ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


ЛЕКЦИЯ 4.

Тема 4. Информатизация правотворческой деятельности

Задачи и функции информатизации правотворческих органов.
Информационное обеспечение разработки и принятия нормативных правовых актов в Федеральном Собрании Российской Федерации.

Применение информационных технологий федерального и корпоративного нормотворчества.

4.1.Задачи и функции информатизации правотворческих органов.

Как известно под правотворчеством понимается деятельность государства по разработке, подготовке, принятию и изменению нормативных правовых актов.

Но чтобы быть более точным в изложении проблем нормотворчества, следует включить в предмет изучения и проблемы разработки и создания нормативных актов локального регулирования, действующих исключительно только в тех, организациях, орган управления которых их принимает (уставы, положения, приказы и инструкции и др.).

Правотворчество, таким образом, представляет собой процесс, состоящий из нескольких стадий, совокупности относительно самостоятельных действий, объединенных одной целью.

На стадии разработки необходимо изучить:

- актуальность правового регулирования общественных отношений;

- практику применения действующего законодательства;

- историю правового регулирования;

- зарубежный опыт нормотворчества по аналогичным проблемам.

Как видите, для решения всех этих вопросов нужно собрать и проанализировать много информации по актуальным проблемам общественных отношений, входящим в предмет будущего закона или иного нормативного правового акта, а также собрать и обобщить в плане сравнительного правоведения исторические и зарубежные аналоги.

На второй стадии необходимо разработать проект нормативного правового акта, организовать его всестороннее предварительное обсуждение, провести экспертизу и подготовить к окончательному обсуждению и принятию.

Здесь также требуется кропотливая работу по сбору, обработке и анализу большого объема информации, ее размножению и вновь сбору, обработке и анализу. Итак, до тех пор, пока не будет разработан и согласован окончательный вариант законопроекта.

На третьей стадии предстоит работа по детальному обсуждению законопроекта в нескольких чтениях, его принятию (возможно, несколькими органами) и опубликованию.

Как видите, для того, чтобы был принят законопроект, необходимо провести много работы, связанной со сбором, обработкой и анализом огромного массива различной информации.

Для того, чтобы выполнить эту работу, необходима современная вычислительная техника, надежные каналы связи для передачи информации, а также использовать современные информационные технологии (способы сбора, обработки и передачи информации).

Таким образом, целью информатизации правотворческой деятельности является оказание помощи в деятельности государственных органов по разработке и принятию нормативных правовых актов путем формирования ресурсов правовой информации, применения информационных средств и технологий.

Основными задачами информатизации являются:

-формирование массива информационных ресурсов;

-оснащение правотворческих органов современной вычислительной и другой техникой обработки и передачи информации;

-внедрение информационных технологий;

-обучение персонала навыкам работы с информационными средствами.

 

В предмет курса входит изучение структуры и содержания деятельности по информатизации (информационному обеспечению) Федерального Собрания Российской Федерации и его палат –Государственной Думы и Совета Федерации.

Наиболее подробно современное состояние информатизации законотворчества в Федеральном Собрании описаны в специальной литературе. Можно воспользоваться и кратким описанием О.А.Гаврилова в его учебнике «Курс правовой информатики».