Именно культура продукта или услуги лежит в основе их конкурентоспособности, а значит, и успешности деятельности организации.


Материальная культура.

Что главное в организации, без чего она по определению существовать не может, как не смогли многие обанкротившиеся или потерявшие самостоятельность отечественные предприятия? Главное – конкурентоспособный продукт(или услуга, работа). И не зря в комплексе маркетинга 4Р продукт стоит на первом месте. Поэтому в иерархии компонентов организационной культуры первым должен стоять продукт, его культура. Культура продукта многогранна: это его функциональные, технические, эксплуатационные, эстетические характеристики, его дизайн, вес и т. д. Уровень культуры, полагаем, нужно оценивать в континууме высокий–низкий. Продукт высокого уровня культуры изготовлен на основе новейших достижений в соответствующей области, с использованием новейших высокоэффективных технологий и такого же оборудования. И тогда он будет конкурентоспособен, предприятие (страна, работники) – богатыми, со всеми вытекающими отсюда последствиями – сильной армией, высоким качеством и уровнем жизни, медицины и т. д.

 

Итак, иерархия компонентов ОК представляется примерно следующей: продукт, технология, производственное оборудование (техника), условия труда, ценности, нормы, правила поведения, традиции и т. д.

На первом месте всё же – культура производства, включающая в себя первые четыре компонента. Хотя кто же создаёт конкурентоспособные продукты? Конечно, люди – учёные, изобретатели, инженеры-конструкторы и инженеры-технологи. А качественно изготавливают их – рабочие, правильно обученные и хорошо мотивированные.

Поэтому первым делом нужно дать оценку тому параметру, без которого организация существовать вообще не может – с культуры продукта или услуги. Супер или «отстой»? Или что-то промежуточное? Вот в чём вопрос.

Техническая культура. Поскольку речь пока идёт о производстве, а не об офисах, то оценивается уровень соответствия всего применяемого в производстве оборудования лучшим образцам такого же назначения: какие у нас станки, технологическая оснастка, погрузочно-разгрузочное оборудование, транспортёры и т. д.

Технологическая культура. Технологии изготовления одного и того же продукта бывают разные. Технология даёт нам в мельчайших подробностях ответ на вопрос «Как?». Как изготавливается продукт? Какие операции, на каком оборудовании, в какой последовательности, с использованием каких вспомогательных средств и материалов выполняются? Как заготовка превращается в готовую деталь? Исходное сырьё – в готовый продукт? Технологии сборки описывают процесс сборки изделия из деталей и узлов, технологии окраски – процесс окраски, технологии выпечки – процесс выпечки и т. д.

Технологическая культура. Технологии изготовления одного и того же продукта бывают разные. Технология даёт нам в мельчайших подробностях ответ на вопрос «Как?». Как изготавливается продукт? Какие операции, на каком оборудовании, в какой последовательности, с использованием каких вспомогательных средств и материалов выполняются? Как заготовка превращается в готовую деталь? Исходное сырьё – в готовый продукт? Технологии сборки описывают процесс сборки изделия из деталей и узлов, технологии окраски – процесс окраски, технологии выпечки – процесс выпечки и т. д.

 

 

Культура условий труда. Условия труда – это совокупность факторов рабочей среды, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье человека в процессе труда. На работника в организации воздействует большое количество этих факторов, которые могут быть разделены на две группы: производственно-технические и социально-психологические.

Группа производственно-технических факторов наиболее обширна. В нее входят:

· технико-технологические факторы – особенности техники и технологии, уровень механизации и автоматизации труда, степень оснащенности рабочих мест, режим труда и отдыха;

· санитарно-гигиенические факторы – температура, влажность, скорость движения воздуха в рабочем помещении; уровни шума, вибрации, запыленности, загазованности, излучений; освещенность, контакт частей тела работника с водой, машинным маслом, токсичными веществами, общее состояние производственных помещений;

· факторы безопасности, гарантирующие защиту работника от механических повреждений, поражений током, от химического и радиационного загрязнения;

· эргономические факторы – комфортность на рабочих местах, совершенство конструкции техники и планировки размещения оборудования, органов управления и средств контроля за ходом технологического процесса, удобство обслуживания машин и механизмов;

· эстетические факторы – архитектурно-планировочные решения интерьера и экстерьера, эстетически выразительная форма и цвет средств труда, спецодежды, соответствующее оформление зон отдыха и пр.;

· хозяйственно-бытовые факторы – организация внутрисменного питания работников; наличие и состояние бытовок, умывальников, душевых, туалетов; организация стирки, химчистки и ремонта спецодежды, уборки помещений и территории и т.д.

Социально-психологические факторы – стиль руководства в подразделениях и на предприятии в целом, характер общения, отношений, поведения. Эти факторы формируют морально-психологический климат в коллективе.

Всё это оценивается визуально, рационально или эмоционально, объективно или субъективно, или по нормативам (при возможности).

Особо нужно сказать об организации работ. Раствор подвезли, а кирпичи ещё – нет. Аттестацию назначили, а бланки изготовить или принести забыли. Или аттестуемых предупредили за час до начала. Совещание назначили, а повестку не составили и не оповестили всех тех, кто должен прибыть на совещание. О проверке объявили, а конкретно какие группы проверять – не сказали. И это тоже культура, причём низкая, организации работ.

Если все вышеперечисленные факторы можно оценить как прогрессивные, то культура – высокая.

Можно оценить культуру управления, культуру отношений сотрудников друг к другу, к потребителю и т. д. Сделать это можно с позиции науки управления и психологии.