VI. Русское кино 60-ых годов


На новом этапе осмысляется в российском кино материал Великой Отечественной войны. Фронтовые судьбы сценариста В. Ежова и режиссера Г. Чухрая позволили им проникновенно рассказать в "Балладе о солдате" (1959) об Алеше Скворцове (В. Ивашов), который получил отпуск и по дороге домой повстречал разных людей. Выбрав из его неполных девятнадцати лет несколько дней, создатели фильма наполнили их таким обилием пережитого, что дни стали походить на целую жизнь. Балладная интонация и особая емкость кинорассказа придали фильму классические черты. В картине "Летят журавли" (1957), снятой по пьесе В. Розова режиссером М. Калатозовым и оператором С. Урусевским, война была прослежена с первых и до последних суток. Тема картины - погибшие "вечно живы" - нашла поэтическое решение благодаря искусству молодых актеров Т. Самойловой (Вероника) и А. Баталова (Борис). Эта тема вызывала к жизни необычайную пластическую форму, когда аппарат со штатива, тележки и операторского крана переходил в руки, чтобы быть все время рядом с героями, улавливать движение их мыслей и чувств. Монтажный ритм кадров подчеркивал интенсивность духовного существования персонажей. Картина "Летят журавли" получила широкое международное признание.

Фильм режиссера и актера С. Бондарчука и оператора В. Монахова "Судьба человека" (1959) по М. Шолохову был похож на "фильм-воспоминание", где герой рассказывал о своем прошлом, и память обретала на экране живую плоть кадров. Бывший солдат Андрей Соколов, узнавший и фронт, и муки плена, и горе от потери близких, находит в себе силы, чтобы разделить последний отрезок пути с найденышем, сиротой войны.

Судьба подростка, ввергнутого в огонь, одухотворенного недетской ненавистью к врагу, стала содержанием картины "Иваново детство" режиссера А. Тарковского (1962) по рассказу В. Богомолова. Два плана действия составляют композицию, один из них - реальность фронта, другой - "сны", в которых возникают картины мирной жизни. Столкновение войны и мира углубляет философский контекст фильма. С этой работы начинается творческий путь одного из крупнейших представителей "новой волны" мастеров - режиссера Андрея Тарковского.

Взгляд на войну как на этап в жизни народа, неразрывно связанный с довоенным временем и продолженный в послевоенную эпоху, раздвинул рамки фильма "Дом, в котором я живу" по сценарию И. Ольшанского в постановке режиссеров Л. Кулиджанова и Я. Сегеля (1957). На немецкой земле в последние дни войны разворачивается сюжет фильма А. Алова и В. Наумова "Мир входящему" (1961) с актером В. Авдюшко в главной роли. Картина не получила одобрения в кругах начальства. Завоеванные призы на международных кинофестивалях, зрительское признание не освободили авторов от партийно-редакторской опеки, от различного рода проработок и разносов. Творческие трудности в значительной мере усугублялись этой обстановкой, которая накладывала свой отпечаток на кинематографический процесс.

Рядом с картинами, в которых был запечатлен трагический опыт борьбы с фашистским нашествием, демонстрируются фильмы иного звучания, созданные на современном материале с комедийной окраской действия. Движение комедийного жанра отмечено выпуском таких картин, как "Солдат Иван Бровкин" режиссера И. Лукинского (1955), "Неподдающиеся" (1959) и "Девчата" (1962) режиссера Ю. Чулюкина: их популярность во многом была основана на обаянии молодой актрисы Н. Румянцевой.

Завоевавшие читательский успех книги переносятся на экран режиссерами В. Басовым - "Битва в пути" (1961, по роману Г. Николаевой) и В. Венгеровым - "Балтийское небо" (1961, по роману Н. Чуковского).

Представитель старшего поколения мастеров, режиссер М. Ромм ставит фильм "9 дней одного года" (1961, оператор Г. Лавров), посвященный не внешне событийной, но внутренней, духовной жизни ученых-физиков. Авторы и критики определили "9 дней" как "картину-размышление". Актеры А. Баталов, И. Смоктуновский, Т. Лаврова в сыгранных ими ролях открыли новые грани современной темы, когда философские проблемы жизни и смерти, связанные с ядерной опасностью, решались в манере, далекой от выспренности, с ироническим подтекстом в словах и поведении людей.

Преемственность поколений, ответственность перед памятью погибших на войне - этим и другим проблемам была посвящена картина "Застава Ильича" ("Мне двадцать лет", 1961) по сценарию Г. Шпаликова в постановке М. Хуциева. В качестве целостного художественного компонента в фильм вошел образ Москвы, запечатленный в кадрах, снятых оператором М. Пилихиной. Манера съемок, сценарный замысел, режиссерское видение обусловили неповторимый облик фильма, соединившего документализм и метафоричность, прозу и поэзию жизни. Судьба "Заставы Ильича" сложилась драматически: лента была обвинена в различного рода идеологических грехах и положена на полку. Лишь спустя несколько лет картина вышла на экраны и стала событием в художественной и общественной жизни.

В новом своем фильме - "Июльский дождь" по сценарию А. Гребнева (1967) - режиссер исследует тему "конформизма", вольного или невольного приспособленчества в нелегких социальных обстоятельствах. Как и в предыдущей картине, дидактика и публицистика уходят с экрана, освобождая место поэтическому видению жизни. Конструкция другого его фильма - "Послесловие" (1984) - неожиданна: двое разговаривают на протяжении 10 частей, не выходя из квартиры. Диалогичность заявлена прежде всего в характерах - старого врача, прошедшего войну (Р. Плятт), и его зятя, молодого ученого (А. Мягков). Общение между ними не исчерпывает замысел фильма, замкнутое пространство словно раздвигается, на экран проникает время в своем историческом и героическом облике. Его проводником становится не только экранчик телевизора, который доставляют в квартиру и в фильм документальные кадры моряков-десантников, но и сами эти кадры войны монтируются с характерами персонажей, рождая отчетливую мысль о поколениях.

Режиссеру не удается начать съемки фильма о Пушкине, хотя подготовительная работа была проведена. Свойственный ему историзм творческого мышления М. Хуциев реализует затем в картине "Бесконечность", где жизнь героя с юношеских лет до зрелости прослеживается благодаря метафорическому образу, как бы по течению большой реки, запечатленной в кадрах.

Повесть В. Пановой легла в основу фильма "Сережа", дебюта режиссеров Г. Данелии и И. Таланкина (1960), где окружающий мир был воспроизведен на экране в своем поэтическом облике, с точки зрения ребенка. Процесс возрождения человеческой личности прослеживался в фильме "Когда деревья были большими" Л. Кулиджанова (1962) с актером Ю. Никулиным в главной роли. Нравственная бескомпромиссность отличала работы рано умершего режиссера В. Скуйбина. В его фильмах "Жестокость" (1959), "Чудотворная" (1960), "Суд" (1962), созданных на основе произведений П. Нилина и В. Тендрякова, герои оказываются в критических обстоятельствах, испытываются их духовные свойства, они проходят проверку на совесть. Лирические коллизии, которые привычно сопутствуют молодым героям, приобретали конфликтный характер, связывались с мировоззренческими проблемами в фильме "А если это любовь?" (1961, реж. Ю. Райзман).

Творчество кинодраматурга Б. Метальникова посвящено жизни колхозного села. В картинах, поставленных по его сценариям, "Отчий дом" (1959, реж. Л. Кулиджанов), "Простая история" (1960, реж. Ю. Егоров), внимание зрителей привлекали образы женщин, чьи судьбы раскрывались на экране в обстановке будничных забот и труда. Широкий общественный резонанс получила картина "Председатель" по сценарию Ю. Нагибина в постановке режиссера А. Салтыкова (1964). Образ Егора Трубникова, поднявшего людей в деревне на борьбу с послевоенной разрухой, вызвал оживленную дискуссию. Крупно заявленный, масштабный характер, в котором отложилось время, был раскрыт актером М. Ульяновым в традициях русской актерской школы.

Признанный мастер современной темы С. Герасимов создает обширный цикл фильмов - "Люди и звери" (1962), "Журналист" (1967), "У озера" (1969), "Любить человека" (1973), "Дочки-матери" (1975). Режиссер работает в свободной форме киноромана. Места действия этих фильмов, Урал, Прибайкалье, заполярная тундра, выбраны с таким расчетом, чтобы исследовать отношения человека и природы, раскрыть художественный смысл понятия "экология". В картине "Твой современник" (1967) Е. Габриловича и Ю. Райзмана производственная тема избирается как повод для постановки острой нравственной проблемы - о месте человека в обществе и о мере его ответственности перед собой и другими.

Мастера кино прибегают к поискам новых художественных решений. В фильме "Дневные звезды" режиссера И. Таланкина (1967) по книге О. Берггольц картины Древней Руси и сцены блокадного Ленинграда смыкаются в сознании героини, поэтессы (А. Демидова), чья мысль словно бы "экранизируется", становится видимой в кадрах. В фильме "Мертвый сезон" (1968, реж. С Кулиш) образ разведчика, созданный Д Банионисом, приобретает психологическую глубину и жизненную достоверность, далеко не всегда свойственные персонажам, действующим в заданных условных ситуациях.

Опыт кино прошлых лет творчески используется в различных жанрах, в том числе - комедийных. Между Бываловым из "Волги-Волги" и бюрократом Огурцовым из "Карнавальной ночи" (1956) устанавливаются "родственные" связи - во многом благодаря актеру И. Ильинскому. Постановщик "Карнавальной ночи" Э. Рязанов и в других своих работах пользуется сатирическими и лирическими красками, раскрывая на экране неординарные, примечательные характеры, подобные Деточкину (И. Смоктуновский) в фильме "Берегись автомобиля" (1966): герой в одиночку, как современный рыцарь, расправляется с хапугами и спекулянтами, обнаруживая свою родословную, начиная с образа Дон Кихота.

Эксцентрика, немая "комическая" возрождаются в картинах режиссера А Гайдая. В популярной короткометражке "Пес Барбос и необычный кросс" (1961) появляются "актерские маски" - Трус (Г. Вицин), Бывалый (Е. Моргунов), Балбес (Ю. Никулин). Полюбившиеся зрителю, они переходят из фильма в фильм, не уступая ни в чем другим персонажам, как в картине "Кавказская пленница" (1966).

Созданные на материале школы фильмы "Друг мой Колька" (1961, сценарий А. Хмелика, реж. А. Салтыков и А Митта), "Звонят, откройте дверь" (1966, сценарий А Володина, реж А Митта), "Доживем до понедельника" (1968, сценарий Г. Полонского, реж С. Ростоцкий) в разработке жизненно важных проблем нередко оказываются впереди иных "взрослых" картин. Кинокомедия "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен" (1964, реж. Э. Климов) обогатила галерею сатирических персонажей выразительной фигурой директора пионерлагеря (Е. Евстигнеев), осуществляющего свои начальственные функции в привычной демагогической манере, а фильм в целом оказался похожим на модель общества, выполненную в "подростковом варианте".

После шумного успеха "Республики ШКИД" (1966) для режиссера Г. Полоки наступают трудные времена. Особенности его творческой манеры - стремление преодолеть фотографическую природу кино и экранный натурализм, пристрастие к гротеску и буффонаде - не вписываются в эстетический официоз. Картина "Интервенция" по пьесе Л. Славина (1968), снятая в эксцентрической манере, с элементами мюзик-холла и бурлеска, вызывает резкую отповедь начальства. Лишь в ходе перестройки режиссер вновь начинает активную творческую и общественную деятельность. Г. Полока ставит "Возвращение броненосца" - на основе одесского фольклора и истории съемок великого фильма С. Эйзенштейна Картина "Зимняя вишня" с Е. Сафоновой и В. Соломиным в постановке И. Масленникова оказывается заметным явлением на фоне других лент, близких по теме, которую можно было бы озаглавить как "история любви". Режиссер продолжает разрабатывать найденный жанр в фильме "Зимняя вишня - 2", но главный его успех связан с сериалами для телевидения; особенно большим зрительским интересом пользовалась телеверсия картин о Шерлоке Холмсе (В. Ливанов) и докторе Ватсоне (В. Соломин).

Традиционные связи между кино и литературой получили дальнейшее развитие в многосерийной экранизации "Тихого Дона" С. Герасимова (1957-1958). Роман предоставил благодатный материал для актерского творчества, в картинах снимались П. Глебов, Э. Быстрицкая, Л. Хитяева, З. Кириенко. В "Поднятой целине" (1961, реж А. Иванов) среди исполнителей ролей выделялся Е. Матвеев, сыгравший Макара Нагульнова.

Мировая литературная классика получает своеобразное кинематографическое прочтение в картине "Отелло" (1956, реж. С. Юткевич) с С. Бондарчуком и И. Скобцевой в главных ролях. Мир шекспировских образов становится источником творчества режиссера Г. Козинцева. Его фильмы "Гамлет" (1964), снятый оператором И. Грицюсом, с И. Смоктуновским в заглавной роли, и "Король Лир" (1970) завоевывают признание в разных странах и на международных кинофестивалях. Проза Ф. Достоевского рождает замыслы таких картин режиссера И. Пырьева, как "Идиот" (1958) и "Братья Карамазовы" (1968) с участием Ю. Борисовой, Ю. Яковлева, К. Лаврова, М. Ульянова. В работе над "Войной и миром" (1966-1967) С. Бондарчук стремится к широте и динамичной пластике кинематографических образов (оператор А. Петрицкий), по-своему отвечающих особенностям толстовского письма.