Двухфакторная теория трудовой мотивации
Ключ
Оцените результаты.
Поставьте себе по одному баллу:
за каждый ответ «да» на вопросы
№ 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 37, 41;
и за каждый ответ «нет» на вопросы
№ 6, 13, 18, 20, 24, 31, 36, 38, 39.
32-28 баллов. У вас очень сильная мотивация к успеху, Вы упорны в достижении цели, готовы преодолеть любые препятствия.
27-15 баллов. У Вас средняя мотивация к успеху, такая же, как у большинства людей. Стремление к цели приходит к Вам в форме приливов и отливов. Порой Вам хочется все бросить, так как Вы считаете, что цель, к которой Вы стремитесь, недостижима.
14-0 баллов. Мотивация к успеху у Вас довольно слабая, Вы довольны собой и своим положением. На работе «не горите», убеждены, что независимо от Ваших усилий все пойдет своим чередом.
Автор теории – Фредерик Герцберг (1959 г.). Эту теорию ещё называют теорией удовлетворённости трудом[6]. Во второй половине 50-х гг. Ф. Герцберг провёл исследования на различных рабочих местах в разных профессиональных группах и в разных странах методом интервьюирования. Работников просили описать ситуации, в которых они чувствовали полное удовлетворение или наоборот, неудовлетворённость от своей работы.
В результате Герцберг пришел к выводу, что удовлетворённость и неудовлетворённость вызваны разными группами факторов.
Было выделено две группы факторов: гигиенические факторы (они же – факторы условий труда, факторы контекста) и факторы-мотиваторы (см. таблицу ).
Таблица 2 – Две группы факторов в теории Герцберга
Гигиенические факторы | Факторы-мотиваторы |
1. Способ управления и степень непосредственного контроля. 2. Политика администрации фирмы. 3. Условия труда. 4. Межличностные отношения в коллективе (с начальством, коллегами и подчиненными). 5. Заработок. 6. Гарантированность и стабильность работы. 7. Влияние работы на личную жизнь. | 1. Профессиональные достижения и признание успеха. 2. Интерес к работе. 3. Ответственность (самостоятельность). 4. Продвижение по службе. 5. Возможность профессионального роста. |
Одна группа, названная Герцбергом «гигиенические факторы», определяла возникновение чувства неудовлетворённости или нейтрального состояния. Сами по себе эти факторы чувства удовлетворённости трудом не давали, но их благоприятное сочетание приводило к нейтральному состоянию.
Чувство удовлетворённости было связано с другой группой факторов, названной «мотиваторами». Факторы-мотиваторы не только влияют на удовлетворённость, но и способствуют повышению производительности и качества труда.
Контекст – [лат. – тесная связь, соединение] в данном случае – фон, на котором выполняется работа.
Гигиенические факторы необходимы, но не достаточны. Для усиления мотивации необходимо давать работникам возможности достижения успеха, признания этого успеха, профессионального роста, вызывать интерес к работе, давать самостоятельность, продвигать по службе.
Обращает на себя внимание положение заработка в этой теории: по мнению Герцберга (или респондентов), заработок не является мотивирующим фактором! Это расходится с представлениями наших руководителей о стимулировании работников: как правило, они считают именно заработок основным мотиватором.
Многие организации попытались реализовать эти выводы посредством программ «обогащения труда»: работа расширяется и перестраивается по вертикали – начальник передает подчинённому часть своих функций и вознаграждений. «Обогащение» труда даёт исполнителю возможность почувствовать сложность и значимость дела, независимость при выборе решений, исключить или уменьшить монотонность, рутинность, повысить ответственность за выполнение заданий, создать ощущение того, что человек выполняет отдельную и полностью самостоятельную работу.
Хотя теория успешно используется во многих случаях, но подходит не всегда и не для всех.
4. Теория трёх факторов Клейтона Альдерфера (ERG-теория)
[ə:g-теория]
Теории Маслоу и Герцберга получили обобщение в теории Клейтона Альдерфера.
Он предлагает три основные потребности:
а) экзистенциальные (existence [igzi'sist(ə)ns] – бытиё, жизнь);
б) социальные (relatedness [ri'leitidniz] – связи);
в) развития (growth [grəuθ] – рост, развитие]).
Сравнение потребностей по Альдерферу, Маслоу и Герцбергу показано в таблице .
Таблица – Сравнение потребностей по Альдерферу и Маслоу
Потребности | ||
по К. Альдерферу | по А. Маслоу | по Ф. Герцбергу |
1.Экзистенциальные – потребности в существовании | Физиологические и безопасности | Заработок. Гарантированность и стабильность работы |
2. Социальные – в социальных связях (отношениях) | В принадлежности, любви и уважении со стороны окружающих | Межличностные отношения |
3. Развития – в росте и развитии | Когнитивные и в самоактуализации | Продвижение по службе и возможность профессионального роста |
Альдерфер отрицал иерархичность потребностей. Считал, что могут доминировать сразу несколько потребностей. Но если блокировать более высокую потребность, то возрастает стремление к более частому удовлетворению нижележащей потребности.