ТУ BY 100195.015-2004


Технические нормативные правовые акты (ТНПА) в области технического нормирования и стандартизации (ТНиС)

Организация работ по техническому нормированию и стандартизации в Республике Беларусь

В Республике Беларусь государственная система стандартизации (ГСС) начала формироваться в 1991-1992 гг. на основе принципов, выработанных Межгосударственной системой стандартизации (МГСС) стран СНГ. В 1995 году в Республике Беларусь был разработан и принят Закон «О стандартизации».

В соответствии с этим Законом государственные стандарты содержали требования, обеспечивающие:

1) безопасность продукции, работ и услуг для жизни, здоровья и имущества граждан, охраны окружающей среды (ОС);

2) совместимость и взаимозаменяемость продукции;

3) маркировку продукции;

4) единство методов контроля. Все эти требования были обязательны для исполнения.

Требования государственных стандартов, касающиеся потребительских характеристик продукции, её эксплуатационных свойств, гарантийных сроков были добровольными.

До 2004 г. обязательные требования стандартов использовались в качестве меры государственного регулирования требований к продукции и услугам. В тоже время многие требования к продукции и услугам, в том числе и обязательные, были установлены в подзаконных актах, носящих в основном ведомственный характер, что создавало определённые трудности как для отечественных, так и для иностранных производителей. В этой части положения ГСС не отвечали требованиям международной практики и положениям ВТО по техническим барьерам в торговле (ТБТ), санитарным и фитосанитарным мерам (СФС).

Соглашениями ВТО предусмотрено, что обязательные требования устанавливаются в технических регламентах (ТР), принимаемыми органами власти, а также то, что стандарты применяются в добровольном порядке.

Таким образом, наиболее существенным различием между отечественной и международной практикой стандартизации являлся статус стандартов.

Концепция развития стандартизации в Республике Беларусь предусматривала создание системы ТНиС на базе соглашений ВТО по ТБТ и СФС.

Изучение зарубежного опыта позволило установить, что наиболее эффективным является подход к ТНиС Европейского Союза (ЕС), позволяющий устранить технические барьеры в торговле, препятствующие свободному обращению продукции.

Концепции данного подхода были положены в основу Закона Республики Беларусь «О ТНиС» от 05.01.2004 г.

В Законе «О ТНиС» отражены принципиальные отличия от ранее действующего закона «О стандартизации».

К ним относятся:

1) введение в закон новой государственной функции «техническое нормирование», в процессе реализации которой создаётся и утверждается технический регламент;

2) утверждение технических регламентов правительством, что придаёт им соответствующий статус;

3) введение новых субъектов ТНиС – органов государственного регулирования и управления (Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь);

4) унификация терминологии в области ТНиС;

5) определение основных видов технических нормативных правовых актов (ТНПА): технических регламентов (ТР), технических кодексов установившейся практики (ТКП), технических условий (ТУ), государственных стандартов и стандартов организаций;

6) установление порядка применения государственных, международных и межгосударственных (региональных) стандартов;

7) применение на принципах добровольности знака соответствия продукции государственным стандартам;

8) разработка государственных стандартов техническими комитетами (ТК), что соответствует международной практике;

9) определение случаев, когда применение государственных стандартов является обязательным.

Основными предпосылками для изменения законодательства Республики Беларусь в области стандартизации явились:

1) условия присоединения к соглашениям ВТО;

2) основные положения соглашений ВТО по ТБТ и СФС в части ТНиС;

3) мероприятия Республики Беларусь по присоединению к ВТО;

4) участие Республики Беларусь в работе международных организаций по стандартизации (ИСО, МЭС);

5) принципы международной стандартизации;

6) принципы технического регулирования в ЕС;

7) Закон Республики Беларусь «О стандартизации» - 1995 г.;

8) развитие Государственной системы ТНиС в Республике Беларусь.

Система технического нормирования и стандартизации (ТНиС) - это совокупность ТНПА в области ТНиС, субъектов ТНиС, а также правил и процедур функционирования системы в целом.

 
 
Президент Республики Беларусь

 
 

 


Рисунок 3 – Система государственного регулирования в области ТНиС

 

Функции системы:

1) государственное регулирование и управление в области ТНиС;

2) планирование, государственный надзор и финансирование работ в области ТНиС.

Государственное регулирование и управление осуществляется Президентом, Советом Министров Республики Беларусь, Госстандартом, Минстройархитектуры.

Управление осуществляет Госстандарт Республики Беларусь, а в области архитектуры и строительства Минстройархитектуры.

Государственный комитет по стандартизации (Госстандарт) при Совете Министров Республики Беларусь возглавляет Председатель, назначаемый Президентом Республики Беларусь.

Он включает следующие структурные подразделения:

- Центральный аппарат, в состав которого входят отделы стандартизации, сертификации, метрологии и радиометрического контроля, государственного контроля за соблюдением требований ТНПА и вспомогательные отделы (отдел экономики и финансов, отдел бухгалтерского учёта, организационно-правовой и кадровый отдел, канцелярия);

- Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации (БелГИСС);

- Белорусский государственный институт метрологии (БелГИМ);

- Белорусский государственный институт повышения квалификации и переподготовки кадров по стандартизации, метрологии и управлению качеством (БГИПК);

- территориальные центры стандартизации, метрологии и сертификации в каждой области с аккредитованными испытательными лабораториями;

- Испытательный центр легкой промышленности;

- Национальный информационный центр по техническим барьерам в торговле, санитарным и фитосанитарным мерам (НИЦ по ТБТ и СФС).

Коллегиальными органами Комитета являются:

- коллегия;

- научно-техническая комиссия по стандартизации и сертификации;

- научно-техническая комиссия по метрологии.

Важнейшим рабочим органом в системе ТНиС являются технические комитеты, которые непосредственно занимаются разработкой проектов ТНПА. Они, как правило, создаются при БелНИИ (БелГИСС, БелГИМ, др. органах).

Планированием занимается Госстандарт совместно с Минстройархитектуры. В основу планирования закладываются государственные приоритеты и предложения заинтересованных субъектов. Проекты планируемых документов представляются в Совет Министров на утверждение.

Государственный надзор за соблюдением ТНПА осуществляют Госстандарт и Минстройархитектуры.

Финансирование осуществляется из средств республики и местных бюджетов и средств заинтересованных лиц, в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

 

Виды ТНПА определены в Законе Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации». К ним относятся: технические регламенты, технические кодексы установившейся практики, стандарты (в том числе государственные стандарты, стандарты организаций), технические условия (рис. 4).

Технический регламент (ТР) - технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе технического нормирования. Он устанавливает обязательные для соблюдения технические требования, связанные с безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг непосредственно и (или) путем ссылки на технические кодексы установившейся практики и (или) государственные стандарты Республики Беларусь. Технический регламент разрабатывается республиканскими органы государственного управления (РОГУ), утверждается Советом Министров и является обязательным для исполнения всеми субъектами ТНиС.

 

 

 

 

Рисунок 4 – Виды технических нормативных правовых актов (ТНПА)

Технические регламенты имеют следующее обозначение: ТР/2004/001/BY

ТР – индекс документа

2004 – год утверждения

001 – порядковый №, присваиваемый Госстандартом

BY – принадлежность к стране.

Технический кодекс установившейся практики (ТКП) - технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации, содержащий основанные на результатах практики технические требования к процессам ЖЦП или оказанию услуг. Разрабатывается и утверждается – уполномоченным РОГУ.

Обозначение: ТКП 43. 2004 (09170)

ТКП – индекс документа;

43 – порядковый номер;

2004 – год утверждения

09170 – код РОГУ, который разработал и утвердил ТКП (на основании общегосударственного классификатора ОК РБ).

Стандарт – технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации на основе согласия большинства заинтересованных субъектов технического нормирования и стандартизации и содержащий технические требования к продукции, процессам её разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или к оказанию услуг. Разрабатывается техническими комитетами, создаваемыми заинтересованными субъектами ТНиС, утверждается Госстандартом РБ или Министерством архитектуры и строительства.

Обозначение: СТБ 1160-2003

СТБ – индекс документа;

1160 – регистрационный номер;

2003 – год утверждения.

Стандарт организации (СТО) – стандарт, утвержденный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. В качестве СТО, как правило, разрабатываются документы на системы менеджмента качества (СМК), полуфабрикаты своего производства. Стандарты организаций не должны противоречить требованиям технических регламентов.

Технические условия (ТУ) – технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации, утвержденный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и содержащий технические требования к конкретному типу, марке, модели, виду реализуемой продукции или оказываемой услуг, включая правила приёмки и методы контроля.

Обозначение присваивается разработчиком.

ТУ – индекс документа;

BY – международный буквенный код РБ;

100195 – шестизначный код держателя подлинника ТУ по Единому государственному регистру юридических лиц и ИП (ЕГР)

точка – разделительный знак;

015 – трёхзначный порядковый регистрационный номер

2004 – год утверждения.

ТУ разрабатываются при отсутствии государственных стандартов на данную продукцию или в случае необходимости их уточнения.

Требования, устанавливаемые в ТУ, не должны нарушать обязательные требования действующих технических регламентов, стандартов, распространяющихся на данную продукцию.

Тема 1.3 Порядок разработки, принятия и применения нормативных документов по техническому нормированию и стандартизации

 

Технические регламенты разрабатываются и вводятся в действие в целях защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции и услуг относительно их назначения, качества и безопасности.

Введение технических регламентов преследует еще одну цель – концентрацию в одном документе всех требований, касающихся безопасности продукции и услуг, которые содержатся в различных документах, в том числе принятых разными органами государственного управления.

Разработка технических регламентов базируется на международных требованиях (директивы Европейского союза, международные стандарты, международные соглашения), региональных (унификация с техническими регламентами стран СНГ). Осуществляется на основании его структуры (рисунок 5) и предусматривает пять этапов с определенным комплексом работ и мероприятий:

- подготовка к разработке

- разработка рабочего проекта

- разработка окончательной редакции

- утверждение

-государственная регистрация, опубликование и издание.


 

 

Рисунок 5 – Структура технического регламента

Рисунок 6 - Механизм разработки технических регламентов

Технические регламенты вводятся республиканскими органами государственного управления в пределах предоставленных им полномочий Советом Министров Республики Беларусь в рамках соответствующей Программы.

Опубликование и издание ТР осуществляют в виде официальных печатных изданий. ТР применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения.

Требования утвержденного ТР являются обязательными для соблюдения всеми субъектами технического нормирования и стандартизации.

При изготовлении продукции на экспорт, если условиями договора иные требования, применяются условия договора, за исключением условий, противоречащих техническому регламенту.

ТР пересматриваются каждые пять лет. По результатам пересмотра (проверки) составляется акт и выносится одно из решений:

- сохранить, оставить без пересмотра и изменений;

- внести изменения и переиздать;

- подлежит пересмотру;

- подлежит отмене.

Для осуществления технического нормирования на отраслевом уровне предусмотрен такой документ, как технический кодекс установившейся практики (далее технический кодекс практики (ТКП)).

Технический кодекс практики разрабатывается с целью реализации требований ТР, повышения качества процессов разработки (проектирования), производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг.

Порядок разработки ТКП аналогичен ТР. Разработка, планирование и утверждение ТКП осуществляются республиканскими органами государственного управления в установленном порядке.

Обязательность соблюдения требований этих документов определяется органом государственного управления, который их утверждает.

В течение 15 дней кодекс должен быть утвержден. Срок введения в действие – не ранее 60 календарных дней со дня официального опубликования информации о его государственной регистрации.

Право официального издания технического кодекса принадлежит утвердившему его республиканскому органу государственного управления.

Срок действия технического кодекса 5 лет. Один раз в 5 лет технический кодекс пересматривается. По результатам проверки, как и у технических регламентов, могут быть вынесены следующие решения:

- сохранить;

- оставить без пересмотра и изменений;

- внести изменения и переиздать;

- подлежит пересмотру;

- подлежит отмене.

Государственные стандартыразрабатываются, в соответствии с требованиями к ним (рис. 7), техническими комитетами по стандартизации, а при их отсутствии – любыми заинтересованными лицами.


Рисунок 7 - Требования к государственным стандартам

Порядок разработки государственных стандартов во многом аналогичен порядку разработки ТР, а также ТКП и включает этапы:

- подготовку к разработке государственного стандарта;

- разработку проекта государственного стандарта (первой редакции и окончательной);

- утверждение государственного стандарта;

- регистрацию государственного стандарта.

Государственный стандарт утверждают без ограничения срока действия с обязательным установлением даты введения в действие.

Право официального издания государственных стандартов принадлежит Комитету по стандартизации, а в области архитектуры и строительства – Минстройархитектуры.

Стандарты организаций (СТО) разрабатывают и утверждают юридические лица или индивидуальные предприниматели самостоятельно и распоряжаются ими по собственному усмотрению. Они фиксируют результаты работы, проводимые на уровне субъектов хозяйствования и юридических лиц. Область распространения стандарта – только одна организация. Стандарты организаций не должны противоречить требованиям технических регламентов.

Порядок разработки технических условий (ТУ) несколько отличается от порядка разработки технических регламентов, технических кодексов и государственных стандартов. Предусматриваются следующие требования:

- технические условия разрабатываются на листах формата А4 или электронном носителе;

- технические условия в обязательном порядке должны включать разделы: «Методы контроля», «Технические требования», «Требования безопасности», «Требования охраны окружающей среды», «Гарантии изготовителя»;

- при наличии повторяющихся требований технические условия должны содержать ссылки на государственные стандарты.

Технические условия подлежат государственной регистрации в течение 15 дней.

Государственной регистрации не подлежат технические условия на опытные образцы, опытные партии, отходы, составные части, не подлежащие самостоятельной поставки, единичная продукция, простейшие товары народного потребления.

Если продукция предназначена для экспорта, то технические условия на данную продукцию подлежат государственной регистрации в обязательном порядке.