу японских песен». Во время гастрольной поездки хора по Италии состоялся концерт в знаменитом Миланском театре «Ла Скала». «Этот хор, сильный и гибкий, временами протяжный и печальный, временами ликующий и торжественный, способен не только взволновать, но и окончательно потрясти», - писала о коллективе местная пресса. Восторженное признание снискало искусство хора и на японской земле, неоднократно посещаемой коллективом: «Своими выступлениями в Японии хор подтвердил способность песни, музыки, искусства вообще быть чудодейственной нитью, связывающей и сближающей сердца народов». С 1980 по 1987 год художественным руководителем хора являлся народный артист России И.Г.Агафонников, бережно сохранявший традиции своего великого предшественника. В период с 1987 по 1990 год художественное руководство хором осуществлял народный артист России В.Н.Минин, чье имя для любителей музыки прочно связано со знаменитым Московским камерным хором. За долгие годы существования хором было исполнено в общей сложности более трех тысяч произведений, написанных в самых разных жанрах и принадлежащих разным эпохам и композиторским стилям. Здесь и такие шедевры ораториально-кантатного жанра, как «Реквием» Моцарта, «Торжественная месса» и Девятая симфония Бетховена, «Сотворение мира» Гайдна, монументальные хоровые полотна Баха и Генделя, немеркнущие творения старых европейских мастеров - «Глория» Вивальди, «Глория» Монтеверди, сочинения Палестрины, Орландо Лассо, Жоскена Депре, Лотти, Иомелли. Но главное место в репертуаре хора неизменно занимает русское классическое наследие, исполнение которого неотделимо от высоких целей духовного возрождения России. Широко и полно представлено хоровое творчество М.Глинки, А.Алябьева, А.Гурилева, А.Варламова, А.Бородина, Ц.Кюи, А.Серова, Н.Римского-Корсакова, обработки народных песен М.Мусоргского и его вокально-симфонические произведения «Царь Эдип», «Поражение Сенахериба», «Иисус Навин». Хором были исполнены и записаны все произведения a capella П.И.Чайковского и его кантата «Москва». За последние годы репертуар коллектива обогатился многими яркими творениями С.Танеева, среди которых кантата «Иоанн Дамаскин», хоры на стихи Я.Полонского, сочинениями А.Аренского, А.Гречанинова, Ю.Сахновского, П.Чеснокова, В.Калинникова, В.Шебалина. Русская народная песня в обработках А.Свешникова, Д.Шостаковича, Н.Римского-Корсакова неизменно украшает концертные программы коллектива. А такие знаменитые, как «Ах ты, степь широкая» и «В темном лесе», стали своего рода песнями-символами, с них неизменно начинаются концертные программы хора, составленные из произведений русской хоровой музыки. Постоянный интерес публики вызывает русская духовная музыка, также широко представленная в репертуаре хора. Начиная со знаменитых распевов и фрагментов из "Пещного действа", духовных концертов Н.Калашникова, Д.Бортнянского и М.Березовского, хор знакомит слушателей и с более поздними образцами этого жанра: "Страстной седмицей" А.Гречанинова, "Отче наш" А.В.Александрова, "Запечатленным ангелом" Р.Щедрина. В репертуар хора в разное время вошли непревзойденные шедевры С.Рахманинова - "Литургия", "Всенощная", "Колокола". Исполнение и запись "Всенощной" С.Рахманинова, потрясающее по красоте, не уступает шедевру, весь блеск которого хор передает с полным совершенством", - писала французская "Кайе дю диск". Эта запись была удостоена Гран при французской Академии грамзаписи. Активная творческая дружба Государственного академического русского хора им.А.В.Свешникова с современными композиторами, заинтересованность в их творчестве продолжает давнюю традицию коллектива, о которой в свое время писал Д.Шостакович: "Нам, советским композиторам, особенно дорого творчество хора еще и потому, что он почти во всех случаях является первым исполнителем новых произведений". Многие сочинения этого гениального композитора, среди которых "Десять поэм для хора", оратория "Песнь о лесах", кантата "Над Родиной нашей солнце сияет", впервые прозвучали в исполнении коллектива. Также обязаны хору своим первым исполнением кантата "Александр Невский" С.Прокофьева, поэма "Памяти Сергея Есенина" и "Патетическая оратория" Г.Свиридова, многие хоровые сочинения Р.Щедрина, Р.Бойко, В.Александрова и других композиторов. Среди сочинений современных зарубежных композиторов, исполненных хором, упомянутый выше "Венгерский псалом" З.Кодаи, кантаты Карла Орфа "Катулли кармина" и "Кармина Бурана", "Три маленькие литургии" Оливье Мессиана, Третья симфония Микиса Теодоракиса и другие. С 1991 по 1995 год художественным руководителем хора был выдающийся хоровой дирижер Е.С.Тытянко - безвременно ушедший из жизни в июне 1995 года. Под его руководством коллектив осуществил записи на компакт-диски ряд замечательных русских опер: "Юдифь" В.Серова; "Царскую невесту" и "Майскую ночь" Римского-Корсакова; "Алеко" и "Франческу да Римини" С.Рахманинова. В настоящее время во главе коллектива стоит известный хоровой дирижер - народный артист России, профессор Игорь Иванович Раевский. Воспитанник хорового училища А.С.Свешникова и Московской государственной консерватории. За последние годы хор приглашался на гастроли в Швецию, Китай, Грецию, Израиль, Египет. Блистательный успех сопутствовал каждому выступлению хора в трех турне по США - январь 1993 г., январь - февраль 1994 г., февраль-апрель 1995 г.

 

 

Дважды Краснознаменный Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова

 

Крупнейший военный художественный коллектив России. Днём его рождения считается на 12 октября 1928 года — день, когда состоялось первое выступление коллектива в составе 12 человек в Центральном доме Красной Армии. Уже к середине 30-х годов численность Ансамбля выросла до 300 человек, а его известность вышла далеко за пределы России.

В 1978 году Ансамбль получил наивысшую профессиональную аттестацию — в свое 50-летие он стал академическим.

В настоящее время — "Дважды Краснознаменный академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А.В.Александрова"

Организатором и первым музыкальным руководителем был профессор Московской консерватории им. П.И.Чайковского, народный артист СССР, композитор, генерал-майор А.В.Александров, возглавлявший ансамбль на протяжении 18 лет.

С 1946 г. по 1987 г. (41 год) руководил Ансамблем его сын — Герой Социалистического труда, народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР, генерал-майор Б.А. Александров.

В настоящее время в штате Ансамбля 186 человек. Из них 9 солистов, мужской хор (64 человека), оркестр (38 человек), смешанная танцевальная группа (35 человек). Все участники Ансамбля имеют специальное музыкальное и хореографическое образование.

За всю историю коллектива 126 "александровцев" были удостоены почетных творческих званий (из них 47 человек трудятся в коллективе в настоящее время).

Хор признан одним из лучших мужских хоров мира. Он соединяет стройность и чистоту звучания академической капеллы с яркой эмоциональностью и непосредственностью, присущими народному исполнительству, демонстрирует высокое вокальное мастерство. Танцевальная группа ансамбля с честью удерживает завоеванные александровцами высоты хореографического искусства. Успех работы хора, солистов и танцевальной группы во многом зависит от гибкого и стройного в своем звучании оркестра, который уникален по своему составу. В нем удачно сочетаются русские народные инструменты — домры, балалайки, бая-ны с деревянными и медными духовыми инструментами.

В годы Великой Отечественной Войны ансамбль полным составом и бригадами выступил в действующей армии более 1500 раз. И сейчас, по сложившейся традиции, даёт концерты в военных округах, частях и подразделениях Российской Армии. Неоднократно кол-лектив выезжал с концертами в "горячие" точки, районы боевых действий — Афганистан, Югославию, Приднестровье, Таджикистан, Чеченскую Республику. Краснознаменцы проехали с концертами по всей России, побывали с гастролями более чем в 70-ти странах Европы, Азии, Африки и Америки, и везде их выступления пользовались поистине триумфальным успехом. Так, в 2004 году Ансамбль дал эксклюзивный концерт в Ватикане в честь дня рождения Папы римского Иоанна Павла II, в январе 2005 года принял участие в торжествах, посвящённых 60-летию освобождения Освенцима, участвовал в открытии фестиваля "Русская зима в Англии", в ознаменование 60-летия победы в Великой Отечественной войне по-бывал во всех городах-героях.

Заслуги ансамбля отмечены высокими наградами Родины, а также дипломом Международной выставки в Париже — "Гран При" (1937 г.), наградами за рекордные тиражи грамзаписей — "Золотые Диски" французской фирмы "Шан Дю Монд" (1964 г.), голландской "Н.О.С." (1974 г.) и "Золотой дискобол" (1961 г.), присужденный французской академией грамзаписи за лучшую пластинку года.

В репертуаре ансамбля более 2-х тысяч произведений. Это песни отечественных композиторов, народные песни и танцы, солдатские пляски, духовная музыка, классические произведения русских и зарубежных композиторов, шедевры мировой поп-музыки.

Деятельность ансамбля положила начало созданию и развитию коллективов нового типа — Ансамблей песни и пляски. По его образцу возникли многие Ансамбли песни и пляски военных округов, флотов и групп войск, причем не только у нас в стране, но и за рубежом.

Федеральное государственное учреждение "Российский государственный музыкальный телерадиоцентр" Академический Большой хор

 

Художественный руководитель и главный дирижер - Народная артистка СССР, профессор Людмила Владимировна Ермакова, директор - Валерий Алексеевич Петровичев.

"Академический Большой хор - один из лучших хоровых коллективов нашей страны. Каждая встреча с этими прекрасными музыкантами приносит мне большую радость"-
Дмитрий Шостакович.

Ермакова обладает ярким талантом, волей, темпераментом художника-интерпретатора. Она безукоризненно знает все "тайны хора" и максимально точно добивается от него нужного звучания в каждом данном произведении того или иного стиля" - Евгений Светланов.

Большой хор был создан в 1928 году на базе небольшого вокального ансамбля. Первым художественным руководителем был выдающийся мастер хорового искусства А.В. Свешников.

Коллектив дорожит сложившимися высокими традициями, которые были заложены видными дирижерами нашей страны Н.С. Головановым, М.И. Кувыкиным, К.Б. Птицей. Репертуар хора огромен, он состоит из более 5000 произведений, включая оперы, оратории, кантаты русских и зарубежных композиторов, произведения без сопровождения, народные песни, духовная музыка.

Исключительная оперативность, сочетающаяся с высоким художественным качеством, привлекает к хору композиторов, солистов-певцов и симфонических дирижеров. Немало современных и отечественных хоровых произведений крупной и мелкой формы впервые прозвучали в исполнении этого хора: оратории и кантаты Прокофьева, Шостаковича, Щедрина. Хачатуряна. Тактакишвили и др.

С 1983 года хор возглавляет Народная артистка СССР и России профессор Л.Ермакова.Известный хоровой дирижер, она принадлежит к числу ведущих хоровых деятелей страны. Окончив в 1957 году с отличием Московский музыкально-педагогический институт им. Гнесиных. Л. Ермакова была приглашена хормейстером в Академический Большой хор. Яркая одаренность, высокий профессионализм в полной мере раскрылись на посту главного дирижера и художественного руководителя хора.

С Большим хором сотрудничали и сотрудничают такие выдающиеся музыканты как А. Голованов, А. Гаук, С. Рихтер, Е. Светланов, Г. Рождественский, Д. Китаенко, Е. Образцова, В. Федосеев, И. Архипова, Е. Нестеренко, 3. Соткилава, Н. Гедда, М.Плетнев, М. Ростропович и многие другие.

Большой хор выступает в лучших залах Москвы, принимает участие в музыкальных фестивалях, Днях славянской письменности и культуры в различных городах России. Академическому Большому хору под управлением Людмилы Ермаковой рукоплескали в крупнейших концертных залах Болгарии, Чехословакии, Японии, Южной Кореи, Испании др.

Записи Академического Большого хора получили признание не только в России, но и за рубежом, где удостаивались "Grand Prix" на конкурсах грамзаписей.В настоящее время хор активно выступает на радио, концертных площадках Москвы, коллектив полон творческих планов и замыслов и с радостью ждет каждой новой встречи со своим слушателем.

Полный состав хора - 75 человек, малый состав - 30-40 человек.

 

Государственная Академическая капелла имени Юрлова

 

Государственная академическая хоровая капелла России имени Александра Александровича Юрлова - один из старейших и наиболее признанных музыкальных коллективов страны, был основан в 1919 г. Прославленный хор начинал свой творческий путь с небольшого семейного ансамбля, созданного Иваном Ивановичем Юховым (1871-1943 гг) в Щелково под Москвой в 1900 году. Помимо отца и четырех сестер в него входили друзья Юхова, любители хорового пения, рабочие фабрики Рабенека и Мытищинского вагоностроительного завода. Этот коллектив, перебравшись в 1903 г. в Москву, не затерялся на музыкальном небосклоне, а стал одним из лучших церковно-певческих хоров столицы.

После революционных событий 1917 года хор И. Юхова был национализирован. Вскоре он становится концертным симфоническим хором при Народном комиссариате просвещения РСФСР и успешно работает несколько десятилетий.

Массовый зритель хорошо знаком с одной из граней творчества хора по классическим кинолентам 30-х годов: «Волга, Волга», «Цирк», «Веселые ребята», в музыкальном озвучивании которых принимал участие этот высоко профессиональный коллектива.

Важнейший этап в жизни Капеллы связан с именем выдающегося музыканта, народного артиста РСФСР, профессора Александра Александровича Юрлова (1927-1973).

Возглавив капеллу в 1958 году, А. Юрлов начал неустанную кропотливую работу по совершенствованию певческого мастерства хора, его состава, по подбору репертуара. Благодаря его титаническим усилиям капелла достигла высочайшего художественного уровня. Несмотря на краткость отпущенных ему судьбою лет, он сумел сделать так много, что с именем его связана целая эпоха в русской музыке. А. Юрлов был первым, кто после длительного перерыва открыл перед отечественным и зарубежным слушателем огромный пласт русской хоровой музыки, остававшийся до того времени неизвестным. Обратившись к истокам хорового искусства и соединив их с современностью, А. Юрлов показал неразрывную связь и глубокую преемственность отечественной музыкальной культуры.

Внезапная кончина А. Юрлова не позволила осуществиться многим его замыслам.

Сохранить начатое им в капелле дело выпало Юрию Владимировичу Ухову, заслуженному деятелю искусств РСФСР (род. в 1937), который принял руководство коллективом в 1973 году и возглавлял его до 1981 года. Ему удалось сберечь творческий потенциал хора и продолжить движение в намеченном А. Юрловым направлении, решая сложные художественные задачи. Более 23 лет капеллу возглавлял Народный артист России, профессор Станислав Дмитриевич Гусев (род. в 1937), выдающийся хормейстер, ярко одаренный Музыкант, в творческом облике которого внутренняя сила и эмоциональная глубина сочетается со строгостью и пластичностью внешнего образа. Придя в коллектив в 1981 году, он во многом продолжил и развил традиции, заложенные А. Юрловым.

Главным направлением деятельности коллектива была и остается русская музыка, многие выдающиеся образцы которой именно в интерпретации Капеллы до сих пор являются эталоном исполнения.

Капелла неоднократно выступала с ведущими симфоническими дирижерами России такими, как Е. Светланов Г. Рождественский, Ю. Темирканов, В. Федосеев, В. Гергиевым, Ю. Симоновым, П. Коганом, В Ашкенази и другими блистательными музыкантами.

В 2004 году новым художественным руководителем и главным дирижером Государственной Академической Хоровой Капеллы России им. А. А. Юрлова был назначен Заслуженный деятель искусств России Геннадий Дмитряк - один из лучших хоровых дирижеров России, продолжатель дела своего учителя А.Юрлова.

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А.Юрлова

Художественный руководитель и
главный дирижёр — Геннадий ДМИТРЯК.