Модель нормативной структуры системы и ее использование при анализе и синтезе системы управления


После установления предпочтительной структуры управления фирмой стоит задача "наполнения" этой иерархической структуры блоками, ответственными за выполнения конкретных функций управления. Взаимодействие последних и должно обеспечить выполнение задач управления фирмой.

Единицей оргструктуры может являться структурный модуль. Основные требования к нему:

- выполнение определенной цели,

- совместимость с другими составными частями,

- возможность использования в разных сочетаниях.

Моделирование взаимодействия структурных модулей предусматривает три среза:

- по разнообразию результатов (промежуточный, замыкающий, исходный),

- по видам деятельности (реконструкция функции, выбор режима, защита режима),

- по элементам функционирования системы (вход, выход, процессор).

В результате получается некоторая структурная решетка размерностью , каждый узел которой - совмещение определенного вида деятельности, типы результата и элементы функционирования системы (не все они реально обязательно существуют).

В зависимости от вида деятельности решения и управление в процессе их реализации связаны с:

- реконструкцией функции (инновационная деятельность),

- с выбором режима (инфраструктурная деятельность),

- с защитой выбранного режима (эксплуатационная деятельность).

Соответственно инновационная деятельность может быть связана с промежуточными полезными результатами, инфраструктурная деятельность - со всеми видами результатов, а эксплуатационная деятельность только с исходными и замыкающими полезными результатами. В структурных модулях и системе можно выделить два типа входов - материальный и информационный и один тип выхода.

Группы структурных модулей, объединенных сильной зависимостью от одного фактора, составляют пять структурных блоков (табл. 17.7):

У1- привязка ограничений внешней инфраструктуры к условиям деятельности фирмы;

У2- реализация тиража продукции (услуг);

У3- синтез образцов изделий, услуг;

У4- обеспечение процесса создания тиража продукта;

Z - общее руководство фирмой.

На основе структурных модулей можно построить контуры принятия решений для различных видов деятельности фирм. В общем случае такой контур представлен на рис. 57.

 

 

Рис. 57. Контур принятия решения


Таблица 17.7

Перечень структурных модулей, входящих в модель нормативной структуры системы

Тип струк-турного модуля Тип результата, обеспечиваемый данным модулем Характер прини-маемых решений Направление деятельности Область ответственности Подразделения управления завода, реализующие модуль
У1 Промежуточный Выбор режима Привязка ограничений внешней инфраструктуры к условиям данной хозяйственной системы Уровень использования хозяйственного потенциала данной хозяйственной системы Главный экономист
У11 -"- -"- Привязка ограничений внешней инфраструктуры к элементам входа данной хозяйственной системы Соответствие установленных ограничений по элементам входа потребностям функционирования данной хозяйственной системы ПЭО
У12 -"- -"- Привязка ограничений инфраструктуры к элементам выхода данной хозяйственной системы Соответствие установленных ограничений по элементам выхода возможностям данной хозяйственной системы ПЭО, Финансовый отдел
У13 -"- -"- Привязка ограничений внешней инфраструктуры к элементам процессора данной хозяйственной системы Соответствие установленных ограничений по элементам процессора мощности данной хозяйственной системы ПЭО, ПДО, ОТЗ, ОГМ, ОГЭ
У14 -"- Защита режима Компенсация возможных изменений внешних и внутренних условий Соответствие установленного размера тиража изделий предъявляемому потребительскому спросу ПДО, Отдел маркетинга
У15 -"- -"- Компенсация возможных изменений внешних и внутренних условий Соответствие реализуемого размера тиража изделий (продуктов, услуг) предъявляемому потребительскому спросу ПДО, Отдел маркетинга
У2 Замыкающий -"- Реализация тиража изделий (продуктов, услуг) Размер тиража изделий (продуктов, услуг) Отдел маркетинга
У21 Замыкающий Защита режима Ограничение разнообразия образцов изделий (продуктов, услуг) в тираже (ограничение в разнообразии собственной технологии) Мера унификации образцов изделий (продуктов, услуг) в тираже КТОС, Отдел маркетинга
У22 -"- -"- Установление условий поставки образцов изделий (продуктов, услуг) Мера согласования хозяйственных интересов поставщиков и потребителей ОГК, Отдел маркетинга

 


 

Продолжение табл. 17.7

Тип струк-турного модуля Тип результата, обеспечиваемый данным модулем Характер прини-маемых решений Направление деятельности Область ответственности Подразделения управления завода, реализующие модуль
У23 -"- -"- Создание условий эксплуатации данного образца изделий (продукта, услуги) у потребителя Соответствие условий эксплуатации данного образца изделия у потребителя его техническим характеристикам (авторский надзор) ОГК, Служба надежности
У3 Промежуточный Замыкающий Рекон-струкция функции Синтез образцов изделий (продуктов, услуг) Соответствие образцов изделий (продуктов, услуг) структуре предъявляемых потребностей НИИ, КБ ОГК
У31 Промежуточный -"- Изменение элементов оснащения данной хозяйственной системы Мера приращения хозяйственного потенциала данной системы ОГТ, ОМА, ОИХ, ОГМ, ОГЭ
У32 -"- -"- Изменение элементов катализатора данной хозяйственной системы (изменение уровня и запаса квалификации) Мера приращивания хозяйственного потенциала данной системы Отдел подготовки кадров, отдел кадров
У33 -"- -"- Изменение элементов входа данной хозяйственной системы Мера приращения свойств образцов изделий (продуктов, услуг) ОГТ, ОГК
У34 Замыкающий -"- Изменение свойств образцов изделий (продуктов, услуг) для удовлетворения более эффективным образом возникших потребностей Соответствие потребительских свойств образца изделий (продукта, услуги ) предъявляемым требованиям ОГК, Отдел маркетинга
У4 Исходный Защита режима Обеспечение условий реализации процесса преобразования образца изделия (продукта, услуги) в соответствующий тираж изделия Мера обеспеченности процесса преобразования образца изделия (продукта, услуги) в соответствующий тираж изделия ОГТ, ОИХ, ОГМ, ОМТС, Отдел кооперации
У41 -"- -"- Создание резервов ресурсов для обеспечения процессов преобразования образца изделия (продукта, услуги) в соответствующий тираж изделия Уровень запасов ресурсов ОМТС, Отдел кооперации
У42 -"- -"- Регулирование ресурсов во времени Время пополнения (возобновления) запаса ОМТС, Отдел кооперации

 

 

Окончание табл. 17.7

Тип струк-турного модуля Тип результата, обеспечиваемый данным модулем Характер прини-маемых решений Направление деятельности Область ответственности Подразделения управления завода, реализующие модуль
У43 -"- -"- Обеспечение процессов преобразования образцовизделий (продуктов, услуг) в соответствующий тираж изделий (продуктов, услуг) элементами оснащения Изменение технических характеристик элементов оснащения во времени ОГТ, ОКС
Z1 Промежуточный Выбор режима Компенсация возможных возмущений по элементам входа и процессора Соответствие достигнутых результатов деятельности установленным ограничениям Руководство, финансовый отдел, бухгалтерия
Z2 -"- Защита режима Создание условий деятельности руководства в хозяйственной системе Качество обслуживания руководства АСУП, Канцелярия

Эта схема отражает организационно-экономические условия преобразования ресурсов в полезные результаты. Контур принятия решений позволяет выделить в каждом блоке базовой структуры классы непересекающихся решений и на этой основе установить группы подразделений, их взаимосвязь и подчиненность, полномочия и области ответственности. По отношению к конкретному виду деятельности этот контур принятия решения может быть видоизменен и детализован.

Следующая задача модульного проектирования - установление области ответственности каждого структурного модуля и характера принимаемых им решений (типа деятельности). Устанавливая в контуре решений направления и содержание взаимодействия блоков на каждой фазе принятия решения, можно выделить внутри каждого блока структурные модули по признакам законченности фазы формирования полезного результата и однородности принимаемых решений (табл. 17.8).

Таким образом, в блоке У1выделяются две группы структурных модулей: первая (У11, У12, У13) - привязки при планировании деятельности фирмы ограничений на деятельность блоков У2и У4в форме плановых заданий для них, вторая группа (У14, У15) на фазе выполнения плана компенсирует возможные изменения внутренней и внешней среды.

В блоке У2- три типа структурных модулей (по назначению продукции и услуг, условиям их поставки и обеспечению устойчивости в эксплуатации).

 

Таблица 17.8

Соответствие структурных блоков и характера решений

Структурный блок Тип деятельности Характер принимаемых решений Фаза принятия решения
Выбор и координация Выполнение плана
У1 Инфраструктурный Выбор режима У11, У12, У13 У14, У15
У2 Эксплуатационный Защита режима У21, У22, У23 -
У3 Инновационный Реконструкция функции У31, У32, У33 У34
У4 Эксплуатационный Защита режима У41, У42, У43 -
Z Инфраструктурный Выбор режима Z1 Z2

 

В блоке У3выделено две группы модулей: (У31, У32, У33) - формирование изделия и его техническое и организационное обеспечение, (У34) - изменение изделия и его ресурсного обеспечения (например, модернизация его).

В блоке У4выделены три типа структурных модулей. На стадии планирования и координации модули У41, У42, У43отвечают за распределение входных потоков, а на стадии выполнения плана резервируют продукты и оснащение, необходимые для функционирования системы.

По фазам принимаемых решений можно выделить два вида блоков, т.е. всего шесть видов структурных звеньев. Следовательно, в модели нормативной структуры управления выделены 17 типов структурных модулей, для каждого из которых теоретически можно установить основные направления деятельности, область ответственности и характер принимаемых решений.

Эта модель может быть использована для решения задач анализа и синтеза структур управления. В первом случае сопоставление модели с существующей структурой позволяет оценить полноту заполнения управленческими функциями областей ответственности каждого структурного элемента.

Алгоритм анализа состоит в следующем:

1. Анализируются функции управления, производится их разделение на группы в соответствии с перечнем структурных модулей нормативной модели.

2. Оценивается "представительность" каждой группы в соответственно нормативно выделенном блоке структуры.

3. Устанавливаются наименее охваченные сферы управления.

4. Дополняется список функций управления.

При синтезе модуль нормативной структуры - основа установления идентификационных характеристик, по которым проектируются новые подразделения в структуре.